Дело № 5-497/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
16 марта 2016 года г. Астрахань
Судья Кировского районного суда г. Астрахани И.З. Синёва,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении должностного лица- <данные изъяты> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Астрахани, имеющего на иждивении несовершеннолетнего и двух малолетних детей, проживающего по адресу: <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Исполняющим обязанности прокурора Астраханской области 25.02.2015вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренномст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> ФИО1.
В данном постановлении указано, что <данные изъяты> ФИО1 в месячный срок не принято конкретных мер, направленных на устранение допущенных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих, не выполнены требования прокурора, изложенные в представлении от24.11.2015 о принятии мер по устранению нарушений бюджетного законодательства, информацию о результатах рассмотрения представления в прокуратуру области не представил. О результатах рассмотрения представления ФИО1 сообщил в прокуратуру области в письменной форме с нарушением месячного срока лишь 13.01.2016. Неисполнение <данные изъяты> ФИО1 законных требований прокурора свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренногост. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2, пояснила, что в целях подтверждения законности действий министерства в отношении недобросовестного исполнителя, невыполнившего работы по контракту в Советский районный суд г. Астрахани 03.12.2015 подано административное исковое заявление об отмене представления прокурора об устранении нарушений бюджетного законодательства.
16.12.2015 на заседании общественного совета по защите прав предпринимателей, которое состоялось в актовом зале прокуратуры Астраханской области ФИО1 был заслушан, в том числе по вопросам, указанным в представлении. На заседании общественного совета присутствовали сотрудники министерства, допустившие нарушения (М.А.М., А.А.А.). 17.12.2015 Советским районным судом г. Астрахани в удовлетворении исковых требований о признании представления незаконным отказано. В этой связи, 13.01.2016 в адрес прокуратуры направлен ответ, содержащий информацию о принятых мерах в отношении сотрудников, допустивших нарушения. В рассматриваемом случае у ФИО1 отсутствовал умысел на невыполнение законных требований прокурора. Представление прокурора исполнено в полном объеме, как в удовлетворении требований в части наказания виновных лиц, так и в личном присутствии прокурора, вынесшего представление при его рассмотрении на заседании общественного совета при прокуратуре Астраханской области. Просила производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. При этом просила суд, если будет установлена вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, учесть при назначении наказания, наличие на иждивении несовершеннолетних детей.
Старший прокурора отдела прокуратуры Астраханской области А.В. Ульянов полагал, что в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд, выслушав старшего прокурора отдела прокуратуры Астраханской области А.В. Ульянова, представителя ФИО1 – ФИО2, приходит к следующему.
Статьейст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ст. 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 24 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Из материалов дела усматривается, что24.11.2015исполняющим обязанности прокурора Астраханской области в адрес <данные изъяты> ФИО1 направлено представление с требованием безотлагательного его рассмотрения с участием работников прокуратуры области, принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших, а именно– содержание представления довести до сведения сотрудников министерства; усилить контроль за неукоснительным соблюдением бюджетного законодательства и реализацией программных мероприятий; необходимости рассмотрения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Министерства А.А.А. и М.А.М., виновных в совершении выявленных нарушений, о времени и месте рассмотрения представления проинформировать прокуратуру области в срок до 07.12.2015; а также о необходимости сообщения о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в письменной форме в прокуратуру города Астрахани в месячный срок.
Из Постановления о возбуждении производства по делу об административной правонарушении от25.02.2016, вынесенного исполняющим обязанности прокурора Астраханской области, следует, что <данные изъяты> ФИО1 в месячный срок, т.е. до 27.12.2015 не принято конкретных мер, направленных на устранение допущенных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих, не выполнены требования прокурора.
В соответствии с Законом о прокуратуре Прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В соответствии с п. 1 ст.21, п.3ст.22, ст.24, ст.28 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из материалов дела следует, что представление исполняющим обязанности прокурора Астраханской области рассмотрено <данные изъяты> ФИО1 с направлением, в нарушение установленных законом сроков, сведений о результатах его рассмотрения 13.01.2016.
Указанные обстоятельства, объективно подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.02.2016 г.;
- представлением прокуратуры Астраханской области от 24.11.2015;
- решением Советского районного суда г. Астрахани от 17.12.2015;
- ответом на представлении от 13.01.2016;
- объяснениями ФИО1.
Таким образом, суд считает, что вина <данные изъяты> ФИО1, в совершении административного правонарушения полностью доказана, его действия следует квалифицировать по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Судом доводы представителя ФИО2 о том, что 16.12.2015 на заседании общественного совета по защите прав предпринимателей, которое состоялось в актовом зале прокуратуры Астраханской области ФИО1 был заслушан, в том числе по вопросам, указанным в представлении не принимаются во внимание, так как указанное представление не было предметом рассмотрения на общественном совете. Доводы об отсутствии вины в форме умысла также нельзя признать обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ФИО1 имел реальную возможность организовать рассмотрение представления и уведомление прокурора о соответствующих результатах их рассмотрения в письменной форме в установленные законом сроки, однако должных мер к тому не принял.
Вместе с тем, рассматривая данное дело, полагаю необходимым отметить следующее.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Пункт 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Как следует из предписания исполняющего обязанности прокурора Астраханской области от 24.11.2014, в нем содержатся требования, помимо прочего, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности (пункт 2 представления) должностных лиц Министерства А.А.А. и М.А.М., виновных в совершении выявленных нарушений.
Между тем данные требования, содержащиеся в предписании прокурора, не соответствуют приведенным положениям Закона о прокуратуре.
Трудовым кодексом Российской Федерации определено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания (статья 192 названного Кодекса).
Приведенное правовое регулирование позволяет сделать вывод о том, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении исполняющего обязанности прокурора Астраханской области от 24.11.2014 императивное требование о привлечении А.А.А. и М.А.М. к дисциплинарной ответственности (пункт 2 представления), противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре и Трудового кодекса Российской Федерации.
Выводы по вопросу о привлечении к дисциплинарной ответственности А.А.А. и М.А.М. в письме <данные изъяты> ФИО1 от 13.01.2016, направленном и.о. прокурору не отражены.
Учитывая изложенное, невыполнение <данные изъяты> ФИО1 упомянутых требований предписания исполняющего обязанности прокурора Астраханской области от 24.11.2014 (пункт 2) не может быть вменено ФИО1 при привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень опасности правонарушения, данные о личности виновного.
Смягчающими наказание обстоятельством является наличие на иждивении несовершеннолетнего и двух малолетних детей
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП Российской Федерации судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10, 29.11 КоАП Российской Федерации,
постановил:
Признать <данные изъяты> ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Штраф внести на имя получателя: УФК по Астраханской области (прокуратура Астраханской области) ИНН <***>, КПП 301701001, БИК 041203001, ОКТМО 12701000, Банк получателя ГРКЦ Банка России по Астраханской области р/с <***>, л/сч №<***>.
Предупредить ФИО1 об административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП Российской Федерации, согласно которой в случае неуплаты им административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом (не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу), влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Астраханский областной суд.
Судья И.З.Синёва