ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-4/19 от 18.02.2019 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

<данные изъяты>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Рязань 18 февраля 2019 года

Судья Советского районного суда г.Рязани Горбатенко Е.Ю.,

при секретаре Полуэктовой А.С.,

с участием защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Европа-2» (ИНН <***>, ОГРН <***>) юридический адрес: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

На основании поступившего дд.мм.гггг. в Государственную инспекцию охраны объектов культурного наследия Рязанской области обращения ФИО3 о проведении земляных работ на земельном участке по адресу: <адрес>, на основании приказа Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области № от дд.мм.гггг., по согласованию с прокуратурой Рязанской области, проведена проверка. Про результатам проверки был составлен акт проверки от дд.мм.гггг. №. В ходе проверки установлено, что на земельном участке, огороженном забором из профилированного металла, с кадастровым номером 62:29:0080045:651 производятся работы на основании договора подряда № от дд.мм.гггг., заключенного между ООО «Европа-2» и ООО «Спецтехсервис» по подготовке котлована для строительства жилого дома, ориентировочно объемом 18500 кв.м, на объекте «Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по адресу: <адрес>». В части территории производятся земляные работы, работает строительная техника, производится подготовка котлована для устройства подземной части здания. Часть котлована на момент осмотра вырыты, выполняются работы по устройству фундаментной плиты. В центральной части котлована установлен башенный кран. Согласно п. 4.2.5 Договора подряда №/Е2 от дд.мм.гггг. следует, что до начала производства работ ООО «Европа-2» должен был передать ООО «Спецтехсервис» в электронном виде документацию, составленную и утвержденную в установленном порядке в соответствии с действующими строительными нормами и правилами. Согласно данного пункта, разработка проектной документации по проведению земляных работ лежала на заказчике. Таким образом, заказчик должен был разработать раздел научно-проектной документации, обосновывающий меры по обеспечению сохранности объекта, при проведении земляных мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, либо план спасательных археологических полевых работ.

дд.мм.гггг. в адрес Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области поступил акт государственной историко-культурной экспертизы документации о выполнении археологических полевых работ, содержащей результаты исследования, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельный участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ - Технический отчет об археологических разведках земельного участка для строительства многоквартирного дома с нежилыми помещениями и подземной стоянкой по адресу: <адрес>.

дд.мм.гггг. Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия было направлено письмо о несогласии с выводами экспертизы по причине несоответствия заключения экспертизы законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.

Из представленного Технического отчета по результатам архивных исследований следует, что участок обследования расположен в исторической части г.Рязани. В период существования Переяславля Рязанского до конца XVIII века эта территория была пригородной зоной, а с конца XVIII - начало XIX веков вошла в городскую территорию (т.н. Солдатскую Слободу) и подвергалась активному антропогенному воздействию. В данном отчете упоминаются ранее проведенные археологические работы на соседних земельных участках и обнаружении культурного слоя. Эти выводы были подтверждены материалами археологических разведок, представленными в отчете. В заложенных шурфах были обнаружены фрагменты керамики XIX-XX веков, а также керамика датированная I тысячелетием до нашей эры.

Таким образом, в Техническом отчете представлены факты об обнаружении культурного слоя и предметов археологии, что в силу ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» может быть отнесено к объектам археологического наследия» может быть отнесено к объектам археологического наследия.

дд.мм.гггг. в адрес Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области повторно был представлен акт государственной историко-культурной экспертизы документации о выполнении археологических полевых работ, содержащей результаты исследования, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельный участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ - Технический отчет об археологических разведках земельного участка для строительства многоквартирного дома с нежилыми помещениями и подземной стоянкой по адресу: <адрес>. Данный технический отчет содержит аналогичную первому отчету информацию, дд.мм.гггг. ответ был направлен в ООО «Европа-2».

При этом, до момента подачи на рассмотрение документации ООО «Европа-2» заключило договор подряда на производство работ по подготовке котлована для строительства жилого дома и приступило к работам не получив согласия Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия, чем нарушило ст. 36, 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 вину ООО «Европа-2» признала, пояснив, что в настоящее время нарушения устраняются, так как дд.мм.гггг. между ООО «Европа-2» и ООО «Научно-производственный центр» подписано соглашение о намерениях о заключении договора на составление научно-проектной документации. Кроме того пояснила, что нарушение ООО «Европа-2» законодательства в области охраны объектов культурного наследия было вызвано тем, что получив Технический отчет об археологических разведках земельного участка для строительства многоквартирного дома с нежилыми помещениями и подземной стоянкой по адресу: <адрес> ООО «Европа-2» предполагало, что решения Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия ждать не требуется, так как Актом государственной историко-культурной экспертизы установлено, на земельном участке, для строительства многоквартирного дома с нежилыми помещениями и подземной стоянкой по адресу: <адрес>, подлежащего воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, объекты археологического наследия, выявленные объекты археологического наследия, объекты, обладающие признаками объектов археологического наследия отсутствуют.

Помимо признания ООО «Европа-2» своей вины, его вина в совершении административного правонарушения подтверждается:

- протоколом № об административном правонарушении от дд.мм.гггг., которым установлены место, время и событие административного правонарушения:

- приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области № от дд.мм.гггг. о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Европа-2»;

- заявлением ФИО5 от дд.мм.гггг.;

-договором подряда № от дд.мм.гггг.;

- Актом государственной историко-культурной экспертизы документации о выполнении археологических полевых работ, содержащей результаты исследования, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельный участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ - Технический отчет об археологических разведках земельного участка для строительства многоквартирного дома с нежилыми помещениями и подземной стоянкой по адресу: <адрес>;

- мотивированным представлением начальника отдела надзора и сохранения объектов культурного наследия по результатам предварительной проверки поступившего в Государственную по охране объектов культурного наследия Рязанской области обращения ФИО5 о проведении земляных работ;

- решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от дд.мм.гггг.;

- актом осмотра объектов культурного наследия, расположенных на территории г.Рязани от дд.мм.гггг.;

- Актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № от дд.мм.гггг..

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об объектах культурного наследия).

В силу статьи 30 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ (в действующей редакции), государственной историко-культурной экспертизе подлежат, в том числе земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно подпунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" утверждение границ территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия. Критерии определения указанных территорий и порядок утверждения их границ устанавливаются Правительством Российской Федерации. Сведения о границах указанных территорий относятся к информации ограниченного доступа и не подлежат распространению или предоставлению физическим или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законам.

Федеральным законом от 03.08.2018 г. N 342-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2019 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу, предусмотрено, что до утверждения в соответствии с подпунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) границ территорий, в отношении которых у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеются основания предполагать наличие на таких территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с абзацем девятым статьи 28, абзацем третьим статьи 30, пунктом 3 статьи 31 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до дня официального опубликования настоящего Федерального закона).

В материалах дела сведений о расположении земельного участка с кадастровым номером 92:29:0080045:651 в границах какого-либо объекта культурного наследия (выявленного или внесенного в Реестр) не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с абзацем 2 статьи 3 Федерального закона N 73-ФЗ под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Таким образом, учитывая информацию о наличии культурных слоев, обнаруженных на соседних земельных участках, а также обнаруженные во время археологической разведки фрагменты керамики XIX-XX веков, а также керамика датированная I тысячелетием до нашей эры у Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области имелись основания предполагать, что данный земельный участок может относиться к числу объектов, обладающих признаками объекта культурного (археологического) наследия.

Однако, границы территории данного объекта установлены не были, таким образом, государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с абзацем девятым статьи 28, абзацем третьим статьи 30, пунктом 3 статьи 31 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до дня официального опубликования Федерального законом от 03.08.2018 г. N 342-ФЗ.

В соответствии с абзацем девятым статьи 28 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона

В силу абзацем третьим статьи 30 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ объектами историко-культурной экспертизы являются земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

Пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ определено, что историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

Согласно пункту 2 статьи 32 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 данного Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 данного Федерального закона.

Исходя из положений приведенных норм, до проектирования и проведения земляных работ на земельном участке, в отношении которого орган охраны объектов культурного наследия не обладает сведениями об отсутствии объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, лицам, заинтересованным в проведении работ, к числу которых в соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ относятся как заказчик работ, так и лицо, которое их проводит, необходимо провести историко-культурную экспертизу земельного участка.

Между тем, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения строительных работ на земельном участке с кадастровым номером 62:29:0080045:651 по адресу: <адрес> на момент заключения договора подряда № от дд.мм.гггг., между ООО «Европа-2» и ООО «Спецтехсервис» по подготовке котлована для строительства жилого дома, ориентировочно объемом 18500 кв.м, на объекте «Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по адресу: <адрес>» не принималось.

За нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность для юридических лиц от 200 000 до 5 000 000 рублей.

Вместе, статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно действующему законодательству при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Аналогичная позиция приведена и в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.08.2004 года № 10; в нем, в частности, указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ (п.18.1 постановления).

Вместе с тем, в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 отмечено, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ.

В судебном заседании установлено, что решение о включении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080045:651 по адресу: <адрес> в число объектов археологического наследия до настоящего времени не принято.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше разъяснения Пленумов Верховного и Арбитражного судов РФ, а также то, что сведения о причинении материального ущерба или иного вреда в результате допущенного правонарушения, о каких - либо тяжких последствиях правонарушения отсутствуют, а также учитывая, никаких вредных последствий, в результате заключения ООО «Европа-2» договора подряда не наступило, административное правонарушение юридическим лицом совершено впервые, суд приходит к выводу, что совокупность данных обстоятельств может быть признана исключительным случаем, в связи с чем действия данного юридического лица, хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, роли правонарушителя не представляют существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям, поэтому указанное правонарушение может быть признано малозначительным на основании ст.2.9 КоАП РФ.

В связи с чем ООО «Европа-2» подлежит освобождению от административной ответственности, а производство по делу, согласно п.9 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Европа-2» - прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.

Постановление может быть обжаловано в Рязанский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Судья-подпись

Копия верна: судья Е.Ю. Горбатенко