Материал № 5-4/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11 января 2019 года пгт.Карымское
Судья Карымского районного суда Забайкальского края Никитина Т.П., рассмотрев дело об административном правонарушении предусмотренном ч.2 ст.12.27 КоАП РФ в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
ИДПС ОГИБДД ОМВД России по Карымскому району ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении <адрес> о совершении ФИО1 административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.12.27 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в 13.30, находясь на <адрес><адрес>, в нарушение Правил дорожного движения оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, существенным недостатком протокола об административном правонарушения является отсутствие указания в нем: пункта Правил дорожного движения, нарушение которого вменяется лицу и образующего объективную сторону состава вменяемого административного правонарушения, сведений о потерпевшем, описание события административного правонарушения.
В силу ч.2 ст.12.27 КоАП РФ оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года по полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, образуют действия водителя, оставившего в нарушение требований Правил дорожного движения место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Субъектом названного административного правонарушения выступает водитель транспортного средства, который в нарушение требований Правил дорожного движения Российской Федерации оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Согласно ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Аналогичное понятие дорожно-транспортного происшествия содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 «О Правилах дорожного движения».
В соответствии с частью 2 статьи 28.2, частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ событие правонарушения и все обстоятельства, установленные в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, должны быть подробно описаны не только в постановлении о назначении административного наказания, н и в протоколе об административном правонарушении. Эти требования относятся не только к форме, но и к содержанию названных документов, поскольку позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав привлекаемого к ответственности лица, виновность которого должна быть установлена в силу положений, предусмотренных статьей 26.1 КоАП РФ.
В представленном протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ строка о нарушении пункта Правил дорожного движения не заполнена. Так же в строке «существо нарушения» изложена диспозиция ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, когда как надлежало описать событие административного правонарушения (описание дорожно-транспортного происшествия, второй участник дорожно-транспортного происшествия и пр.). Кроме того, из материалов, приложенных к протоколу, следует о наличии потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии, однако, сведения о нём отсутствуют в протоколе об административном правонарушении, протокол составлен в отсутствие потерпевшего и в отсутствие сведений о извещении потерпевшего о составлении протокола об административном правонарушении.
С учетом того, что протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности, то допущенные недостатки протокола об административном правонарушении, нарушают право ФИО1 на защиту и не позволяет сделать окончательные выводы по поводу правильности квалификации его действий, то есть является существенным нарушением процессуальных требований, не позволяющим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку указанный недостаток протокола является существенным, невосполнимым при рассмотрении дела, а потому он подлежит возвращению совместно с иными материалами дела должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Кроме того, так как санкция ч.2 ст.12.27 КоАП РФ предусматривает применение наказания в виде административного ареста, то настоящее дело в силу ч.4 ст.29.6 КоАП РФ подлежит рассмотрению в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, однако лицо, привлекаемое к административной ответственности не было доставлено сотрудниками полиции в суд, что также служит основанием для возвращения протокола об административном правонарушении в соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела.
Вместе с тем, обращаю внимание на то обстоятельство, что административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.
Исходя из положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в их системной взаимосвязи, изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении сведений, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в указанный процессуальный документ только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Следует обратить внимание на обстоятельства того, что административный материал состоит, в том числе, из светокопий, которые нечитабельны (текст документов расплывчат, цвет чернил тусклый), что препятствует исследованию представленных документов. Также отсутствуют сведения о привлечении (не привлечении) лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, к административной ответственности ранее (требование ИЦ и пр.), необходимых для разрешения вопроса о сроке исполнения наказания, исходя из положений ч.3 ст.32.7 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
вернуть ДПС ОГИБДД ОМВД России по Карымскому району протокол об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о совершении ФИО1 административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, с приложенными материалами, для устранения недостатков.
Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти суток со дня его вынесения.
Судья Т.П. Никитина