ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-495/17 от 26.12.2017 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №5-495/17 <данные изъяты>

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Пермь 26 декабря 2017 года

Судья Ленинского районного суда г. Перми Оплетина Е.С.,

при секретаре Дворниковой М.А.,

с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества «Судоходная компания «Камское речное пароходство», расположенного по адресу: <Адрес>, ИНН

у с т а н о в и л:

ведущим специалистом сектора государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края ФИО2 в отношении ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» ДД.ММ.ГГГГ вынесен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которое выразилось в том, что юридическим лицом не выполнено в предусмотренный срок предписание Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края об устранении выявленного нарушения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в срок до ДД.ММ.ГГГГ (срок продлен Министерством культуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД-27-01-40-114 до ДД.ММ.ГГГГ) необходимо было провести капитальный ремонт кровли объекта культурного наследия регионального значения «Флигель» 1820-е гг. – 1890 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Дом пароходчика Н.В. Мешкова с воротами», 1820-е гг. – 1890 гг. (<Адрес>

В судебном заседании защитник указал, что фактически у юридического лица отсутствует возможность исполнения данного предписания в результате бездействия административных органов по выдаче охранного обязательства на объект культурного наследия, по выдаче соответствующего задания на проведение работ, переписка с Министерством культуры Пермского края велась с 2015 года, в связи с этим Министерством и продлевался срок исполнения предписания, но, несмотря на отсутствие данных документов, ОАО «СУ «Камское речное пароходство» привлекается к административной ответственности, поэтому полагает, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.

Представитель надзорного органа в судебное заседание не явился, заявлений и ходатайств не направил.

Выслушав защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, представленные ОАО «СК «Камское речное пароходство» документы, судья приходит к выводу, что основания для привлечения юридического лица к административной ответственности отсутствуют, производство по делу подлежит прекращению.

В соответствии с ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации (ст. 4 названного закона).

Согласно п. 1 ст. 40 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии с п. 1 ст. 45 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

При этом согласно форме задания, на проведение работ, утвержденной ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в ней подлежит отражению также сведения об охранном обязательстве.

В соответствии с положениями ст. 47.6 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

Охранным обязательством устанавливаются следующие требования:

1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона;

2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона;

Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия, предусмотренный статьей 21 настоящего Федерального закона.

В случае отсутствия паспорта объекта культурного наследия в охранное обязательство вносятся:

1) сведения о наименовании объекта культурного наследия;

2) сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий;

3) сведения о категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

4) сведения о виде объекта культурного наследия;

5) номер и дата принятия органом государственной власти решения о включении объекта культурного наследия в реестр;

6) сведения о местонахождении объекта культурного наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта);

7) сведения о границах территории объекта культурного наследия (при наличии);

8) описание предмета охраны объекта культурного наследия (при наличии);

9) фотографическое (иное графическое) изображение объекта культурного наследия, за исключением отдельных объектов археологического наследия, фотографическое изображение которых вносится на основании решения соответствующего органа охраны объектов культурного наследия;

10) сведения о наличии зон охраны данного объекта культурного наследия с указанием номера и даты принятия органом государственной власти акта об утверждении указанных зон либо информация о расположении данного объекта культурного наследия в границах зон охраны иного объекта культурного наследия;

11) сведения о требованиях к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, об особом режиме использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона;

12) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона.

Акт соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, определенного пунктом 7 настоящей статьи, с утвержденным им охранным обязательством подлежит размещению на сайте соответствующего органа охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и приобщается федеральным органом охраны объектов культурного наследия к учетному делу соответствующего объекта культурного наследия.

Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Условия охранных обязательств в отношении отнесенных к объектам культурного наследия архитектурных ансамблей, усадебных и дворцово-парковых комплексов, являющихся сложными вещами, распространяются на все их составные части.Распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения» «Флигель», входящий в состав объекта культурного наследия «Дом пароходчика Н.В. Мешкова», включен в список памятников истории Пермского края регионального значения.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что согласно акту проверки -з-2015 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «СК «Камское речное пароходство» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводилась внеплановая документарная проверка, в ходе которой было установлено, что ОАО «СК «Камское речное пароходство» является собственником объекта культурного наследия «Флигель» (<Адрес> который поставлен на учет и охраняется государством. Государственной инспекцией по контролю за объектами культурного наследия Пермского края ДД.ММ.ГГГГ по итогам плановой выездной проверки ОАО «СК «Камское речное пароходство» выдавалось предписание об устранении выявленного нарушения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ (срок продлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД-27-01-36.4-122) провести капитальный ремонт кровли флигеля. Указанные работы провести в соответствии с действующим законодательством. На момент окончания проведения проверки юридическое лицо задания и разрешения на проведение работ по капитальному ремонту кровли объекта в Министерстве культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края не получало. ДД.ММ.ГГГГ ОАО «СК «Камское речное пароходство» обратилось в адрес Министерства с ходатайством о продлении срока исполнения п. 2 предписания в связи с тем, что задания на проведение работ по сохранению находящейся в собственности части объекта культурного наследия не получено, однако, в удовлетворении ходатайства было отказано, поскольку срок исполнения п. 2 предписания уже был продлен и мер к его исполнению до настоящего времени собственником не предпринято. Причины и условия, препятствующие выполнению в срок до ДД.ММ.ГГГГ капитального ремонта кровли объекта отсутствуют. На основании изложенного выявлено нарушение ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пп. 1 п. 1 ст. 47.3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно: содержание и использование объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Выявлен факт неисполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ п. 2: в срок до ДД.ММ.ГГГГ (срок продлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД-27-01-36.4-122) провести капитальный ремонт кровли флигеля (л.д. 19-22).

На основании указанного акта проверки в адрес ОАО «СК «Камское речное пароходство» вновь выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым указано содержание нарушения: пп. 1 п. 1 ст. 47.3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно: содержание и использование объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Срок устранения нарушения: в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести капитальный ремонт кровли объекта культурного наследия регионального значения «Флигель» 1820-е гг. – 1890 гг., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Дом пароходчика Н.В. Мешкова с воротами», 1820-е гг. – 1890 гг. (<Адрес> (л.д. 13-14).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД-27-01-40-114 исполнение предписания продлено до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-17).

Защитником в материалы дела об административном правонарушении представлена переписка ОАО «СК «Камское речное пароходство» с Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края в период с момента выдачи предписания от ДД.ММ.ГГГГ до продления срока исполнения предписания, из которой следует, что на обращения юридического лица по выдаче охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия, Министерством был дан ответ, что такое охранное обязательство отсутствует, при этом именно в связи с тем, что уполномоченный орган готовил документы по оформлению охранного обязательства в отношении указанного объекта культурного наследия и был продлен срок исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ (ответ от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД-27-01-40-114).

Кроме того, в материалы дела также представлено заявление ОАО «СК «Камское речное пароходство» о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, которое было возвращено в адрес юридического лица Министерством культуры Пермского края на том основании, что не указаны краткие сведения об объекте культурного наследия и его техническом состоянии, предмет охраны объекта культурного наследия, сведения о заказчике, научно-проектной и (или) проектной документации и возможности её использования (ответ от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД).

Вместе с тем, судья соглашается с доводами защитника о том, что получение задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия возможно при наличии охранного обязательства, в котором содержатся те сведения, в отсутствии которых Министерством культуры Пермского края и было отказано в выдаче разрешения на такие работы, при этом само охранное обязательство так уполномоченным органом в адрес юридического лица и не было направлено, то есть установлены обстоятельства, что при отсутствии данных документов юридическое лицо не имеет возможности провести капитальный ремонт кровли объекта культурного наследия, а проведение работ без охранного обязательства, обязательной частью которого также является акт о техническом состоянии объекта культурного наследия, и полученного на его основании разрешения на проведение указанных работ в свою очередь также будет являться нарушением ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Кроме того, в материалы дела об административном правонарушении не представлены достаточные доказательства надзорным органом, что ОАО «СК «Камское речное пароходство» не выполняет требования пп. 1 п. 1 ст. 47.3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно не осуществляет расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Содержание акта проверки и предписания от ДД.ММ.ГГГГ таких данных не содержит, в акте проверки указано лишь на невыполнение в срок предписания от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о проведенных обследованиях объекта, об ухудшении его состояния, что оно не отвечает требованиям надлежащего технического, санитарного и противопожарного состояния, в материалах дела отсутствуют.

На основании изложенного судья приходит к выводу, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения.

Доводы защитника о том, что протокол составлен не уполномоченным лицом судьей отклоняется, поскольку Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-п «О передаче функций в сфере охраны объектов культурного наследия и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Пермского края» данные функции были переданы от Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края, в том числе и в части проверки ранее выданных предписаний в части устранения нарушений ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, свидетельствующих, что юридическое лицо умышленно не выполнило в установленный срок предписание уполномоченного органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, то есть вина юридического лица в совершении административного правонарушения отсутствует, в связи с чем производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья:

П О С Т А Н О В И Л:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества «Судоходная компания «Камское речное пароходство» на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Судья подпись Е.С. Оплетина

<данные изъяты>

<данные изъяты>