Дело № 5-4/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
22 марта 2018 года с. Красный Чикой
Судья Красночикойского районного суда Забайкальского края Моисеева В.Э.,
при секретаре Григорьевой Е.С.,
с участием защитника привлекаемого лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении главы администрации муниципального района «Красночикойский район» ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина РФ, <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
29 января 2018 года в 11 часов 22 минуты с. Красный Чикой Красночикойского района Забайкальского края <данные изъяты> по <адрес>С. на <адрес> выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги: наличие снежного вала на обочине проезжей части, вблизи бордюрного камня, о чем был составлен Акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы). ДД.ММ.ГГГГ начальником ОГИБДД ОМВД России по <адрес>С. ФИО2, как должностному лицу, было вынесено Предписание в котором предлагалось в течении 6 часов с момента получения устранить недостатки, указанные в акте от ДД.ММ.ГГГГ. После проведения повторного обследования ДД.ММ.ГГГГ<адрес> на предмет выполнения предписания, установлено, что по указанному адресу работы по устранению снежного вала на обочине проезжей части, вблизи бордюрного камня, не выполнены.
В связи с указанными обстоятельствами ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы администрации муниципального района «Красночикойский район» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
В судебное заседание ФИО2 не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не направил.
Защитник привлекаемого лица ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила что, считает протокол и предписание в отношении главы администрации муниципального района «Красночикойский район» ФИО2 были составлены с нарушениями действующего законодательства. Представила письменные возражения на протокол по делу об административном правонарушении, в котором выразила несогласие с привлечением ФИО2 к административной ответственности, указав, что основанием для составления в отношении него протокола об административном правонарушении № от 02.02.2018г., предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, послужило невыполнение в течение 6 часов с момента получения предписания начальника ОГИБДД ОМВД России по <адрес>С. от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому было необходимо устранить снежный вал на обочине проезжей части ул.Первомайская с.Красный Чикой вблизи бордюрного камня. Полагает, что данный протокол и предписание были составлены с нарушениями действующего законодательства. В предписании нет указания и информации о времени получения данного предписании должностным лицом. Кроме того, в предписании отсутствуют ссылки на конкретные пункты ГОСТа РФ, пункты Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования очистку асфальтобетонного покрытия дороги от снежно-ледяных отложений и образования отложения льда, также отсутствует конкретная информация (адреса) о расположении снежных валов. Из фото, находящихся в деле, видно, что дорожная полоса очищена от снежного покрова и находится в надлежащем состоянии, снежные валы на обочинах дороги отсутствуют. На фото просматривается наличие незначительных снежных валов на тротуарах улиц и непосредственно в тех местах, где стоянка автотранспорта запрещена. Должностное лицо не ознакомлено надлежащим образом с Актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы). Также в адрес администрации муниципального района «Красночикойский район» не представлен акт обследования улично-дорожной сети с.Красный Чикой на предмет исполнения предписания. Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения сельского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст. 45.1, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уборка территории муниципального образования, в том числе в зимний период, осуществляется в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования, которые в свою очередь утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования, то есть сельского поселения. Статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 годаИ 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ). Согласно п. 3.1.7. ГОСТа на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м. Согласно п. 3.1.8. Формирование снежных валов не допускается: - на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости; ближе 5 м от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта; на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; на тротуарах. Таким образом, в ходе выполнения уборочных работ проезжей части снежные валы, образовавшиеся после очистки дороги были вывезены за пределы населенного пункта, о чем свидетельствует Акт о приемке выполненных работ 2018г., согласно которому, за отчетный период с 12.12.2017 по 31.01.2018 очистка дороги от снега по улице Первомайская проводилась 4 раза.
Кроме того, ни администрация района, ни должностное лицо не извещены надлежащем образом о сроке и месте рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 19.5 ч.27 КоАП РФ, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ в 11-15 часов. Должностное лицо не ознакомлено надлежащим образом с протоколом об административном правонарушении, с должностного лица не были взяты объяснения по данному правонарушению.
Также полагает, что в действиях ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, поскольку содержание тротуаров не относится к дорожной деятельности и не входит в вопросы местного значения муниципального района. Просит прекратить производство по делу, ссылаясь на пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении <данные изъяты>Р. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрении дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, располагая сведениями о надлежащем извещении ФИО2, о времени и месте рассмотрения, дело рассмотрено без участия привлекаемого лица.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Как усматривается из материалов дела, в целях устранения нарушений Госстандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ№, выявленных ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 22 минуты, выборочной проверкой установлено наличие снежного вала на обочине проезжей части, вблизи бордюрного камня по ул.Первомайской с.Красный Чикой, о чем был составлен Акт. ( л.д. 5)
Главе администрации муниципального района «Красночикойский район» ФИО2 начальником ОГИБДД ОМВД России по <адрес> было предписано в срок с момента получения 6 часов, устранить снежный вал на обочине проезжей части ул.Первомайская с.Красный Чикой вблизи бордюрного камня.(л.д.4) Данное предписание за № от ДД.ММ.ГГГГ было получено для передачи специалистом администрации района В.ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ОГИБДД ОМВД России по <адрес>С. установлен факт невыполнения ФИО2 вышеуказанного предписания в установленный срок, в связи с чем, ему предложено явиться ДД.ММ.ГГГГ к 11 часам 00 минутам по адресу: с.<адрес> ОГИБДД кабинет №.
Согласно имеющемуся в материалах дела протоколу <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 15 минут <данные изъяты>Р. выявил административное правонарушение, в действиях должностного лица главы администрации муниципального района «Красночикойский район» ФИО2, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.( л.д.2)
В силу требований ч. 1 и 2 ст. 1.5 КоАП РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, ст.28.6 КоАП РФ.
Составление протокола об административном правонарушении в данном случае является обязательным условием привлечения лица к административной ответственности и предусматривает, что лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняют права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Составление протокола в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности или его законного представителя, допускается законодателем в случае, если они надлежаще извещены.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности.
Само по себе составление протокола является процедурой, обеспечивающей возможность защищаться и представлять свои доказательства до привлечения к ответственности.
Согласно материалам дела, ФИО2 в связи с неисполнением предписания № от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок, было предложено явиться ДД.ММ.ГГГГ к 11 часам 00 минутам по адресу: с.<адрес> ОГИБДД кабинет №. ( л.д.3), извещение о дате и времени рассмотрения административного материала получено специалистом администрации ДД.ММ.ГГГГ для передачи.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, фактически протокол <адрес> был составлен ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 15 минут. ( л.д.2) в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В протокол внесены изменения: в графе отчество «А.», зачеркнуто и исправлено на «А.», в графе документ удостоверяющий личность - серия и номер паспорта дописаны иными чернилами.
Более того, протокол <адрес> составлен ДД.ММ.ГГГГ вообще без извещения привлекаемого лица. Материалы дела не содержат сведений о том, что ФИО2, каким-либо способом извещался о дате, времени и месте составлении протокола.
Также, в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что изменения в протокол об административном правонарушении были внесены в присутствии ФИО2. Нет сведений и об извещении привлекаемого лица, о необходимости явки в ОМВД России по <адрес>, для внесения изменений в названный протокол.
Подобное извещение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нельзя признать надлежащим. Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу административного дела.
Кроме того, согласно имеющемуся в материалах дела Предписанию от ДД.ММ.ГГГГ, главе администрации муниципального района «Красночикойский район» ФИО2 предписано устранить выявленные нарушения в течении 6 часов с момента получения предписания. Вместе с тем, сведения о выяснении должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, о моменте получения Предписания лицом, привлекаемым к административной ответственности, в материалах дела отсутствуют.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. В данном случае, порядок составления протокола сотрудниками ОМВД по <адрес> не соблюден.
Невыполнение требований КоАП РФ о создании необходимых условий для реализации лицом, в отношении которого ведется производство по делу, права на защиту, повлекло нарушение прав ФИО2, устранение которых в судебном заседании невозможно.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, о составлении протокола об административном правонарушении с нарушениями требований ст.28.2 КоАП РФ, что влечет его незаконность и исключает возможность привлечения лица к административной ответственности на основании такого протокола.
Из смысла абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", следует, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного надлежащим образом о времени месте составления протокола относится к существенному недостатку, при наличии которого в соответствии с абз. 4 п. 4 данного Постановления Пленума протокол об административном правонарушении, как оформленный с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ подлежит возвращению в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
В соответствии с абз. 5 п. 4 указанного Постановления Пленума возвращение протокола возможно только на стадии подготовки дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
В данном случае протокол <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, представляющий собой основополагающий процессуальный документ, не может служить доказательством и подтверждать факт совершения правонарушения, в связи с чем, суд полагает, что административным органом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих наличие состава правонарушения в действиях ФИО2.При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
При таких обстоятельствах, в связи с недоказанностью обстоятельств о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 24.5 КоАП РФ, суд
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1ст. 19.5 КоАП РФ в отношении, в отношении главы администрации муниципального района «Красночикойский район» ФИО2- прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано путем подачи жалобы в Забайкальский краевой суд через Красночикойский районный суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Председательствующий: судья Моисеева В.Э.