ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-498/2021 от 26.04.2021 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 5-498/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Еп о д е л у о б а д м и н и с т р а т и в н о м п р а в о н а р у ш е н и и

26 апреля 2021 года

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Малахов С.Л., при секретаре Кузьминой Е.А. рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьей 14.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО «ПромКонтакт»

у с т а н о в и л:

22.03.2021 заместителем руководителя Управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Сибирскому федеральному округу Булгаковым В.Н. составлен протокол № ЭК/2021/06/01-09 в отношении ООО «ПромКонтакт» в связи с нарушением законодательства РФ об экспортном контроле.

В судебном заседании защитник ООО «ПромКонтакт» Собянин А.А. вину общества в совершении административного правонарушения не признал, представил письменные пояснения, просил применить наказание в виде предупреждения или снизить штраф.

Представитель Управления ФСТЭК России по СФО Шмаков И.Г., просил суд признать общество виновным в совершении административного правонарушения и назначить обществу административное наказание, возражал против применения предупреждения, в части размера административного штрафа оставил разрешение вопроса на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В силу статьи 30 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля является осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со статьями 6 и 20 настоящего Федерального закона распространяется экспортный контроль, без лицензий или разрешений.

Согласно статье 6 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования.

Согласно пункту 5.7 раздела "Оборудование" Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 28.08.2001 N 1082 к контролируемому товару относятся Трубопроводная арматура с номинальным диаметром прохода более 0,01 м (3/8 дюйма), а также корпусы арматуры, заменяемые (сменные) запорные элементы и отформованные вкладыши, предназначенные для использования в такой арматуре, у которой все поверхности, находящиеся в контакте с химикатами, изготовлены из одного или нескольких нижеуказанных материалов: никеля или сплавов с более чем 40-процентным содержанием никеля по весу; сплавов с более чем 25-процентным содержанием никеля и 20-процентным содержанием хрома по весу; тантала или танталовых сплавов; титана или титановых сплавов; циркония или циркониевых сплавов; ниобия или ниобиевых сплавов; фторполимеров; стекла или стеклянной облицовки (в том числе стеклообразного или эмалевого покрытия); карбида кремния с чистотой 80 процентов или более; оксида алюминия с чистотой 99,9 процентов или более; диоксида циркония (Код ТН ВЭД ЕАЭС 8481)

Как следует из материалов дела по результату проверки Управлением ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу на основании информации, поступившей из Управления экспортного контроля ФСТЭК России 17.12.2020 в было установлено, что ООО «ПромКонтакт» на основании контракта № 50-30/2019-2351 от 10.10.2019 поставило 27.04.2020 в ТОО « » (Республика Казахстан) товары обладающие признаками контролируемых товаров, а именно: «затвор поворотный ЗПХ 400/16.2 DN400 PN 1.6 МПа фторопласт Ф4 (PTFE)» в количестве 5 штук на сумму 1243781 рублей 10 копеек, «затвор поворотный ЗПХ 200/10.2 DN200 PN 1.0 МПа фторопласт Ф4(PTFE)» в количестве 3 штук на сумму 164179 рублей 11 копеек, «затвор поворотный ЗПХ 100/16.1 DN100 PN 1.6 МПа фторопласт Ф4(PTFE)» в количестве 10 штук на сумму 179104 рублей 50 копеек, «затвор поворотный ЗПХ 80/16.1 DN80 PN 1.6 МПа фторопласт Ф4(PTFE)» в количестве 5 штук на сумму 69651 рублей 75 копеек, общая сумма поставки составила 1656716 рублей 46 копеек..

Сам факт поставки указанного товара (товарно-транспортная накладная от 27.04.2020) в Республику Казахстан обществом не оспаривается.

Согласно заключению независимой идентификационной экспертизы № 0670-21/6660003190 от 10.03.2020, проведенной в ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» Учебно-научный центр экспертизы, сертификации и проблем качества «затвор поворотный ЗПХ 400/16.2 DN400 PN 1.6 МПа фторопласт Ф4(PTFE)», «затвор поворотный ЗПХ 200/10.2 DN200 PN 1.0 МПа фторопласт Ф4(PTFE)», «затвор поворотный ЗПХ 100/16.1 DN100 PN 1.6 МПа фторопласт Ф4(PTFE)», «затвор поворотный ЗПХ 80/16.1 DN80 PN 1.6 МПа фторопласт Ф4(PTFE)» (код ТН ВЭД ЕАЭС 8481808508) соответствует контролируемым товарам, включенным в Списки химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28.08.2001 N 1082

Статьей 19 Закона N 183-ФЗ установлено, что внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий в Российскую Федерацию в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию. Номенклатура контролируемых товаров и технологий, ввоз которых в Российскую Федерацию подлежит лицензированию, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании списков (перечней), указанных в статье 6 настоящего Федерального закона (часть 1). Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля (часть 2).

Поскольку вышеуказанные товары (код ТН ВЭД ЕАЭС 8481808508) соответствуют товарам, указанным в пункте 5.7 раздела Списки химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, его поставка иностранному лицу предусматривает лицензию ФСТЭК России.

Вместе с тем, ООО «ПромКонтакт» лицензий, иных разрешительных документов ФСТЭК России на осуществление внешнеэкономической операции с товаром, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, по контракту № 50-30/2019-2351 от 10.10.2019 не получало.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 14.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Осуществление ООО «ПромКонтакт» внешнеэкономической операции по контракту № 50-30/2019-2351 от 10.10.2019, а именно поставка иностранному лицу 27.04.2020 оборудования: «затвор поворотный ЗПХ 400/16.2 DN400 PN 1.6 МПа фторопласт Ф4(PTFE)» в количестве 5 штук, «затвор поворотный ЗПХ 200/10.2 DN200 PN 1.0 МПа фторопласт Ф4(PTFE)» в количестве 3 штук, «затвор поворотный ЗПХ 100/16.1 DN100 PN 1.6 МПа фторопласт Ф4(PTFE)», «затвор поворотный ЗПХ 80/16.1 DN80 PN 1.6 МПа фторопласт Ф4(PTFE)» (код ТН ВЭД ЕАЭС 8184) в отношении которых установлен экспортный контроль без лицензии, иных разрешительных документов выдаваемых ФСТЭК России образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Анализ всех представленных на рассмотрение суда доказательств, приводит судью к достоверному выводу о совершении ООО «ПромКонтакт» вменяемого правонарушения, а вину общества доказанной полностью.

Вина общества подтверждается собранными по делу доказательствами: контрактом № 50-30/2019-2351 от 10.10.2019, договор – заявка от 27.04.2020 № 27/04/2020 на перевозку груза автотранспортном, счет от 23.04.2020 № 82, платежным поручением от 29.05.2020 № 999, статистической формой учета перемещения товаров, регистрационный номер № 10609000/120520/С490656, иными документами.

Ссылки общества на недостоверность заключения экспертной организации № 0670-21/6660003190 от 10.03.2020 судьей отклоняются, поскольку по существу сводятся к суждениям о несогласии с результатами заключением, каких-либо материально-правовых доказательств некомпетентности эксперта либо его необъективности и заинтересованности в получении данного результата в материалы дела защитой не представлено.

При этом, правовых оснований не доверять идентификационной экспертизе № 0670-21/6660003190 от 10.03.2020 ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» у судьи не имеется, поскольку заключение дано независимой экспертной организацией, получившей в установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 21.06.2001 N 477 О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля" порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий, что подтверждается свидетельством № 004 от 19.06.2014.

Также, из содержания вышеуказанной экспертизы усматривается, что она проводилась в частности и на основании представленного документов о товаре датированных 27.04.2020 (сертификаты, счет фактуры, паспорта на изделия и др.), т.е. по вменяемому событию.

В связи с вышеуказанным, судьей в частности отклонено заявленное в судебном заседании ходатайство защиты о назначении повторной идентификационной экспертизы.

Представленное защитой идентификационное заключение № 1389-21/5047066278 от 21.04.20-21 ООО «Центр экспертиз и консультаций» не противоречит выводам вышеуказанной экспертизы № 0670-21/6660003190.

При этом, выводы представленного заключения о том, что не выявлены признаки, дающих основания полагать, что товар может быть использован в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки правового значения не имеют, поскольку определяющим для установления вмененного обществу состава административного правонарушения является сам факт внешнеэкономического оборота без лицензии включенного в соответствующие списки товара, в отношении которого имеется экспортный контроль, а не обстоятельства последующего применения данного товара в военных или иных целях.

По указанным причинам, остальные доводы защиты связанные с характеристикой материала, в частности фторопласта, используемого в поставленном в Республику Казахстан товаре, доводы связанные с возможностью применения поставленного товара в оружиях массового поражения, гарантии ТОО «Казцинк» (Республика Казахстан) о том, что поставленные товары не будут реэкспортироваться, судьей не принимаются, поскольку правового значения для разрешения настоящего дела не имеют.

Кроме того, судьей доводы защиты о неоднозначности отнесения спорного товара к контролируемым отклоняются также с учетом пункта 9 Постановления Правительства РФ от 21.06.2016 N 565 "О порядке идентификации контролируемых товаров и технологий, форме идентификационного заключения и правилах его заполнения" (вместе с "Правилами проведения идентификации контролируемых товаров и технологий", "Правилами заполнения идентификационного заключения"), согласно которого сомнения, возникшие при установлении принадлежности идентифицируемых товаров и идентифицируемых продуктов научно-технической деятельности к товарам и технологиям, включенным в контрольные списки, которые не могут быть устранены любым разумным способом, толкуются в пользу признания таких идентифицируемых товаров и идентифицируемых продуктов научно-технической деятельности включенными в контрольные списки.

Ссылки защиты на пункт 35 Указа Президента РФ № 577 от 04.12.2019 необоснованны, поскольку безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров в соответствии пункта 10 статьи 10 Федерального закона от 18.07.1999 №183-ФЗ «Об экспортном контроле» вправе осуществлять только российские юридические лица, включенные в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, к которым ООО «Промконтакт» не относится.

Вопреки доводам защиты правовых оснований для переквалификации правонарушения на статью 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется, поскольку в рассматриваемом случае обществом нарушено законодательство об экспортном контроле, а не правила, установленные в сфере таможенного регулирования.

Таким образом, анализ всех представленных на рассмотрение суда доказательств, приводит суд к достоверному выводу о совершении ООО «ПромКонтакт» вменяемого правонарушения, а вину общества доказанной полностью.

При назначении ООО «ПромКонтакт» административного наказания, судья исходит из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" под экспортным контролем понимают комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Целью правового регулирования разрешительной системы при экспортном контроле является, в первую очередь, обеспечение безопасности государства.

Вместе с тем, при замене юридическому лицу наказания в виде штрафа на предупреждение принимаются во внимания положения части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением при наличии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств нет, поскольку совершенное ООО «ПромКонтакт» правонарушение посягало на интересы Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности, безопасность государства, а также на международный режим нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки.

При назначении административного наказания судья учитывает следующее.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

Учитывая затруднительное финансовое положение ООО «ПромКонтакт», что данное предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, суд считает возможным снизить размер административного штрафа до 828358 рублей 20 копеек, то есть до размера не менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного в размере стоимости товара (1656716 рублей), явившегося предметом административного правонарушения. При этом, конфискация товара невозможна, в связи с его передачей по контракту в Республику Казахстан.

На основании изложенного, руководствуясь 29.10, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «ПромКонтакт» (ИНН 5404289637, ОГРН 1175476087555, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 10.08.2017, местонахождение: 630001, г. Новосибирск, ул. ул. Шорная, д.21, офис 2.10.3) виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 828 358 (восемьсот двадцать восемь тысяч триста пятьдесят восемь) рублей 20 копеек.

Сумма административного штрафа подлежит перечислению: получатель УФК по Новосибирской области (Управление ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу, л/с 04511169430), к/с 40102810445370000043, Банк получателя Сибирское ГУ Банка России / УФК по Новосибирской области, г. Новосибирск, 015004950, номер банка получателя 03100643000000015100, ИНН 5405213849, КПП 540601001, КБК 58711601141019002140.

Наименование платежа – административный штраф.

Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления в полом объеме.

Судья С.Л. Малахов