Дело № 5-496/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 августа 2020 года г. Сокол
Вологодской области
Судья Сокольского районного суда Вологодской области Новикова С.Е., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы», юридический адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес>, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
21 мая 2020 года в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области поступила информация о том, что муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы» (далее МУП «Коммунальные системы», Предприятие) проводит работы по проверке технического состояния пожарных гидрантов на территории города Сокола (3-5,10-12, 16 и 30 сентября 2019 года) без лицензии на проведение работ в области пожарной безопасности (монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарной защиты зданий и сооружений). Юридическим лицом осуществляется деятельность по техническому обслуживанию и ремонту системы противопожарного водоснабжения и их элементов (водопроводных сетей с пожарными гидрантами) на территории г. Сокола Вологодской области без лицензии.
По фактам выявленных нарушений 04 июня 2020 года государственным инспектором по пожарному надзору ФИО1 в отношении МУП «Коммунальные системы» составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель МУП «Коммунальные системы» по доверенности ФИО2 выразила несогласие с административным правонарушением, пояснила, что пожарные гидранты, установленные в г. Соколе переданы в хозяйственное ведение предприятия. На основании ст. 55 Правил пожарной безопасности МУП «Коммунальные системы» обязано два раза в год осуществлять проверку работоспособности пожарных гидрантов. МУП «Коммунальные системы» обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источниками противопожарного водоснабжения, их утепление, очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники до забора воды, для этого лицензия не требуется. Проверка состояния гидрантов проведена сотрудниками отделения ФГКУ 3 отряд ФПС по Вологодской области, в рамках проводимого Учреждением контроля, сотрудник МУП «Коммунальные системы» ФИО3 был привлечен к указанной проверке как представитель организации, владеющей имуществом. В актах проверки не перечислены работы, которые были проведены, поэтому не представляется возможным сделать вывод о том, что данная проверка проводилась согласно ГОСТ 53961-2010. Акты проверки ФГКУ 3 отряд ФПС по Вологодской области не устанавливают осуществление Предприятием работ в области пожарной безопасности (монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарной защиты зданий и сооружений.) Также полагает, что действия МУП «Коммунальные системы» не могут быть квалифицированы как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, поскольку Предприятие является коммерческой организацией, основной целью деятельности является извлечение прибыли, а при квалификации правонарушения по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях речь идет о некоммерческой деятельности. В протокол об административном правонарушении были внесены изменения. МУП «Коммунальные системы» о дате, времени и месте рассмотрения вопроса о внесении изменений в протокол не извещались. Пояснила, что в настоящее время Предприятием направлены документы на получение лицензии. Просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании 13 июля 2020 года государственный инспектор Сокольского и Усть-Кубинского района по пожарному надзору ФИО1 пояснил, что проверка пожарных гидрантов проводилась МУП «Коммунальные системы» и ФГКУ 3 отряд ФПС по Вологодской области. В ответе на запрос МУП «Коммунальные системы» сообщило, что проверка технического состояния пожарных гидрантов проводилась работниками организации в порядке и сроки, установленные законодательством с составлением актов проверки технического состояния пожарных гидрантов за 2019 год. Данный вид деятельности требует лицензии. Согласно ГОСТ 53961-2010 проверка работоспособности пожарных гидрантов проводится посредством проверки работы под давлением, визуальный осмотр, соответствие расхода воды по паспорту установки. К периодическим работам с пожарными гидрантами относят: контроль хода клапана и люфта шпинделя, проверка количества оборотов штанги, замер усилия при открытии и закрытии системы, контроль крепления отдельных деталей, замер водоотдачи и т.д. эти действия связаны с техническим обслуживанием системы противопожарного водоснабжения и ее элементов и является видом работ в составе лицензируемой деятельности. МУП «Коммунальные системы» обслуживают водопроводные сети города, на постоянной основе проводят ремонтные работы водопроводных сетей, на которых установлены пожарные гидранты, обслуживают гидранты.
Судья, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 2 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.
Согласно пункту 15 статьи 99 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В пункте 3 Перечня работ и услуг составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1225 указан монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В силу пункта 55 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации») руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
Согласно Уставу МУП «Коммунальные системы» целями деятельности Предприятия является обеспечение потребителей доброкачественной питьевой водой, тепловой энергией, горячим водоснабжением, устранение аварийных ситуаций на сетях водоснабжения, диагностика сетей водопровода. Видами деятельности Предприятия, в том числе, являются эксплуатация и поддержание в надлежащем техническом состоянии сетей водопровода.
По договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Коммунальные системы» от 25 июня 2010 года за Предприятием закреплены пожарные гидранты в г. Соколе. Согласно п. 2.2.8. договора Предприятие обязано своевременно производить текущий и капитальный ремонт имущества, в том числе пожарных гидрантов.
Приказом от 23 августа 2019 года в МУП «Коммунальные системы» назначены ответственные лица за противопожарное состояние.
В силу положений статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации, противопожарные резервуары.
По информации МУП «Коммунальные системы», представленной в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам, проверка технического состояния пожарных гидрантов проводится в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации с участием представителей отделения ФГКУ «3 отряд ФПС по Вологодской области» 17 ПСЧ по охране г. Сокол, также представлены копии актов проверки технического состояния пожарных гидрантов.
Из актов следует, что производилась проверка технического состояния источников противопожарного водоснабжения.
По информации 3 ПСО ФПС ГУ МЧС России по Вологодской области МУП «Коммунальные системы» проверяли пожарные гидранты, расположенные на территории г. Сокола совместно с представителями 17 пожарно-спасательной части по охране г. Сокол. Проверка работоспособности проводится путем открытия пожарного гидранта пожарной колонкой с пуском воды, визуального осмотра.
Из материалов дела следует, что МУП «Коммунальные системы» лицензии на проведение работ в области пожарной безопасности (монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарной защиты зданий и сооружений) не имеет.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях МУП «Коммунальные системы» подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 04 июня 2020 года № 25; актами проверок технического состояния пожарных гидрантов, сообщением директора Предприятия от 20 мая 2020 года о проверке технического состояния пожарных гидрантов, уведомлениями МУП «Коммунальные системы» об устранении последствий аварий на системах водоснабжения, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Коммунальные системы» от 25 июня 2010 года, другими материалами дела.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях МУП «Коммунальные системы» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Предприятие выполняет работы по техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов (водопроводных сетей с пожарными гидрантами) без необходимой лицензии.
Доводы представителя МУП «Коммунальные системы» о том, что Предприятием производилась лишь проверка работоспособности пожарных гидрантов путем утепления, очистки снега, обеспечения доступа к ним, опровергаются материалами дела.
Ссылка на письмо МЧС России 20 сентября 2016 г. № 19-16-1468 подлежит отклонению, поскольку письмо не является нормативно правовым актом.
Приказом 3 ПСО ФПС ГУ МЧС России по Вологодской области № 175 от 04 апреля 2019 года назначены ответственные лица за организацию контроля над системами наружного противопожарного водоснабжения, которые должны инициировать перед организациями проведение обследования и составления соответствующего акта. Совместная проверка работоспособности и технического состояния противопожарного водоснабжения не исключает обязанности МУП «Коммунальные системы» иметь лицензию на данный вид работ, поскольку материалами дела подтверждается, что Предприятием осуществлялась деятельность именно по техническому обслуживанию (проверке) пожарных гидрантов, документов, подтверждающих наличие у Предприятия заключенного договора на производство монтажа, технического обслуживания и ремонта систем противопожарного водоснабжения и их элементов с организацией, имеющей соответствующую лицензию, и прохождение такого обслуживания не представлено.
Ссылка представителя юридического лица на отсутствие состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ ввиду того, что Предприятие является коммерческой организаций и целью его деятельности является извлечение прибыли, не может быть принята во внимание, поскольку из материалов дела не усматривается, что деятельность по техническому обслуживанию систем противопожарного водоснабжения и их элементов связанна с извлечением прибыли.
Определением государственного инспектора по пожарному надзору ФИО1 от 08 июня 2020 года внесены исправления в протокол об административном правонарушении. В этот же день определение было получено МУП «Коммунальные системы». На основании изложенного, считаю, что каких-либо существенных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом не допущено, юридическому лицу своевременно представлена возможность ознакомиться с исправлениями, каких -либо возражений по поводу внесенных исправлений, представитель юридического лица не заявлял.
С учетом изложенного, приводимые представителем юридического лица доводы об отсутствии в действиях МУП «Коммунальные системы» состава административного правонарушения, не являются состоятельными и опровергаются вышеприведенными доказательствами, оснований не доверять которым не имеется.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, не установлено.
На основании изложенного, учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, отсутствия сведений о привлечении к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, судья считает возможным назначить МУП «Коммунальные системы» административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь частью 1 статьи 19.20, статьями 23.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья С.Е. Новикова