ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-495/2021 от 29.03.2021 Шахтинского городского суда (Ростовская область)

К делу № 5-495/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

29 марта 2021 г. г. Шахты

Судья Шахтинского городского суда Ростовской области Дорошенко Н.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Специалистом-экспертом отдела контрольно-надзорной деятельности по исполнению переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия ФИО5, при осуществлении мероприятий по контролю за состоянием объекта культрного наследия регионального значения «Жилой дом купца», расположенного по адресу: <адрес>, литеры А, а, состоящего на государственной охране на основании постановления Главы Администрации Ростовской области от 14.03.1994 № 69 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры области», организованных в связи с поступлением письма из администрации города Шахты от 18.06.2020 № 61.03/516 с информацией о реконструкции объекта капитального строительства с нарушением градостроительного законодательства, установлено следующее.

Объект культурного наследия представляет собой одноэтажное, кирпичное здание, прямоугольной конфигурации в плане, имеющее трехскатную крышу с люкарной, главный северо-западный фасад, кирпичный, окрашен, дворовые фасады оштукатурены, окрашены. К северо-восточному дворовому фасаду закреплена металлоконструкция, накрытая поликарбонатными листами (предположительно навес).

Объект недвижимости по адресу: <адрес> расположен к юго-востоку относительно объекта культурного наследия, представляет собой кирпичное двухэтажное здание со вторым мансардным этажом, облицованное виниловым сайдингом, прямоугольной конфигурации в плане, имеющее двухскатную крышу.

На земельном участке зафиксировано складирование строительных отходов, на момент обследования строительных работ не зафиксировано.

Указанный объект недвижимости принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1 (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, ).

Границы территории объекта культурного наследия утверждены постановлением комитета от 30.08.2019 № 20/01-01/532 ««Об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом купца». Объект недвижимости располагается на земельном участке, непосредственно связанном с границами территории объекта культурного наследия. Раздел об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, включенный в состав проектной документации, разработанной в рамках реконструкции объекта недвижимости, на согласование в комитет не поступал, чем нарушена ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», которой установлено, что строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия, тем самым совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ФИО2 в суде просила производство по делу прекратить, поскольку она не производила никаких работ по реконструкции приобретенного 24.12.2019 жилья, по состоянию на момент проверки дом находился в том состоянии, в котором и был приобретен, соответственного в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Выслушав привлекаемое лицо, изучив материалы дела, оценивая все доказательства по делу в их совокупности, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

В силу ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Как следует из материалов дела, 02.07.2020 года в 12-00 час. комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области на основании задания от 02.07.2020 года № 115-20 проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом купца», расположенного по адресу: <адрес>, литеры А,а, состоящего на государственной охране на основании постановления Главы Администрации Ростовской области от 14.03.1994г. № 69 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры области».

В ходе проведенного мероприятия должностным лицом комитета установлено, что объект культурного наследия представляет собой одноэтажное, кирпичное здание, прямоугольной конфигурации в плане, имеющее трехскатную крышу с люкарной, главный северо-западный фасад кирпичный, окрашен, дворовые фасады оштукатурены, окрашены. К северо-восточному дворовому фасаду закреплена металлоконструкция,
накрытая поликарбонатными листами (предположительно навес); объект недвижимости по адресу: <адрес> расположен к юго-востоку относительно объекта культурного наследия, представляет собой кирпичное двухэтажное здание со вторым мансардным этажом, облицованное виниловым сайдингом, прямоугольной конфигурацией в плане, имеющее двухскатную крышу; на участке зафиксировано складирование строительных отходов, на момент обследования строительных работ не зафиксировано. Указанный объект недвижимости принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1

Границы территории объекта культурного наследия утверждены постановлением комитета от 30.08.2019 №20/01-01/532 «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом купца». Объект недвижимости располагается на земельном участке, непосредственно связанном с границами территории объекта культурного наследия. Раздел об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, включенный в состав проектной документации, разработанной в рамках реконструкции объекта недвижимости, на согласование в комитет не поступал, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Частью 3 статьи 36 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Именно нарушение данной нормы закона административный орган зафиксировал в протоколе об административном правонарушении.

Посчитав, что ФИО1 не организовала выполнение требований Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», должностное лицо комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области 08.09.2020 года составило в ее отношении протокол об административном правонарушении .

Вместе с тем, судом установлено, что ФИО1 является собственником 1/2 доли квартиры <адрес> на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

В рамках гражданского дела была проведена строительно-техническая экспертиза, которой установлено, что квартира <адрес> (литер Б) была реконструирована путем возведения мансардного этажа, в результате чего произошло изменение этажности объекта исследования с одного до двух этажей, что повлекло за собой увеличение общей площади и высоты объекта с 3,20 м до 7,81 м. Возведение мансардного этажа производилось до ноября 2016 г.

Таким образом, доводы ФИО1 о том, что реконструкция объекта недвижимости была произведена иными лицами до приобретения ею квартиры 19.12.2019, нашли в суде свое подтверждение.

Доказательств того, что ФИО1 производились строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, суду не представлено.

Именно по этой причине на ФИО1 не может быть возложена обязанность по согласованию проектной документации реконструкции квартиры, с содержанием разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия, с региональным органом охраны объектов культурного наследия, несоблюдение которой явилось основанием к привлечению ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Место нахождения на земельном участке строительных отходов не конкретизировано, доказательств того, что эти отходы складированы именно ФИО1 (либо с ее согласия / по поручению и т.д.) в материалах дела не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В материалах дела отсутствуют данные, указывающие на то, что ФИО1 допустила нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Данный факт имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как касается обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.

Таким образом, деяние, за совершение которого в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1. ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ФИО1 - прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в десятидневный срок.

Судья - Дорошенко Н.В.