ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-4/2014 от 13.01.2014 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 г.Оренбург 13 января 2014г.

 Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе судьи Бегунова М.В.

 при секретаре Рахальском Е.В.

 с участием главных специалистов-экспертов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области Назыровой М.Р. и Чаплыгина Д.А., действующих на основании доверенностей,

 представителей ЗАО «ГазпромНефтьОренбург» М., А., А., действующих на основании доверенностей,

 рассмотрев в открытом судебном заседании материал по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ЗАО «ГазпромНефтьОренбург», ...

УСТАНОВИЛ:

 20.09.2013 года ООО «Газпром нефть Оренбург», являясь юридическим лицом, допустило несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

 20.09.2013г. специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области в соответствии с приказом от 18.09.2013г. N проведена рейдовая проверка по маршруту ... - Восточный участок Оренбургского нефтеконденсатного месторождения, а также на прилегающей к указанным объектам территории, в ходе которой были установлены следующие факты.

 На территории площадки на расстоянии 70 метров северо-западнее скважины ... обнаружено два техногенных углубления размером 15 м х 3 м, глубиной 1 м, на дне которых находилась жидкость (географические координаты N51038’31,0” E55033’24,5”). В соответствии с результатами биотестирования, пробы отходов при добыче нефти и газа имеют 4 класс опасности для окружающей среды;

 ... обнаружено техногенное углубление размером 4 м х 2 м, глубиной 0,5 м, на дне которого размещены нефтесодержащие отходы. Защита от атмосферных осадков, гидроизоляция отсутствуют. В 1 метре от указанного техногенного углубления обнаружена насыпь бурового шлама 1 м. х 1 м., высотой 0,5м. В соответствии с результатами биотестирования, пробы отходов при добыче нефти и газа имеют 4 класс опасности для окружающей среды.

 Ориентировочно в 100 м. от ЗУ-8 Восточного участка Оренбургского нефтеконденсатного месторождения обнаружено техногенное углубление глубиной 3 м, правильной округлой формы 30 м. в диаметре. Внутри углубления находится темная маслянистая жидкость. Борта углубления темного цвета, у углублении находятся металлические бочки со следами горения. Гидроизоляция отсутствует.

 Изложенные факты, указывают на нарушение требований: ст.42 Земельного Кодекса РФ, ст.1, ч.1 ст.34, ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п.3.2.5, 3.2.6, 4.5, 4.10, 4.12 РД 39-133-94 «Инструкция по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше».

 По фактам нарушения природоохранного законодательства Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области было проведено административное расследование, в ходе которого установлено, что ЗАО «Газпром нефть Оренбург» осуществляло свою деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства РФ.

 В отношении ООО «Газпром нефть Оренбург» было возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол от 05.12.2013г.

 В судебном заседании представители ООО «Газпром нефть Оренбург» вину в инкриминируемом правонарушении не признали, суду пояснили, что ООО «Газпром нефть Оренбург» не производило работы по изготовлению указанных техногенных углублений и не имеет к ним никакого отношения, а так же не заполняло его какими-либо отходами. Территория, на которой находится скважина № 1037, на основании акта от 26.04.2013 года передана в ООО «Газпромбурение» для проведения работ по ЗБС. Территория, на которой находится скважина №1056, на основании договора подряда от 29.12.2012г. по акту передачи от 03.11.2012г. передана для производства работ по бурению ..., а затем на территории данной скважины работы по обустройству устья скважины производились ...

 Считают, что в период проведения работ по бурению данные компании должны были обеспечивать соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды, обеспечение условий хранения отходов. 02.12.2013г. территории строительства скважин возвращена ООО «Газпром нефть Оренбург» по акту приемки-передачи рекультивированных земель был переданы землепользователю для дальнейшего их использования в сельском хозяйстве.

 Также пояснили, что при сборе административного материала были нарушены требования ст.10 ФЗ-294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Помимо этого, срок исковой давности по данному правонарушению составляет 3 месяца, то есть он истек 21.12.2013г.

 Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области Назырова М.Р. и Чаплыгин Д.А. суду пояснили, что по обращению депутата районного совета Г. 20.09.2013г. была проведена рейдовая проверка, в ходе которой было установлено, что ЗАО «Газпром нефть Оренбург», осуществляя хозяйственную деятельность на Восточном участке Оренбургского нефтеконденсатного месторождения допустило нарушение ст.42 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001г. №136-ФЗ, ст.11 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», РД 39-133-94 «Инструкция по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше» Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных 30.04.2003г.

 В материалах административного дела имеются карты-схемы с указанием местоположения и географических координат скважин и мест размещения отходов, которые подтверждают размещение отходов бурового шлама. Протоколы осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, протоколы отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды составлены в полном соответствии с требованиями законодательства, в том числе КоАП РФ, с участием двух понятых и представителей ООО «Газпромбурение» и ЗАО «Газпром нефть Оренбург».

 Заслушав в судебном заседании участников процесса, изучив материалы, суд квалифицирует действия ЗАО «Газпром нефть Оренбург» по ст.8.2 КоАП РФ, как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

 Доводы представителя ООО «Газпром нефть Оренбург» о том, что организация не имеет отношения к обнаруженным отходам, суд считает несостоятельными, поскольку в соответствии с актами приема-передачи рекультивированных земель ООО «Газпром нефть Оренбург» передало земельные участки землепользователю 02.12.2013г., то есть значительно позже выявления правонарушения. Вместе с тем, согласно объяснению А., представителя ... 22.04.2013 года кустовая площадка и скважина N была передана ЗАО «ГазпромНефть Оренбург». В период с 29.04.2013 года по ноябрь 2013 года кустовая площадка была в распоряжении ЦДНГ ЗАО «ГазпромНефть Оренбург». Согласно объяснения С., представителя ООО «Газпром бурение» следует, что работы на площадке скважины « 1037 велись на основании договора с ЗАО «ГазпромНефть Оренбург» до июля 2013 года, когда площадка была передана последнему в надлежащем состоянии. О наличии на территории площадки выявленных отходов ему ничего не известно. Указанное обстоятельство подтверждается актом приемки передачи рекультивированных земель от 31.05.2013 года (л.д.48).

 Установленные нарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении №03-810/2013 от 05.12.2013г., актами приемки-передачи рекультивированных земель от 26.04.2013 г., 31.05.2013г., копией журнала первичного учета образующихся, переданных, размещенных и использованных отходов на объектах филиала ...» ООО «Газпром бурение», актами о приемке выполненных работ по скважинам, договорами на работы по бурению, актами передачи земельных участков, протоколами результатов биотестирования №№ 90-Б, 91-Б, 92-Б от 25.09.2013 года, согласно которым образцы отходов отобранные от скважин №№ 1056,1037 на основании протоколов отбора проб исследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 17.10.2013 года № 03-810/2013-1 и без номера, относятся к 4-му классу опасности, протоколами испытаний от 25.10.2013 года, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий и находящихся там вещей и документов от 17.10.2013 года № 03-810/2013 и фототаблицей к нему, объяснениями А., С., актом обследования места размещения отходов.

 Довод представителей ЗАО «Газпром нефть Оренбург» о нарушении представителями Росприроднадзора требований ФЗ-294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» суд считает необоснованными, поскольку событие настоящего правонарушения было выявлено непосредственно сотрудниками Росприроднадзора в ходе контрольных мероприятий, проводимых на основании приказа Росприроднадзора по Оренбургской области № ПН/Э-223 от 18.09.2013 года «о проведении рейдовой проверки», проведение которых, в силу п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не подлежало согласованию с органами прокуратуры. Такое непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении и не является нарушением требований указанного закона и прав ЗАО «Газпром нефть Оренбург».

 Мнение представителей ЗАО «Газпром нефть Оренбург» об истечении срока давности привлечения к административной ответственности не основано на законе так как, согласно ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования составляет 1 год.

 Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, не установлено.

 Обстоятельством смягчающим административную ответственность юридического лица, суд признает устранение выявленных нарушений.

 Учитывая материальное положение юридического лица, характер административного правонарушения, наличие смягчающего ответственность обстоятельств, а так же то обстоятельство, что нарушения устранены, суд применяет к юридическому лицу наказание в виде штрафа.

 Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 8.2, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

 Признать ЗАО «Газпром нефть Оренбург» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, которые следует перечислить по следующим реквизитам:

 ...

 ...

 ...

 ...

 ...

 ...

 ...

 ...

 Административные штрафы за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

 Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

 Судья: подпись Бегунов М.В.

 Копия верна.

 Судья:

 Секретарь: