Дело № 5-4/2014
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Мурманск 07 февраля 2014 года
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Гулевский Г.Н.,
с участием:
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области - государственного инспектора РФ ФИО1.,
представителя по доверенности ООО «***» ФИО2
рассмотрев административное дело в отношении:
Общества с ограниченной ответственностью «***», ***
в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «***» (далее ООО «***), совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ, то есть несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, при следующих обстоятельствах:
ООО «***», имеющее лицензию №*** от *** до *** на сбор, транспортировку и утилизацию отходов I-IV класса опасности, зная, что обязано размещать строительные отходы на объектах размещения опасных отходов, специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (***), в нарушение: ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч. 1 п. 1. ст. 10, ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении»; ст. 42 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ *** и потом два раза в течение дня, и *** с использованием грузового автомобиля ***, государственный регистрационный знак «№***», под управлением ФИО3., *** с использованием грузового автомобиля ***, государственный регистрационный знак «***» и неустановленного автомобиля, *** с использованием грузового автомобиля ***, государственный регистрационный знак «№***», при содействии неустановленных лиц, произвело сброс отходов: строительного мусора (код по ФККО 91200600 01 00 0), мусора от бытовых помещений организаций несортированного (код по ФККО 91200500 01 00 4) и отходов древесных строительных лесоматериалов, в том числе от сноса и разборки строений (код по ФККО 17120500 01 00 4), на почву на территории по адресу: ***, то есть создало несанкционированную свалку опасных отходов.
*** по данному факту было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ.
*** по результатам административного расследования в отношении юридического лица ООО «***» составлен протокол по 8.2 КоАП РФ.
Административное дело в отношении юридического лица ООО «***» поступило в суд *** и подсудно Первомайскому районному суду города Мурманска.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области ФИО1 в судебном заседании показал, что вину ООО «***» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ считает полностью установленной и доказанной материалами дела об административном правонарушении.
Представитель ООО «***» ФИО2 в судебном заседании заявила, что ООО «***» не совершало административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. По существу протокола пояснила, что в материалах дела есть документы подтверждающие, что Общество представляет ежеквартально в Управление Росприроднадзора расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, вносится соответствующая плата в бюджет, также имеются разработанные и утвержденные паспорта опасных отходов, на отходы, образовавшиеся в их производственной деятельности.
Основным видом деятельности ООО «***» является изготовление и реализация бетона. Общество не осуществляет каких-либо строительных работ. При проведении административного расследования было установлено (свидетельские показания), что неоднократно несколькими автомобилями производился сброс мусора на земельный участок, расположенный по адресу: ***, административным органом было установлено, что данные автомобили ООО «***» не принадлежат, собственниками являются физические лица. Считает, что «Найденные документы», являются лишь косвенным доказательством вины Общества, так как они содержат в себе «переписку» с третьими лицами, документы могли оказаться на указанном земельном участке и с помощью третьих лиц, которым были адресованы те или иные документы. Соответственно, при использовании косвенных доказательств сложно сделать однозначный вывод о наличии или отсутствии обстоятельств, где можно лишь предполагать несколько выводов (вариантов).
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Иные лица, т.е. лица, не являющиеся собственниками земельных участков, но фактически осуществляющие пользование земельным участком, например арендаторы земельного участка, именно на эти лица, как на пользователей, возлагаются обязанности, установленные ст.42 ЗК, использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнения земельного участка и т.д.
Руководитель ООО «***» в своих пояснениях сообщил, а также оформленные запросы в организации и учреждения этот факт подтвердили, что Общество не является ни собственником, ни арендатором земельного участка, расположенного по адресу: ***. Соответственно, нарушение норм ст.42 ЗК РФ не могут приниматься в отношении Общества.
Просит отказать административному органу в привлечении ООО «***» к административной ответственности предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «***» административного правонарушения доказан исследованными в судебном заседании материалами дела.
Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №*** от ***. (л.д. ***)
Обращением командира *** филиала в/ч №*** ФИО4 в адрес руководителя управления Росприроднадзора по Мурманской области, зарегистрированным ***, в котором содержится информация, что *** и *** на территории, прилегающей к территории в/ч №*** расположенной по адресу: ***, в районе маршрута следования стрелков на посты с самосвала ***, государственный регистрационный знак «***» осуществлялся сброс мусора, который загромождает и перекрывает маршрут движения стрелков, создавая травмоопасную ситуацию для них. (л.д. ***)
Приказом руководителя управления Росприроднадзора по Мурманской области №*** от *** о проведении рейда с целью проверки информации командира *** филиала в/ч №*** ФИО4 о захламлении территории мусором вблизи войсковой части. (л.д. 6)
Актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований №*** от ***, в котором зафиксировано, что Адрес*** обнаружена несанкционированная свалка, в состав которой входят строительный мусор (код по ФККО 91200600 01 00 0), мусор от бытовых помещений организаций несортированного (код по ФККО 91200500 01 00 4) и отходов древесных строительных лесоматериалов, в том числе от сноса и разборки строений (код по ФККО 17120500 01 00 4), размещающаяся на площади около 1000 квадратных метров, объемом около 200 кубических метров. Обнаруженные отходы относятся к IV классу опасности. В одной из куч строительного мусора был обнаружен полиэтиленовый пакет с документами: заказы-наряды на предоставление транспорта, товарные накладные, акты сверки на которых имелся оттиск печати ООО «***», списки. Во всех документах фигурирует «***» в качестве исполнителя заказа или поставщика. Документы были изъяты. (л.д. ***)
Фототаблицей, в которой фотографически зафиксирована обстановка, описанная в акте обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований №*** от ***. (л.д. ***)
Копиями документов, изъятых актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований №*** от ***, на которых имеются оттиски печати ООО «***». (л.д. ***)
Справкой УГИБДД УМВД России по Мурманской области, в которой содержится информация, что владельцем автомобиля ***, государственный регистрационный знак «№***» является ФИО5; владельцем автомобиля ***, государственный регистрационный знак «№***» является ФИО6 зарегистрированный Адрес***, автомобиль передан в пользование по доверенности ФИО7 зарегистрированный Адрес***; владельцем автомобиля ***, государственный регистрационный знак «***» является *** (л.д. ***)
Рапортами начальника отдела военизированной охраны в/ч №*** ФИО8 командира отделения ФИО9 в/ч №*** и докладной начальника караула ФИО10 в/ч №*** в которых содержится информация, что на территории ***, *** около 11 часов с автомобиля ***, государственный регистрационный знак №*** была произведена выгрузка строительного мусора на почву. В течение этого же дня самосвал выгружал мусор еще два раза. С этого же автомоибля выгружался мусор ***. *** мусор выгружался с автомобиля государственный регистрационный знак «№***». *** государственный регистрационный знак «***» мусор выгружался с автомобиля ***, государственный регистрационный знак «***». (л.д. ***)
Объяснением ФИО9 от ***, согласно которому он *** стал свидетелем выгрузки мусора вблизи войсковой части, в которой проходит службу в должности командира отделения. Он поручил разобраться с этой ситуацией своей подчиненной ФИО11, которая впоследствии рассказала ему, что на ее замечание о том, что здесь нельзя сгружать мусор водитель *** пояснил, что выгружает мусор там, где ему велено. По данному факту им был написан рапорт на имя начальника отделения ФИО8 (л.д. ***)
Объяснением ФИО11 от ***, согласно которому *** командир отделения ФИО9 сообщил ей, что рядом с *** происходит выгрузка мусора, и дал указание разобраться. Подойдя, она увидела автомобиль ***, государственный регистрационный знак «№***», который производил выгрузку строительных и бытовых отходов. На ее замечание водитель *** пояснил, что выгружает мусор там, где ему велено, о чем она доложила ФИО9. (л.д. ***)Объяснением ФИО12 от ***, согласно которому *** он стал свидетелем выгрузки строительного мусора рядом с *** с автомобиля государственный регистрационный знак «***», а также *** с автомобиля ***, государственный регистрационный знак « ***». (л.д. ***)
Актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований №*** от ***, в котором зафиксировано, что Адрес***, на территории ЖБИ стоит автомобиль *** государственный регистрационный знак «№***» с надписью на капоте «***». При повторном обследовании несанкционированной свалки подтверждено, что в состав свалки входят строительный мусор (код по ФККО 91200600 01 00 0), мусор от бытовых помещений организаций несортированного (код по ФККО 91200500 01 00 4) и отходов древесных строительных лесоматериалов, в том числе от сноса и разборки строений (код по ФККО 17120500 01 00 4). Объемы по сравнению с первым обследованием не изменились. При осмотре одной из куч строительного мусора был обнаружено большое количество документов ***. Документы были изъяты в количестве *** штук. (л.д. ***)
Фототаблицей, в которой фотографически зафиксирована обстановка, описанная в акте обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований №*** от ***. (л.д. ***)
Копиями документов, изъятых актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований №*** от *** на которых имеются оттиски печати ООО «***». (л.д. ***)
Письмом ООО «***» №*** от ***, согласно которому ООО «***» и ООО «***» в *** не заключали договор о размещении отходов производства и потребления, в данной связи отходы производства и потребления ООО «***» на городской свалке твердых отходов ООО «***» не размещало; (л.д. ***)
Письмом ОАО «***» №*** от ***, согласно которому договора на обезвреживание ТБО между ОАО «***» и ООО «***» не заключалось и в *** поставок ТБО для обезвреживания на завод от ООО «***» не осуществлялось; (л.д. ***)
Сообщением директора ООО «***» ФИО13 от *** согласно которому *** ООО «***» заключило с ООО «***» договор на оказание услуг по размещению отходов IV – V класса опасности, срок действия которого истек ***. В *** услуги по конечному размещению отходов IV – V класса опасности, ООО «***» не оказывались; (л.д.***).
Ответом ОАО «***», земельный участок расположенный по адресу: *** ранее принадлежал ФГУП «***», которое приватизировано путем преобразования в ОАО «***». (л.д. ***)
Опрошенный в ходе административного расследования ФИО5 показал, что он является директором ООО «***», одновременно является учредителем ООО «***», которым руководит ФИО14 ООО «***» зарегистрировано в городе ***. У него в собственности имеется грузовой автомобиль ***, государственный регистрационный знак «***», управляет им ФИО3, водитель по найму. Сгружал ли его автомобиль *** и *** строительный мусор *** он не знает. ООО «***» свой мусор, либо оказывая услуги по перевозке отходов (строительного, бытового мусора) другим предприятиям, размещает на санкционированной свалке города ***, обслуживаемой ООО «***».
ФИО14 в ходе административного расследования и в судебном заседании показал, что он является учредителем и генеральным директором ООО «***». Предприятие занимается производством бетона и его реализацией. Промышленная площадка ООО «***» находится ***. Всего на предприятии работает около *** автомобилей. ООО «***» имеет лицензию на сбор, транспортировку и утилизацию отходов I-IV класса опасности, в том числе строительного и бытового мусора. Услуг по транспортировке мусора иным организациям и предприятиям ООО «***» не оказывает, кроме как случаев, когда кто-нибудь из знакомых просит в частном порядке отвезти мусор на свалку. Свои собственные отходы ООО «***» размещает на санкционированной свалке города ***, обслуживаемой ООО «***». К территории *** ООО «***» не имеет никакого отношения. Данную территорию у ОАО «***» арендует ООО «***» и там размещается *** завод ООО «***». Принадлежащий ему автомобиль *** государственный регистрационный знак «№***» многофункциональный, в том числе может заниматься перевозкой отходов. *** данный автомобиль занимался перевозкой соли для посыпки дорог ***, затем загрузился в ООО «***» товаром и поехал в город ***. Автомобиль ***, государственный регистрационный знак «***», принадлежащий ФИО6., работает на другое предприятие, которое иногда покупает у ООО «***» бетон. Каким образом в мусоре несанкционированной свалки по адресу *** оказались документы ООО «***», он не знает, может быть, кто-нибудь подкинул. ООО «***» не является ни собственником, ни арендатором земельного участка, расположенного по адресу: ***.
Позицию директора ООО «***» ФИО14 и представителя ООО «***» ФИО2 о том, что ООО «***» не имеет отношения к несанкционированной свалке строительного мусора, суд рассматривает как желание избежать ответственности юридического лица, однако она опровергнута исследованными в судебном заседании доказательствами.
Из выписок ЕГРЮЛ следует, что в ООО «***» учредителями являются ФИО5 и ФИО14 генеральным директором ФИО14 в ООО «***» ФИО5 является и учредителем и директором, в ООО «***» учредителями являются ФИО14 и ФИО6 в ООО «***» учредителем является ФИО5.
Из ответов предприятий, которые занимаются размещением отходов производства и потребления (ООО «***», ООО «***», ООО «***») следует, что ООО «***» в *** не размещало строительные и бытовые отходы на санкционированных свалках.
Из документов изъятых на несанкционированной свалке по адресу *** следует, что ООО «***» неоднократно в течение *** оказывало услуги по вывозу строительных отходов для ОАО «***». Кроме этого, среди найденных документов имеется письмо ООО «***» в ОАО «***», в котором генеральный директор ФИО14 просит оплату за электроэнергию по платежному поручению №*** от *** считать платой за ОАО «***».
Требования законодательства в области охраны окружающей среды и здоровья человека было знакомо ООО «***», имеющего лицензию №*** от *** до *** на сбор, транспортировку и утилизацию отходов I-IV класса опасности, как природопользователь ежеквартально представляющего в Управление Росприроднадзора расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, имеюещго 8 разработанных и утвержденных паспортов опасных отходов, на отходы, образовавшиеся в их производственной деятельности.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Также запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч. 1 п. 1. ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, юридические лица обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Совокупность исследованных в судебном разбирательстве доказательств свидетельствует о виновности ООО «***» в совершении вменяемого ему правонарушения и суд квалифицирует его действия по ст. 8.2 КоАП РФ, как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.
Назначая наказание, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения. Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих наказание, судом не установлено.
Решая вопрос о виде и размере подлежащего назначению наказания, суд учитывает тот факт, что ранее ООО «***» к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекалось, в данной связи суд считает возможным назначить наказания в виде минимального штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.3.5, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
ООО «***» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате в течение 60 суток со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
***
***
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Первомайского районного
суда города Мурманска Г.Н. Гулевский