ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-4/19 от 07.05.2019 Знаменского районного суда (Омская область)

Дело № 5-4/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

07 мая 2019 года

с. Знаменское Омской области

Судья Знаменского районного суда Омской области Орел А.А. рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса об административных правонарушениях в отношении БОУ «Семеновская средняя школа» Знаменского муниципального района Омской области о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении № 22 от 11.03.2019 составленного главным специалистом отдела лицензирования и государственной аккредитации департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Омской области ФИО1 в ходе плановой выездной проверки проводимой на основании распоряжения Министерства образования Омской области от 31.01.2019 № 240 в отношении бюджетного общеобразовательного учреждения «Семеновская средняя школа» Знаменского муниципального района Омской области», установлено, что учреждение осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), за что ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. В ходе проверки выявлены нарушения лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 6 «Положения о лицензировании образовательной деятельности» утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 заключающегося в наличии материального – технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещение в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.

БОУ «Семеновская средняя школа» Знаменского муниципального района Омской области имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от 21.11.2016 № 196-п серии 55Л01 № 0001512 выданной Министерством образования Омской области

В учреждении реализуется учебный план на 2018- 2019 учебный год для 5-9 классов, утвержденный приказом директора учреждения от 27.08.20187 № 14. ФГОС ООО определены предметные области и учебные предметы учебного плана, в том числе учебные предметы «Технология» и «Физическая культура». Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений по учебным предметам «Технология» и «Физическая культура» не соответствуют требованиям ФГОС ООО. В учреждении отсутствуют слесарная и столярная мастерские, однако рабочая программа по технологии содержит разделы «Техническая обработка древесины и древесных материалов», «Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов», «технологии художественно- прикладной обработки материалов». Должны изучаться темы «Столярный или универсальный станок», «Сверлильный станок», «Ручные инструменты и приспособления», «Разметочные и измерительные инструменты», знакомство с понятиями «Древесные материалы», «Пиломатериалы», учащиеся должны отрабатывать навыки ручной отработки древесины: пиление, строгание, сверление, сборку деталей изделия гвоздями, шурупами, склеиванием, должны уметь зачищать, лакировать деревянные поверхности, выпиливать контуры фигур лобзиком. При работе с металлическими листами, проволокой понимать технологические операции и приемы ручной отработки металлов. В ходе проверки установлено, что для реализации практической части образовательной программы по предмету «Технология» в Учреждении отсутствуют столярный, токарный, сверлильный станки, верстаки, тиски, образцы древесных пород, пиломатериалы, гвозди, металлические листы, проволока, инструменты. В связи с отсутствием слесарной и столярной мастерских, материалов, оборудования и рабочих инструментов практические и лабораторные работы по технологии не проводятся. Рабочая программа по технологии содержит разделы «Создание изделий из текстильных материалов», «Кулинария», однако в Учреждении отсутствуют электрические швейные машинки, коллекции образов ткани, утюг гладильная доска, ножницы для ткани, крючки вязальные, сковороды, кастрюли, сито. Отсутствие необходимого материально-технического обеспечения и оборудования не позволяет освоить практическую часть программы по технологии в полном объеме. При реализации учебного предмета «Физическая культура» в Учреждении недостаточно спортивного инвентаря, лыж, мячей баскетбольных, матов гимнастических, лыжных палок, ботинок, мячей теннисных, обручей гимнастических, скакалок, отсутствует гимнастическая перекладина, секундомер, колодки. В соответствии с п.п.2 пункта 3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации относиться «материально – техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями и образовательными стандартами».

В соответствии с п.п. 1 п. 6 ст. 28 ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ. ФГОС ООО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (далее ООП ООО). Согласно п. 24 ФГОС ООО материально – технические условия реализации ООП ООО должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требования к результатам освоения ООП ООО. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая ООП ООО должна иметь необходимые для обеспечения образовательной деятельности: полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь. Материально – техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов применяемых в избранных для изучения распространенных технологиях, однако материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в Учреждении не соответствует требованиям реализуемой ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО, образовательная деятельность осуществляется с нарушением лицензионного требования, предусмотренного п.п. «б» п. 6 Положения о лицензировании, согласно п.п. «а» п. 9 Положения о лицензировании указанное нарушение является грубым.

В судебном заседании представитель юридического лица БОУ «Семеновская средняя школа» ФИО2 признал, что указанные в протоколе нарушения имеют место в связи с недостаточным материально техническим оснащением учреждения, его финансированием, однако они имели место и при получении лицензии учреждением. Он неоднократно обращался в Комитет по образованию Администрации Знаменского муниципального района Омской области с ходатайствами о выделении денежных средств для приобретения оборудовании и оснащения учреждения, на устранение нарушений необходимы денежные средства около 350 000 руб. которые до настоящего времени не выделялись, собственных средств учреждение не имеет.

Вместе с тем, при отсутствии в полном объеме материально-технического обеспечения образовательной деятельности преподавателями проводятся обучающие видео уроки, каких либо негативных последствий, в том числе угрозы жизни и здоровью обучающихся не имеется. В связи с указанным просил признать указанные нарушения малозначительными.

Представитель отдела лицензирования и государственной аккредитации департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Омской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыл.

Заслушав представителя юридического лица БОУ «Семеновская средняя школа» ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 «Положения о лицензировании образовательной деятельности» утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;

Согласно п.п. «а» п.9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения;

Как установлено в судебном заседании по итогам плановой выездной проверки в отношении БОУ «Семеновская средняя школа» Знаменского муниципального района Омской области материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в Учреждении не соответствует требованиям реализуемой ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО, образовательная деятельность осуществляется с нарушением лицензионного требования, предусмотренного п.п. «б» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, заключающееся в том, что материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в Учреждении не соответствует требованиям реализуемой ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Указанное подтверждено в судебном заседании как представленными суду письменными материалами дела, так и пояснениями представителя юридического лица БОУ «Семеновская средняя школа», ФИО2. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности). Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 указанного Закона образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию. В соответствии с частью 2 статьи 12 данного Закона перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Согласно п. 6. Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами; д) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам; В силу ст. 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Судом установлено, что БОУ «Семеновская средняя школа» Знаменского муниципального района Омской области имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от 21.11.2016 № 196-п серии 55Л01 № 0001512 выданной Министерством образования Омской области БОУ. Факт нарушения БОУ «Семеновская средняя школа» Знаменского муниципального района Омской области лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, выразившийся в том, что материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в Учреждении не соответствует требованиям реализуемой ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО, суд считает установленным. В связи с изложенным суд приходит к выводу, что вина юридического лица БОУ «Семеновская средняя школа» Знаменского муниципального района Омской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензии) обязательно (обязательна), доказана. Обстоятельством, смягчающим наказание, является признание вины, отсутствие достаточного финансирования для устранения нарушения. Обстоятельств, отягчающих наказание судом не установлено. В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Степень общественной опасности совершенного правонарушения является оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона. Доказательств причинения какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству либо значительности ущерба административным органом не представлено. Доказательств пренебрежительного и безразличного отношения руководством учреждения к исполнению действующего законодательства, в материалах дела не имеется. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. В материалах дела не представлены доказательства значительности ущерба, причиненного совершением данного административного правонарушения, отсутствуют сведения о том, что совершенное правонарушение повлекло наступление тяжелых последствий либо иной существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Учреждение является бюджетным образовательным учреждением, основная деятельность которого не связана с извлечением прибыли, направлена на оказание образовательных услуг, в связи с чем, применение к учреждению наказания в виде штрафа при обстоятельствах, установленных по делу, носит чрезмерно карательный характер и несоразмерно тяжести совершенного правонарушения, будет являться существенным финансовым обременением. Таким образом, исходя из обстоятельств настоящего дела, оцениваемых с точки зрения степени социальной опасности совершенного учреждением деяния, и принимая во внимание отсутствие каких-либо негативных последствий содеянного, в том числе в виде его негативного влияния на эффективность образовательного процесса, на качество оказываемых учреждением образовательных услуг, можно сделать вывод о том, что оно не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В связи с этим имеются основания для признания вменяемого Учреждению административного правонарушения малозначительным. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. По мнению суда устное замечание как мера порицания при обстоятельствах инкриминируемого правонарушения будет достаточной для достижения целей и задач законодательства об административном правонарушении, указанных в статье 1.2 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья постановил: Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении бюджетного образовательного учреждения «Семеновская средняя школа» Знаменского муниципального района Омской области прекратить, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, освободив от административной ответственности ограничившись устным замечанием. Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток через Знаменский районный суд Омской области.

Судья: А.А. Орел