ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-4/19 от 21.02.2019 Онежского городского суда (Архангельская область)

Дело № 5-4/2019

УИД 29RS0019-01-2019-000067-57

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

город Онега

21 февраля 2019 года

Судья Онежского городского суда Архангельской области Шахрова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ФИО1, родившегося <Дата> в <Адрес>, <Адрес>

установил:

<Дата> руководителем инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ФИО1

Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

<Дата> должностным лицом инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области, в связи с обращением Онежской межрайонной прокуратуры, проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО1, предметом которой являлось соблюдение проверяемым лицом обязательных требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом К.М. Дикина» (далее – объект культурного наследия), требований к сохранению объекта культурного наследия, (пункты 1 и 6 ст. 45 Федерального закона от <Дата> № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Адрес местонахождения объекта культурного наследия: <Адрес>. Объект культурного наследия принят на государственную охрану постановлением администрации Архангельской области от <Дата>... «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Архангельской области». Предмет охраны объекта культурного наследия не определен. Собственником объекта культурного наследия является ФИО1 В процессе проведения проверки совместно с собственником объекта культурного наследия проведен осмотр объекта культурного наследия. В результате осмотра выявлено, что проводятся работы по его приспособлению для современного использования. В частности при осмотре зафиксировано: проведены работы по демонтажу отделочных материалов, установленных предыдущими собственниками (стеновые панели, навесные потолки), демонтированы ранее установленные собственниками дверные блоки, демонтировано напольное покрытие; заменена система отопления (ранее установленная демонтирована); разобрана кирпичная кладка на ранее заложенном оконном проеме, установлена деревянная оконная рама. В инспекцию за выдачей задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия ФИО1 не обращался. Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в инспекцию не поступала. Проведением работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом К.М. Дикина» его собственником ФИО1 до утверждения предмета охраны объекта культурного наследия, в отсутствие проектной (или рабочей) документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной региональным органом охраны объектов культурного наследия, без осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением, физическим лицом, не аттестованным федеральным органом охраны объектов культурного наследия, и не являющимся индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, нарушены требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, установленные абз. 1 п. 1 ст. 45, абз. 1 и 3 п. 6 ст. 45, п.п. 3 п.1 ст. 47.3 Федерального закона от <Дата> № 73-ФЗ.

ФИО1 в судебном заседании, не оспаривая выявленные нарушения, против привлечения к административной ответственности возражал, в связи с отсутствием причинения вреда объекту культурного наследия. Пояснил, что охранное обязательство им не заключалось, оно было заключено прежним собственником ФИО2 Его действия были выявлены в рамках охранного обязательства на содержание в надлежащем порядке, фасад им искажен не был. В инспекцию по охране объектов культурного наследия Архангельской области за разрешением на проведение работ он действительно не обращался.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении.

Изучив протокол об административном правонарушении, прилагаемые материалы дела, выслушав ФИО1, исследовав доказательства по делу, прихожу к следующему.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.

В силу п. 6 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В проведении отдельных видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут участвовать добровольцы (волонтеры). Особенности участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия, а также виды работ по сохранению объектов культурного наследия, в которых указанные лица могут участвовать, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 40 Федеральный закон № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно со ст. 42 Федерального закона № 73-ФЗ ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 61 Федерального закона № 73-ФЗ за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, помимо протокола об административном правонарушении, подтверждается: сообщением Онежского межрайонного прокурора, публикацией из газеты «Онега» от <Дата>...; актом проверки от <Дата>... и приложенной к нему фототаблицой; пояснениями ФИО1 от <Дата>, данными в ходе проверки, а также в ходе судебного заседания.

Имеющиеся в материалах дела доказательства получены в установленном законом порядке, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении и являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

У ФИО1 имелась возможность для соблюдения требований сохранения, охраны и использования объектов культурного наследия, однако данные требования выполнены не были.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Допущенное правонарушение не является малозначительным, поскольку объектом его посягательства являются отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, направленные на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно – национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности.

Отсутствие вреда, причиненного объекту культурного наследия, не свидетельствует о малозначительности правонарушения, поскольку состав правонарушения по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ является формальным.

При назначении административного наказания судья на основании положений ч.2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При определении вида и размера административного наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, отягчающих и смягчающих вину обстоятельств не установлено, учитывая, что ранее ФИО1, к административной ответственности не привлекался, полагаю возможным назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере ...) рублей.

Реквизиты для уплаты административного штрафа: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (инспекция по памятникам АО лицевой счет ...D01040), ИНН <***>, БИК 041117001, КПП 290101001, счет ..., отделение Архангельск <Адрес>, КБК 06..., ОКТМО 11646000 (<Адрес>).

Разъяснить, что в случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде штрафа в сумме, вдвое превышающей размер неуплаченного штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня его получения или вручения через Онежский городской суд, либо непосредственно в суд, уполномоченный рассматривать жалобу – Архангельский областной суд.

Судья О.А. Шахрова