Дело № 5-4/2024
УИД 33RS0018-01-2024-000020-37
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05 февраля 2024 года город Судогда
Судья Судогодского районного суда Владимирской области Куприянов А.В.,
с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, главы администрации муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области Попкова А.Н.,
представителей Счетной палаты Владимирской области Бугоркова А.С. и Горичниной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ст.15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица главы администрации муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области Попкова А.Н., ... года рождения, уроженца ..., зарегистрированного ...; ...
у с т а н о в и л:
согласно представленных материалов дела должностное лицо Глава администрации муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области Попков А.Н. в поселке Муромцево Судогодского района Владимирской области, улица Садовая, дом 25, в нарушении требований п.4.3.4 и приложения № 3 Соглашения № 136 от 07.03.2023, заключенного между администрацией муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области и Министерством культуры Владимирской области о предоставлении в 2023-2025 годах субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования на мероприятия по укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений культуры в рамках регионального проекта «Развитие и модернизация материально-технической базы муниципальных учреждений культуры Владимирской области» ГП «Развитие культуры» в соответствии с договором от 24.05.2023 № 5 на осуществление строительного контроля за выполнением работ по устройству вентилируемого фасада сельского Дома культуры, расположенного по адресу: Владимирская область, Судогодский район, поселок Муромцево, улица Совхозная, дом 04; произвел оплату в пользу ИП Федоровского В.В. на основании акта от 10.08.2023 № 5 платежными поручениями от 11.08.2023 № 187589 на сумму 1300 рублей за счет средств местного бюджета и от 30.08.2023 № 319488 на сумму 24300 рублей за счет средств областного Бюджета; чем допустил нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 25600 рублей.
10.01.2024 в отношении должностного лица Главы администрации муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области Попкова А.Н. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ.
Попков А.Н. получил копию протокола об административном правонарушении и был с ним ознакомлен 10.01.2024.
В судебном заседании Попков А.Н. вину по делу признал полностью, в содеянном раскаялся, указав, что за все время его пребывания на посту главы администрации муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области впервые занимается столь масштабным проектом по восстановлению сельского Дома культуры, допустил нецелевое расходование денежных средств в результате заблуждения относительно их использования, оплатив услуги не по классу 43 «Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки», а сопряженные с ним по классу 71 «Услуги в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа».
Представители Счетной палаты Владимирской области Бугорков А.С. и Горичнина Е.А. в судебном заседании просили назначить Попкову А.Н. наказание в виде административного штрафа.
Судья, выслушав объяснения Попкова А.Н., представителей Счетной палаты Владимирской области Бугоркова А.С. и Горичниной Е.А.; исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств, помимо прочего, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Согласно статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.
Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Субъектом правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации получатели.
В соответствии со ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также, при наличии состава преступления, уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2 ст.306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Применение к участнику бюджетного процесса, указанному в п.1 настоящей статьи, бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации (п.3 ст.306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеют общий характер и распространяют свое действие на любых лиц, получивших средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст.162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных взаимоотношений), получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Частью 1 ст.18 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В силу ст.19 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация операций сектора государственного управления.
В соответствии с п.4 ст.23.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок применения классификации устанавливается Министерством финансов Российской Федерации, которое определяет порядок применения статей и подстатей классификации, в частности, устанавливает перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащие отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации.
Судом установлено, что в соответствии с решением Совета народных депутатов муниципального образования Муромцевское сельское поселение Судогодского района Владимирской области от 21.10.2022 № 2/1 и соответствии с контрактом от 26.10.2022 Попков А.Н. является главой администрации муниципального образования Муромцевское сельское поселение Судогодского района Владимирской области.
В силу ст.24 Устава муниципального образования Муромцевское сельское поселение Судогодского района Владимирской области администрацией руководит глава администрации на принципах единоначалия.
Из раздела II Контракта от 26.10.2022 следует, что Попков А.Н., как глава администрации, обязан, в том числе, исполнять должностные обязанности, связанные с осуществлением им полномочий в должности главы администрации, в соответствии с должностной инструкцией, утверждаемой решением Совета народных депутатов, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка администрации, требования Устава.
В соответствии с должностной инструкцией на главу администрации в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности возложены обязанности: заключать от имени администрации договоры в пределах своей компетенции; обеспечивать своевременное и качественное выполнение договоров и обязательств администрации; исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
Согласно разделу 5 должностной инструкции глава администрации несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, перечисленных в должностной инструкции, законодательстве о труде, Уставе, контракте от 26.10.2022.
Муниципальное образование Муромцевское сельское поселение в 2023 году участвовало в реализации мероприятий по укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений культуры в рамках государственной программы Владимирской области «Развитие культуры», утвержденной постановлением администрации Владимирской области от 31.03.2021 № 176 (далее - ГП «Развитие культуры»).Правила предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Владимирской области на мероприятия по укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений культуры, утверждены постановлением администрации Владимирской области от 31.03.2021 № 176 (далее - Правила № 176), являются приложением № 11 к ГП «Развитие культуры».
Согласно п.2 Правил № 176 субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований области, возникающих при проведении мероприятий по укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений культуры в рамках регионального проекта «Развитие и модернизация материально-технической базы муниципальных учреждений культуры Владимирской области» ГП «Развитие культуры».
Условиями предоставления и расходования субсидии, согласно п.3 Правил № 176, являются:
наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению субсидии;
заключение соглашения о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств;
расходование субсидии осуществляется на мероприятия по укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений культуры в соответствии с профильной деятельностью учреждения.
Установлено, что постановлением Правительства Владимирской области от 20.02.2023 № 83 «О распределении субсидии бюджетам муниципальных образований на 2023 год» было произведено распределение субсидии на мероприятия по укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений культуры на 2023 год, в том числе, муниципальному образованию Муромцевское сельское поселение были предусмотрены средства в размере 23943700 рублей.
Между администрацией муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района и Министерством культуры Владимирской области 07.03.2023 заключено соглашение № 136 о предоставлении в 2023-2025 годах субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования на мероприятия по укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений культуры в рамках регионального проекта «Развитие и модернизация материально-технической базы муниципальных учреждений культуры Владимирской области» ГП «Развитие культуры» (далее - Соглашение № 136).
Расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установлены постановлением администрации муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района от 13.04.2016 № 103 «Об утверждении муниципальной программы «Сохранение и развитие культуры в муниципальном образовании Муромцевское сельское поселение» (далее - МП «Сохранение и развитие культуры»).
На основании п.2.1 Соглашения № 136 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципального образования на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результата МП «Сохранение и развитие культуры», в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет 25203900 рублей.
В соответствии с п.2.2 Соглашения № 136 предусматривалось выделение субсидии из областного бюджета в 2023 году в размере не более 23943700 рублей при уровне софинансирования из областного бюджета в размере 95%.
В соответствии с приложением № 3 «Состав расходных обязательств муниципального образования, софинансируемых из областного бюджета, определенных муниципальным образованием» к Соглашению № 136 средства субсидии предусматривалось направить на выполнение работ по текущему ремонту Муромцевского сельского Дома культуры, расположенного по адресу: Владимирская область, Судогодский район, поселок Муромцево, улица Совхозная, дом 04 (код по ОКПД2 43.39.19.190 «Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки»).
Дополнительным соглашением от 27.04.2023 № 1 было скорректировано приложение № 3 «Состав расходных обязательств муниципального образования, софинансируемых из областного бюджета, определенных муниципальным образованием» к Соглашению № 136 и представлено в следующем виде:
выполнение работ по текущему ремонту Муромцевского сельского Дома культуры, расположенного по адресу: Владимирская область, Судогодский район, поселок Муромцево, улица Совхозная, дом 04 (код по ОКПД2 43.39.19.190 «Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки»);
устройство вентилируемого фасада Дома культуры, расположенного по адресу: Владимирская область, Судогодский район, поселок Муромцево, улица Совхозная, дом 04 (код по ОКПД2 43.99.90.190 «Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки»);
выполнение работ по текущему ремонту автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре Муромцевского сельского Дома культуры, расположенного по адресу: Владимирская область, Судогодский район, поселок Муромцево, улица Совхозная, дом 04 (код по ОКПД2 43.21.10.140 «Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации»);
выполнение работ по текущему ремонту системы видеонаблюдения и домофонии Муромцевского сельского Дома культуры, расположенного по адресу: Владимирская область, Судогодский район, поселок Муромцево, улица Совхозная, дом 04 (код по ОКПД2 43.21.10.120 «Работы электромонтажные, связанные с установкой приборов»);
выполнение работ по текущему ремонту адресной охранной сигнализации Муромцевского сельского Дома культуры, расположенного по адресу: Владимирская область, Судогодский район, поселок Муромцево, улица Совхозная, дом 04 (код по ОКПД2 43.21.10.140 «Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации»).
Дополнительным соглашением от 25.05.2023 № 2 приложение № 3 «Состав расходных обязательств муниципального образования, софинансируемых из областного бюджета, определенных муниципальным образованием» к Соглашению № 136 было скорректировано. Так, дополнительно в перечень работ включены работы по текущему ремонту Дома культуры (замена радиаторов), расположенного по адресу: Владимирская область, Судогодский район, поселок Муромцево, улица Совхозная, дом 04 (код по ОКПД2 43.22.12.190 «Работы по монтажу систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха прочие, не включенные в другие группировки»).
Таким образом, в рамках Соглашения № 136 предусматривалось предоставление субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования Муромцевское сельское поселение исключительно на выполнение работ, соответствующих классу 43 «Работы строительные специализированные».
В соответствии с приказом председателя Счетной палаты Владимирской области от 06.12.2023 № 137 «О проведении аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществленных для нужд муниципального образования Муромцевское сельское поселение Судогодского района в 2023 году» с удостоверением на право проведения проверки № 56 от 06.12.2023 аудитором Счетной палаты Владимирской области Рычаговым М.Г., главным инспектором Счетной палаты Владимирской области Бугорцовым А.С., ведущим инспектором Счетной палаты Владимирской области Казбановой А.М. в период с 06.12.2023 по 18.12.2023 проведена соответствующая проверка.
Из акта о результатах проведения аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществленных для нужд муниципального образования Муромцевское сельское поселение Судогодского района в 2023 году от 18.12.2023 следует, что администрацией муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района с ИП Федоровским В.В. были заключены договоры от 18.04.2023 № 1 на осуществление строительного контроля за выполнением работ по текущему ремонту Муромцевского сельского Дома культуры, расположенного по адресу: Владимирская область, Судогодский район, поселок Муромцево, улица Совхозная, дом 04; на сумму 528000 рублей и от 24.05.2023 № 5 на осуществление строительного контроля за выполнением работ по устройству вентилируемого фасада сельского Дома культуры, расположенного по адресу: Владимирская область, Судогодский район, поселок Муромцево, улица Совхозная, дом 04, на сумму 25600 рублей. Согласно положениям Общероссийского классификатора продукции услуги по осуществлению строительного контроля включены в класс 71 «Услуги в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа».
Оплата по договору от 24.05.2023 № 5 на осуществление строительного контроля за выполнением работ по устройству вентилируемого фасада сельского Дома культуры, расположенного по адресу: Владимирская область, Судогодский район, поселок Муромцево, улица Совхозная, дом 04, произведена администрацией муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района в адрес ИП Федоровского В.В. на основании акта от 10.08.2023 № 5 платежными поручениями от 11.08.2023 № 187589 на сумму 1279.99 рублей (за счет средств местного бюджета, л.д.45) и от 30.08.2023 № 319488 на сумму 24300.77 рублей (за счет средств областного Бюджета, л.д.46). Вместе с тем в состав расходных обязательств муниципального образования, софинансируемых из областного бюджета, определенных муниципальным образованием и отраженных в приложении № 3 к Соглашению № 136, услуги по строительному контролю за выполнением работ по устройству вентилируемого фасада сельского Дома культуры не были включены; что является нарушением п.4.3.4 Соглашения № 136.
Таким образом, судья признает, что расходы, направленные на эти цели в общей сумме 25580.76 рублей (24300.77 + 1279.99 = 25580.76) в соответствии со ст.306.4 БК РФ являются нецелевым использованием бюджетных средств.
Оценивая имеющиеся доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья признает вину должностного лица главы администрации муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области Попкова А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, установленной и доказанной.
В отсутствии сведений в представленных материалах дела о совершении ранее Попковым А.Н. однородных правонарушений, обстоятельств, отягчающих его административную ответственность, судьей не установлено.
К обстоятельствам, смягчающим его административную ответственность, судья относит полное признание им своей вины и раскаяние в совершенном проступке; наличие на его иждивении троих несовершеннолетних детей.
С учетом сведений о личности Попкова А.Н. и его трудовой деятельности, в отсутствии отягчающих его административную ответственность обстоятельств, при наличии установленных смягчающих его административную ответственность обстоятельств; судья считает возможным назначить ему наказание в виде административного штрафа.
Административное наказание в отношении Попкова А.Н. в виде дисквалификации при установленных обстоятельствах дела является чрезмерно суровым и не соответствует целям административного наказания, установленным ст.3.1 КоАП РФ.
При определении размера наказания судья учитывает характер совершенного Попковым А.Н. деяния в совокупности с установленной величиной нецелевых расходов; степень его общественно опасных последствий.
Кроме того, определяя размер административного штрафа, судья учитывает необходимость достижения целей наказания, исключающего наступление неблагоприятные последствия, отраженные в ч.2 ст.3.1 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 15.14, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
должностное лицо главу администрации муниципального образования «Муромцевское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области Попкова А.Н. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, в соответствии с которым подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по следующим реквизитам: получатель: МФ ВО (Счетная палата Владимирской области, л/с 04282000260); ИНН 3302014622, КПП 332801001; кор/счет 40102810945370000020; р/счет 03100643000000012800; Отделение Владимир Банка России/УФК по Владимирской области г.Владимир; БИК 011708377; ОКТМО 17701000; КБК 50511601156010000140.
Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет административную ответственность, по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Судогодский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В.Куприянов