ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-4/19 от 10.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

К делу №5-4/2019 (5-550/2018)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Новороссийск 10 января 2019 г.

Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края ФИО1,

при секретаре Куличковой Н.В.,

с участием:

представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности АО «Черномортранснефть», действующих на основании доверенностей ФИО2, ФИО3,

рассмотрев поступившее из Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица АО «Черномортранснефть»,

установил:

В Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края поступило для рассмотрения дело об административном правонарушении, возбужденное Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в отношении юридического лица АО «Черномортранснефть» по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательны), при следующих обстоятельствах.

Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в соответствии с поручением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 29.10.2018 № ......, с целью исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. о проведении проверки соблюдения законодательства в области обращения с отходами организациями, у которых образуются отработанные стальные трубы нефте- и газопроводов, классифицируемые как отходы IV класса опасности, и организациями, осуществляющими сбор, хранение, обезвреживание и утилизацию, а также с целью выявления территорий (промышленных площадок), на которых осуществляется хранение, обезвреживание, утилизация и реновация таких труб, контроля за эксплуатацией таких территорий как объектов, оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду (п. 10 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. от 19.09.2018 № ......) в период с 09 ноября 2018 года по 30 ноября 2018 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении: АО «Черномортранснефть», место нахождения: 353911, <...>.

Для достижения целей и задач проведения настоящей проверки в соответствии с распоряжением от 01.11.2018 № ...... были запрошены у хозяйствующего субъекта АО «Черномортранснефть» необходимые документы.

В соответствии с п. 8 письма АО «Черномортранснефть» от 19.11.2018 № ...... предоставлен перечень объектов нефтепроводов, по которым выполнены работы текущего и капитального ремонта в период 2017 года и истекший период 2018 года, а именно:

- Тихорецкое РУМН 2018 год: по объекту МН «Малгобек-Тихорецк». Замена трубы км 456 р. Челбас пойменная часть ППМН. Демонтировано 109,598 тонн стальной трубы подрядчиком ООО «Черноморнефтестрой» и вывезено на площадку временного накопления ПНБ «Тихорецкая»;

- Краснодарское РУМН 2018 год: по объекту МН «Тихорецк-Туапсе» Ду 500 км 99-101 силами АО «Черномортранснефть» демонтировано 12,8 тонн и вывезено на площадку технологического резерва ЛПДС «Пшехская» в соответствии с приказом от 16.12.2014 № 1662 «О формировании резервного запаса бывшей в употреблении трубы».

В соответствии с п. 10 письма АО «Черномортранснефть» от 19.11.2018 № ......, предоставленным на проверку, установлено, что в 4 квартале 2018 года в Тихорецком РУМН образовалось 109,598 тонн отхода «трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией» (......). Акт от 26.10.2018 № 10-2.

Между тем, АО «Черномортранснефть» на рассмотрение не представлены подтверждающие документы вышеуказанных сведений.

В соответствии с п. 7 письма АО «Черномортранснефть» от 19.11.2018 №......, предоставлен перечень участков магистральных нефтепроводов, выведенных из эксплуатации в период 2017 года и истекший период 2018 года, а именно:

- МН «Тихорецк-Новороссийск-1»: участки км 193,54-195,91, км 207,11- 211,10 и км 211,30-212,52;

- МН «Тихорецк-Новороссийск-2»: км 236,46-236,804;

- МН «Малгобек-Тихорецк»: км 415,0-415,74, км 417,0-418,6.

Между тем, АО «Черномортранснефть» на рассмотрение не представлены подтверждающие документы вышеуказанных сведений.

Таким образом, в ходе проверки в отношении АО «Черномортранснефть», проведенной в соответствии с поручением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 29.10.2018 № ......, с целью исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. (п.10 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. от 19.09.2018 № ......), установлено, что хозяйствующим субъектом АО «Черномортранснефть» в период 2017 г. - текущий период 2018 г. с целью проведения противооползневых работ, изготовления противоподкопных устройств, монтажа каркаса автомойки осуществлена деятельность по использованию бывших в употреблении стальных труб в количестве 140,523 тонн.

Таким образом, в период 2017 г. - текущий период 2018 г. АО «Черномортранснефть», вследствие использования бывших в употреблении стальных труб в количестве 140,523 тонн, произведена деятельность по обработке и утилизации отходов (трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией (......); трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией (......), подлежащая, в соответствии с положением п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию.

Однако у хозяйствующего субъекта АО «Черномортранснефть» лицензия на осуществление деятельности по утилизации и обработке отходов IV класса опасности (трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией (......); трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией (......) отсутствует.

Между тем, с учетом письма Минприроды России от 16.11.2017 № ...... «Об обращении с отработанными трубами нефте- и газопроводов», информационным письмом Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 15.03.2018 № ...... «Об обращении с отработанными трубами нефте- и газопроводов» в адрес юридического лица АО «Черномортранснефть» в рамках профилактики нарушений обязательных требований направлялась информация, содержащая сведения о внесении в Федеральный классификационный каталог отходов группы отходов «трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные (......), а также об обязанности лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В ходе проведения проверки установлено, что АО «Черномортранснефть» подано заявление от 18.10.2018 № ...... в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (......) о переоформлении лицензии от 23.12.2013 серия ...... в связи с:

- изменением перечня выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности: исключен вид деятельности - сбор отходов IV класса опасности, добавлен новый вид деятельности - обработка отходов IV класса опасности;

- изменением перечня отходов (лицензии от ...... содержала 83 наименования отходов, добавилось 9 наименований отходов).

В указанном заявлении соискателем лицензии АО «Черномортранснефть» перечислены следующие виды отходов с указанием видов работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе:

- трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией (......), вид работы - обработка, транспортирование;

- трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией (......), вид работы - обработка, транспортирование.

В связи с тем, что обработка и дальнейшая утилизация отходов IV класса опасности (трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией ......); трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией (......) АО «Черномортранснефть» осуществляется в соответствии с распоряжением АО «Черномортранснефть» от 03.12.2014 № 301 «О формировании резервного запаса бывшей в употреблении трубы», в также приказом АО «Черномортранснефть» от 16.12.2014 № 1662 «О формировании резервного запаса бывшей в употреблении трубы», для собственных нужд, в действиях юридического лица АО «Черномортранснефть» содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)».

По данному факту 04.12.2018 г. в отношении АО «Черномортранснефть» составлен протокол об административном правонарушении №...... по факту осуществление АО «Черномортранснефть» деятельности по обработке и утилизации отходов IV класса опасности: трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией (......), трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией (...... без лицензии, предусмотренной частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. В письменном ходатайстве от 26.12.2018 г., представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, действующий на основании доверенности А.Б. просил рассмотреть дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица АО «Черномортранснефть» в отсутствие представителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.

В судебном заседании представители юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, АО «Черномортранснефть», действующие на основании доверенностей ФИО2, ФИО3 просили производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Черномортранснефть» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. При этом приобщили письменные объяснения по делу об административном правонарушении, которое приобщены к материалам дела.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав доводы участников, суд приходит к следующему.

Из материалов дела установлено, что Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в соответствии с поручением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 29.10.2018 № ......, с целью исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. о проведении проверки соблюдения законодательства в области обращения с отходами организациями, у которых образуются отработанные стальные трубы нефте- и газопроводов, классифицируемые как отходы IV класса опасности, и организациями, осуществляющими сбор, хранение, обезвреживание и утилизацию, а также с целью выявления территорий (промышленных площадок), на которых осуществляется хранение, обезвреживание, утилизация и реновация таких труб, контроля за эксплуатацией таких территорий как объектов, оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду (п. 10 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. от 19.09.2018 № ......) в период с 09 ноября 2018 года по 30 ноября 2018 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении: АО «Черномортранснефть», место нахождения: 353911, <...>.

30.11.2018 г. на основании проверки, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея был составлен акт проверки №......, в соответствии с котором административный орган указал, что АО «Черномортранснефть» осуществляет деятельность по использованию Обществом бывших в употреблении стальных труб в ходе производственной деятельности в соответствии с распоряжением АО «Черномортранснефть» от 03.12.2014 № 301 «О формировании резервного запаса бывшей в употреблении трубы», а также приказом АО «Черномортранснефть» от 16.12.2014 № 1662 «О формировании резервного запаса бывшей в употреблении трубы» для собственных нужд.

Кроме того административный орган указал, что данная деятельность представляет собой деятельность по обработке и утилизации отходов IV класса опасности: трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией (......), трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией (......).

Поэтому в связи с отсутствием у АО «Черномортранснефть» лицензии на осуществление деятельности по обработке и утилизации отходов IV класса опасности, указанных в Акте проверки, административный орган сделал вывод о наличии в действиях АО «Черномортранснефть» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

На основании вышеизложенный доводов, 04.12.2018 г. Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в отношении юридического лица АО «Черномортранснефть» был составлен протокол об административном правонарушении №......, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

Однако суд не может согласится с доводами административного органа по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В соответствии с ч.1 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом названного правонарушения является установленный порядок лицензирования отдельных видов деятельности, не связанной с извлечением прибыли.

Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности",части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.

Согласно пункту 1 указанного Положения деятельность в области обращения с отходами составляют, в том числе, работы по обработке и утилизации отходов IV классов опасности.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Определяя сферу применения данного закона, норма статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» содержит конкретные понятия и термины, с помощью которых закон регламентирует именно деятельность по обращению с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

В силу приведенной нормы отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Термин «удаление» в указанном определении Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» свидетельствует о том, что отнесение конкретных веществ или предметов к понятию «отход производства и потребления» зависит от того, удаляются данные предметы или вещества либо нет.

Вместе с тем определения «удаление отхода» Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не содержит.

В соответствии с пунктом 3.1.26 ГОСТ Р 53692-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами» удаление отходов – это последний этап технологического цикла отходов, на котором производится разложение, уничтожение и/или захоронение отходов I-IV классов опасности с обеспечением защиты окружающей среды.

Исходя из приведенных норм вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг приобретают статус отходов, если они удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению для их дальнейшего разложения, уничтожения и/или захоронения.

Вместе с тем в ходе проверки административным органом деятельности АО «Черномортранснефть», связанной с использованием бывших в употреблении стальных труб для собственных нужд в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами, обстоятельств удаления труб демонтированных бывших в употреблении не выявлено, о чем свидетельствует акт проверки.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» вид отходов - это совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, выделена отдельная группа отходов "Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" (......) в составе которой, выделено 5 видов отходов, отнесенных к IV классу опасности.

Таким образом, вывод административного органа об осуществлении Обществом деятельности по обработке и утилизации отходов IV класса опасности, послуживший основанием составления протокола об административном правонарушении, основан исключительно на наличии такого вида отходов как трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией (......), трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией (......) в Федеральном классификационном каталоге отходов, в связи с чем является формальным, выполненным без учета фактических обстоятельств производственной деятельности АО «Черномортранснефть».

Согласно пункту 29 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 №792 банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различного вида, включает сведения о процессе, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции.

В ходе проверки Административный орган не доказал, что объект проверки - используемые Обществом трубы демонтированные бывшие в употреблении, утратил свои потребительские свойства и образовал отход, подпадающий под регулирование нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона №89-ФЗ«Об отходах производства и потребления» приоритетным направлением государственной политики в области обращения с отходами является максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение образования отходов.

В результате осуществления хозяйственной деятельности АО «Черномортранснефть» по транспортировке нефти и нефтепродуктов по трубопроводам образуются трубы, бывшие в употреблении, которые отнесены к товарно-материальным ценностям, полученным в результате выбытия участков трубопроводов, незадействованных в процессе транспортировки нефти и нефтепродуктов, но пригодным для дальнейшего использования.

В силу части 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Частью 2 указанной статьи установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Решение Общества как собственника труб, бывших в употреблении, о дальнейшем использовании данных товарно-материальных ценностейкак продукции обусловлено соблюдением приоритетных принципов политики государства в области обращения с отходами с целью максимального использования исходных материалов, в том числе, бывших в употреблении труб, не утративших потребительские свойства.

В соответствии с разъяснениями Минприроды России, приведенным в письме от 23.10.2017 №12-47/27366 «Об обращении с отработанными трубами нефте- и газопроводов», вещества и материалы, образующиеся в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной или иной деятельности, могут быть учтены в качестве продукции и реализованы в качестве товара при соблюдении следующих условий: наличие в уставной документации видов экономической деятельности по производству соответствующей продукции и реализации соответствующего вида товара; наличие документов технического регулирования, позволяющих подтвердить соответствие образующихся в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем веществ и материалов, к продукции; наличие документов, подтверждающих соответствие образованных в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем веществ, материалов требованиям документов технического регулирования к виду продукции; отражение в документах первичного учета предприятия операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" продукция - это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Указанным законом установлены обязательные требования к продукции и связанные с ними требования к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также и порядок подтверждения соответствия продукции техническим условиям, техническим регламентам, стандартам, сводам правил.

Учет Обществом бывших в употреблении труб, демонтированных бывших в употреблении, в качестве продукции и реализация данных товарно-материальных ценностей в качестве товара подтверждаются следующим.

Порядок реализации и использования на собственные нужды демонтированных бывших в употреблении труб определен в Обществе отраслевым регламентом ОР-23.040.00-КТН-054-16 «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Порядок образования металлолома. Организация приемки, учета, хранения и выбытия».

Пункт 3.8 ОР-23.040.00-КТН-054-16 для целей отнесения товарно-материальных ценностей к сфере действия указанного документа формулирует определение термина «металлолом» - металлопродукция бывшая в употреблении, в том числе лом и отходы черных и цветных металлов (смешанные), арматура, остатки списанной автотехники, бывшие в употреблении демонтированные трубы, трубы в виде выведенных из эксплуатации не демонтированных участков трубопроводов, резервуары и иные металлоконструкции, бывшие в эксплуатации, а также отходы производства, содержащие черные, цветные металлы и сплавы, соответствующие требованиям ГОСТ 2787 и ГОСТ 1639. В соответствии пунктом 10.3.1 ОР-23.040.00-КТН-054-16 металлолом, в том числе, бывшие в употреблении демонтированные трубы, трубы в виде выведенных из эксплуатации не демонтированных участков трубопроводов выбывает со склада Общества в результате поставки покупателю, определенному в ходе проведения конкурса, а также использования на собственные нужды или в качестве давальческих материалов подрядным организациям. Согласно пункту 10.3.2 ОР-23.040.00-КТН-054-16 возможность использования металлолома определяется по результатам согласования с проектной организацией – разработчиком проекта.

Таким образом, в Обществе установлен порядок использования бывших в употреблении стальных труб, в соответствии с которым Обществом реализуются все решения о дальнейшем использовании данных товарно-материальных ценностей как продукции.

Учет демонтированных труб осуществляется в Обществе путем оформления первичных документов по движению материальных ценностей по формам ТОРГ -12 (Товарная накладная) и М-35 (Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке основных средств), утвержденных Постановлениями Госкомстата России от 30.10.1997 №71А и от 25.12.1998 №132.

Подтверждением использования бывших в употреблении труб в качестве продукции также являются проектные решения по объектам строительства, реконструкции, в соответствии с которыми демонтированные бывшие в употреблении трубы используются Обществом на собственные нужды в целях проведения противооползневых работ, изготовления противоподкопных устройств и иных работ.

Так,в рамках реализации объекта МН «Лисичанск-Тихорецк-1» км 338 НПС-1 «Кущевская». Узел пропуска СОД. DN700. ТРУМН. Реконструкция» основанием под стойки ограждения являются трубы 530х6 по ГОСТ 10704-91 противоподкопного устройства, которые согласно ведомости работ (......) были выполнены из бывшей в употреблении трубы.

В рамках реализации объекта «Замена трубы на МН «Грозный-Баку» на участке 387-324 км: км 374,86 - км 373,93, в т.ч. ФАД «Кавказ»; на участке 324-201: км надземного исполнения (км 221,5 - км 221.7)» основанием под стойки ограждения являются трубы 530х6 по ГОСТ 10704-91 противоподкопного устройства, которые согласно ведомости работ (......) были выполнены из бывшей в употреблении трубы.

Об обоснованности и соответствии действий Общества по использованию в рамках реконструкции указанных объектов бывшей в употреблении трубы в качестве продукции требованиям законодательства Российской Федерации свидетельствуют положительные заключения ФАУ «......» № .............

Кроме того, Обществом осуществляется реализация труб демонтированных бывших в употреблении по соответствующим договорам купли-продажи товара, а также передача бывших в употреблении труб подрядным организациям в качестве давальческого материала.

При этом Обществом соблюдены обозначенные Минприроды России в письме от 23.10.2017 № 12-47/27366условия для учета указанных товарно-материальных ценностей в качестве продукции и реализации в качестве товара.

Так, в соответствии со статьей 4 Устава Общества, утвержденного решением годового Общего собрания акционеров АО «Черномортранснефть» от 13.06.2018 № 9, одним из основных видов деятельности Общества является деятельность по производству и реализации строительных, композиционных, конструкционных и других материалов.

Соответствие образованных в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем веществ, материалов требованиям документов технического регулирования к виду продукции подтверждается проектными решениями, получившими положительное заключение государственной экспертизы, как документами технического регулирования к продукции.

Учет операций по бывшем в употреблении трубам отражается Обществом в документах первичного учета с указанными товарно-материальных ценностей в качестве операций с продукцией, что подтверждают оформляемые Обществом накладные по форме ТОРГ-12 и акты оприходования по форме М-35.

Таким образом, в деятельности АО «Черномортранснефть» выступившей предметом проверки Административного органа, такого вида отходы как «трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией» и «трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией» не образовываются, в связи с тем, что АО «Черномортранснефть» в производственной деятельности использует указанные товарно-материальных ценностей в качестве продукции либо в качестве товара при реализации.

В соответствии с разъяснениями Росприроднадзора от 27.10.2017 №...... Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" регулирует отношения в области обращения с отходами производства и потребления, на продукцию данные требования не распространяются.

При таких обстоятельствах квалификация Административным органом данных материалов в качестве отходов IV класса опасности представляется необоснованной, а вывод о том, что деятельность АО «Черномортранснефть» по использованию продукции и материальных ценностей подлежит лицензированию – несостоятельным.

Недопустимость формального, непопадающего под критерии «отхода» отнесения бывших в употреблении труб нефте- и газопроводов к группе отходов IV класса опасности в смысле, определенном статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления",а также признания деятельности по использованию труб бывших в употреблении (а не отработанных) деятельностью по обращению отходами IV класса опасности только лишь по наличию в Федеральном классификационном каталоге отходов группы отходов "трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" (либо иных перечней опасных отходов).

Таким образом, деятельность АО «Черномортранснефть» по применению бывших в употреблении труб в производственном процессе не относится к деятельности по обработке и дальнейшей утилизации отходов IV класса опасности, и, соответственно, не подлежит лицензированию в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Указанные обстоятельства исключают наличие в действиях юридического лица АО «Черномортранснефть» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательны).

В соответствии со ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица АО «Черномортранснефть» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 19.20, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренное частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица АО «Черномортранснефть» - прекратить, в связи с отсутствием в действиях юридического лица АО «Черномортранснефть» состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Новороссийска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Ленинского

районного суда г.Новороссийска ФИО1