ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-4/19ПО от 07.02.2019 Кологривского районного суда (Костромская область)

Дело № 5-4/2019П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кологрив 07 февраля 2019 года

Судья Кологривского районного суда Костромской области Власов О.В, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотреннм ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении муниципального общеобразовательного учреждения Ильинская средняя общеобразовательная школа (<данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес>, сведений о привлечении к административной ответственности не имеется,

Установил:

Юридическое лицо МОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа совершило осуществление лицензируемого вида деятельности (образовательная деятельность) при грубом нарушении условий, предусмотренных лицензией, при следующих обстоятельствах.

В соответствии с приказом департамента образования и науки Костромской области от 16 ноября 2018 года № 1820 о проведении плановой выездной проверки юридического лица, в период с 27 ноября 2018 года по 24 декабря 2018 года по адресу: <адрес> проведена плановая выездная проверка в отношении муниципального общеобразовательного учреждения Ильинской средней общеобразовательной школы с целью осуществления федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, лицензионного контроля.

В ходе проведения проверки установлено, что с 01 сентября 2018 года по настоящее время в штате лицензиата имеются педагогические работники, не соответствующие квалификационным требованиям (учитель ФИОЛ.2, имеющая квалификацию по диплому «учитель математики», преподает в начальных классах; учитель В., имеющая квалификацию по диплому «учитель биологии и химии», преподает в начальных классах; учитель Н., имеющий квалификацию по диплому «учитель физики и математики», преподает предметы «Информатика», «Технология» по программе основного общего образования; учитель Е., имеющая квалификацию по диплому «учитель начальных классов», преподает предмет «Изобразительное искусство» по программе основного общего образования, не имея дополнительного профессионального образования по указанным предметам), что является нарушением пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966; статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым к лицензионным требованиям при осуществлении образовательной деятельности относится наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам.

Несоответствие педагогов требованиям, установленным пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании, а также требованиям статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», является грубым нарушением лицензионных требований в соответствии с пп. «а» п. 9 Положения о лицензировании.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействиях) юридического лица муниципального общеобразовательного учреждения Ильинской средней общеобразовательной школы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения предусмотренного п. 3 ст. 19.20 КоАП РФ выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности (образовательная деятельность) при грубом нарушении условий, предусмотренных лицензией.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных особенной частью КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае, если в статьях КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

С субъективной стороны указанное нарушение характеризуется виной в форме умысла, то есть юридическое лицо МОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа знало и осознавало, что нарушает лицензионные требования, предъявляемые к квалификации педагогов,но не предпринимало никаких мер или безразлично относилось к установленным требованиям.

Таким образом, нарушение лицензионных требований юридическим лицом МОУ Ильинской средней общеобразовательной школой необходимо квалифицировать по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

К грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных пп. «а» п. 6 Положения о лицензировании.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействиях) муниципального общеобразовательного учреждения Ильинской средней общеобразовательной школы, признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Законный представитель МОУ Ильинская общеобразовательная школа директор школы ФИО1 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ признала полностью. В судебном заседании пояснила, что нарушения действительно имели место. 21.09.2018г. она направляла в отдел образования ходатайство о выделении денежных средств на прохождение курсов по переподготовке педагогов в Костромском областном институте развития образования. В связи с тяжелым материальным положением денежные средства не выделялись. В Костромской областной институт развития образования направлялась совместная заявка на включение педагогов в план курсовой подготовки на 2019 год. Так же с 10 января 2019г. ей лично ведется преподавание предметов «Технология» и «Изобразительное искусство». Ранее она проходила повышение квалификации по данным предметам. При назначении административного наказания просила учесть материальное положение школы и принимаемые меры по устранению нарушений.

Вина юридического лица МОУ Ильинская общеобразовательная школа в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, кроме признания вины законным представителем, подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 26 декабря 2018 года (л.д. 3-7); приказом департамента образования и науки Костромской области от 16 ноября 2018 года № 1820 о проведении плановой выездной проверки юридического лица (л.д.13-22), списком педагогических кадров МОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа (общего среднего образования) по состоянию на 01 сентября 2018 года (л.д.24-26); выпиской из приказа от 01 сентября 2018 года № 104/4 по МОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа об утверждении учебной нагрузки педколлективу на 2018-2019 учебный год (л.д. 28-31), выписками из приказов о приеме учителей на работу (л.д. 32-35), копиями дипломов об образовании ( л.д.36-39), лицензией от 15 июля 2013 года № 115-13/П с приложением (л.д.40-41); актом проверки от 24 декабря 2018 года № 215 (л.д. 49-53) и представителем юридического лица не оспаривается.

В ходе рассмотрения дела нашли подтверждение приведенные в протоколе об административном правонарушении нарушения лицензионных требований, предъявляемых к образовательной деятельности.

В соответствии с п.п. «д» п. 6Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Как следует из содержания п.п. «а» п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения.

В ходе судебного заседания установлено, что действительно в период с 01 сентября 2018 года и по настоящее время в штате МОУ Ильинская СОШ имеются педагогические работники (указанные в протоколе об административном правонарушении), не соответствующие квалификационным требованиям, осуществляющие педагогическую деятельность не в соответствии с квалификацией, указанной в дипломе и, не имея дополнительного профессионального образования, что не оспаривается законным представителем МОУ Ильинская СОШ.

Действия юридического лица МОУ Ильинская общеобразовательная школа суд квалифицирует по ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ - как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

При определении вида наказания, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность МОУ Ильинская общеобразовательная школа, является признание вины представителем юридического лица и намерение устранять выявленные недостатки.

Обстоятельств, отягчающих наказание, не имеется.

Санкция ч. 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

С учетом смягчающих наказание обстоятельств и отсутствием отягчающих наказание обстоятельств, наказание МОУ Ильинская общеобразовательная школа может быть назначено в виде штрафа.

При определении размера штрафа, суд, учитывая тяжелое материальное положение юридического лица, привлечение его к административной ответственности впервые, отсутствие достаточных финансовых средств, принятие мер, направленных на устранение нарушений лицензионных требований; считает возможным признать эти обстоятельства исключительными и при определении размера административного штрафа применить положения ч.ч. 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, и назначить административный штраф в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

Постановил:

Юридическое лицо МОУ Ильинская общеобразовательная школа (<данные изъяты> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты>.

Административный штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: <данные изъяты>

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Согласно ст. 31.5 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, суд, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления по заявлению лица, привлеченного к административной ответственности об отсрочке или рассрочке уплаты штрафа.

В случае неуплаты штрафа в установленный законом срок, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Костромской областной суд через Кологривский районный суд Костромской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья - <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> О.В. Власов