ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-4984/2021 от 02.12.2012 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

УИД 79RS0002-01-2021-008997-13

Дело № 5-4984/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

06 декабря 2021 года г. Биробиджан

Резолютивная часть постановления оглашена 02 декабря 20121 года.

Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Бирюковой Е.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7. КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

21.10.2021 начальником отдела контроля международных автомобильных перевозок Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (далее - отдел КМАП МТУ Ространснадзора по ДФО) ФИО2 составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1, в котором указано, что ИП ФИО1 умышленно не выполнены законные требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, а именно не представил истребуемые сведения и документы (либо информацию об их отсутствии) по определению о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования и истребовании сведений.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ИП ФИО1 в судебном заседании вину не признал, пояснил, что на определение о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования и истребовании сведений от 03.09.2021 им был дан ответ в установленный трехдневный срок с момента получения данного определения. Поскольку у него отсутствовали запрашиваемые документы и часть из них были представлены водителем при проверке документов, в ответе он указал, что не может представить запрашиваемые документы. После чего в его адрес поступило определение о продлении срока предоставления документов. Вместе с тем нормами КоАП РФ вынесение такого определения не предусмотрено. Он звонил должностному лицу, сообщал о невозможности предоставления документов. Всю корреспонденцию от его имени получает доверенное лицо. Он не оспаривает свою вину в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, за что был привлечен к административной ответственности и водитель и он.

Выслушав пояснения лица, в отношении которого ведется производства по делу об административном правонарушении, изучив материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене. В том числе, имеют право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенный к компетенции Службы вопросам.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФИО1 14.12.2020 зарегистрирован и поставлен на учет в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого является деятельность автомобильного грузового транспорта и услуг по перевозкам.

03.09.2021 начальником отдела КМАП МТУ Ространснадзора по ДФО ФИО2 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования и истребовании сведений, которым в отношении ИП ФИО1 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, у ИП ФИО1 истребованы следующие документы: копия журнала регистрации путевых листов за август 2021 года; копии путевых листов за август 2021 года; копия журнала регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств за август 2021 года; копия журнала регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и за август 2021 года; копия трудовой книжки и (или) трудового договора с водителем ФИО3; копия должностной инструкции водителя; сведения о должностном лице, ответственном за использование водительским составом контрольного устройства (тахографа) при осуществлении международных автомобильных перевозок, а также обеспечивающего всеми необходимыми расходными материалами и другими документами, необходимыми для осуществления международных автомобильных перевозок (копии приказа о принятии на должность, должностную инструкцию, копию трудовой книжки и (или) трудового договора и др.); копия свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика водителя ФИО3, полученную в соответствии с Соглашением о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств – участников СНГ от 24.11.2006.

Указанное определение получено ИП ФИО1 10.09.2021, о чем свидетельствует уведомление.

13.09.2021 от ИП ФИО1 в административный орган поступило сообщение, из содержания которого следует, что представить документы не представляется возможным.

13.09.2021 начальником отдела КМАП МТУ Ространснадзора по ДФО ФИО2 вынесено определение о продлении срока предоставления документов по определению о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования и истребовании сведений от 03.09.2021 , установлен срок предоставления документов до 16.09.2021.

Согласно уведомлению данное постановление получено ИП ФИО1 21.09.2021.

21.10.2021 начальником отдела КМАП МТУ Ространснадзора по ДФО ФИО2 составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1, в котором указано, что ИП ФИО1 умышленно не выполнены законные требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, а именно не представил истребуемые сведения и документы (либо информацию об их отсутствии) по определению о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования и истребовании сведений.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из смысла статей 26.1 и 26.2 КоАП РФ следует, что обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, в рассматриваемом случае, образует умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Согласно установленным законодательством юридическим презумпциям, государственный орган (должностное лицо), возбудивший производство по делу об административном правонарушении, обязан доказать, в частности наличие события административного правонарушения, и виновность лица в его совершении.

Одной из форм процессуальных действий должностного лица, направленных на сбор доказательств по существу дела об административном правонарушении, является истребование сведений в порядке ст. 26.10 КоАП РФ.

В силу названной нормы, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых, по его мнению, для разрешения дела.

Вместе с тем, поскольку такое определение не подлежит самостоятельному обжалованию, но по своему содержанию затрагивает права и интересы лица, его содержание может быть оспорено при рассмотрении по существу дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.

Бремя доказывания правомерности требований возложены на должностное лицо, осуществляющее административное расследование.

Определение, вынесенное в порядке ст. 26.10 КоАП РФ, являясь процессуальным документом по делу, должно быть мотивированным, в частности, в описательно-мотивировочной части определения должны быть указаны мотивы, по которым должностное лицо пришло к выводу о необходимости истребования тех или иных документов и их практическом значении для конкретного дела об административном правонарушении, во избежание правовой неопределенности и произвола со стороны властей.

Истребование сведений в рамках конкретного дела об административном правонарушении не должно подменять собой проведение проверки, порядок проведения которой установлен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно материалам дела об административном правонарушении, определение об истребовании сведений № 17 от 03.09.2021 указанным требованиям не отвечает. Из названного определения не усматривается, каким образом документы, поименованные в определении об истребовании сведений, относятся к предмету доказывания по ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ.

В определении отсутствует ссылка на невозможность получения истребимых документов из других источников, объективно ничем не подтверждена.

Кроме того, не исключается возможность получения необходимых доказательств путем проведения соответствующих мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Доказательств обратного в материалах дела об административном правонарушении не представлено.

Административное усмотрение должностных лиц государственных органов, предполагает необходимость обеспечения надлежащих гарантий прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, позволяющих без ущерба для эффективности проводимых мероприятий минимизировать их возможное негативное воздействие, - безотносительно к тому, потребуют ли результаты расследования применения мер государственного принуждения, ограничивающих права юридических лиц.

Одной из таких гарантий является презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу которой лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к указанной статье.

По смыслу ст. 25.1 КоАП РФ предоставление доказательств лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является его правом, и не может быть вменено в обязанность посредством использования правового механизма, предусмотренного ст. 26.10 названного кодекса.

Из анализа перечня истребованных у ИП ФИО1 сведений следует, что решение должностного лица об их истребовании обусловлено установлением фактических обстоятельств события, явившегося поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и виновности лица в его совершении, а не в целях характеристики деятельности ИП как хозяйствующего субъекта.

Предоставление ИП ФИО1 всех истребованных документов позволило бы должностному лицу выявить факт наличия или отсутствия нарушения установленных нормативными правовыми актами РФ требований к использованию тахографа, без проведения реальных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, как того требует процедура проведения административного расследования.

Кроме того, в тексте определения должностным лицом не указано, в отношении каких работников необходимо представить копию журнала регистрации путевых листов за август 2021 года, копии путевых листов за август 2021 года, копию журнала регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств за август 2021 года, копию журнала регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и за август 2021 года, копию должностной инструкции водителя.

Частично запрашиваемые документы имелись у должностного лица административного органа (свидетельство о регистрации ТС, путевой лист, карточка допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок), что подтверждается протоколом осмотра от 02.09.2021, протоколом об административном правонарушении и постановлением от 02.09.2021 и указанными документами.

Другие же документы, как то журналы регистрации путевых листов, предрейсового медконтроля, не имеют решающего значения и не препятствуют составлению протокола об административном правонарушении и вынесению постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ.

Кроме того, отсутствие запрашиваемых документов не стало препятствием для вынесения 15.10.2021 должностным лицом административного органа постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1

Таким образом, отказ лица, в отношении которого проводится административное расследование, от участия в доказывании, не может повлечь за собой негативных последствий. Следовательно, не предоставление ИП ФИО1 документов, указанных в определении об истребовании сведений от 03.09.2021, не является объектом административно-правовой охраны ст. 17.7 КоАП РФ, в связи с чем вывод о наличии в бездействии ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ нельзя признать обоснованным.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При указанных обстоятельствах, прихожу к выводу о прекращении производств по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 по ст. 17.7. КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 17.7, 24.5., 29.9., 29.10. КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Прекратить в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7. КоАП РФ, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Разъяснить лицам, имеющим право на обжалование постановления, что в соответствии с ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ, день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение 10 суток с момента его получения.

Судья Е.А. Бирюкова