ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-500/20 от 04.08.2020 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Иркутск 04 августа 2020 года

Судья Кировского районного суда г. Иркутска Домбровская О.В., с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Подпругиной Н.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:

Подпругиной Н.А., <данные изъяты>,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут Подпругина Н.А. организовала и приняла участие в несанкционированном публичном мероприятии в форме митинга на <адрес>, <адрес>, не подав при этом в установленном порядке уведомление о проведении публичного мероприятия, чем нарушила требования ст. ст. 3, 4 и 7 Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях».

В судебном заседании Подпругина Н.А. вину в совершении данного правонарушения не признала, пояснила, что делала публикации в социальных сетях и говорила о том, что 25.07.2020г. в 14 часов пойдёт кормить голубей. Публичное мероприятие, митинг не организовывала, принимала участие и снимала мероприятие 25.07.2020г. В данном мероприятии граждане выражали мнение по поводу актуальных проблем общественно-политического характера, людей было много. Не может сказать, когда в данном мероприятии подключились граждане с плакатами, у самой плаката не было. Кто организовал данное мероприятие, не знает. В ходе данного мероприятия она несколько раз выкрикивала: «Левченко в Иркутск». Каких-либо уведомлений о проведении мероприятий в администрацию <адрес> не подавала, т.к. спонтанно пошла кормить голубей.

Судьёй исследованы доказательства, представленные в процессе.

Из объяснений свидетеля <данные изъяты> (л.м. 11) установлено, что он является главным специалистом сектора по связям с общественность и работой по проектам отдела реализации общественных инициатив управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации <адрес>. Уведомлений о проведении публичного мероприятия, митинга, демонстрации от <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, а также митинга на <адрес> на 25.07.2020г. в <адрес> не поступало. 25.07.2020г. в 14.00 на <адрес>, согласно приглашению, размещенному в сети «Интернет» на странице «<данные изъяты>», собралось около 100 человек. Подпругина Н.А. провела их за собой до <данные изъяты>, площадки возле здания по <адрес>. Там граждане развернули средства наглядной агитации - плакаты с текстом «<данные изъяты>», «С <данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», начали скандировать: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», другие общественно-политические лозунги. Данные действия являются массовым присутствием граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Около 15.00 участники данного мероприятия, следуя за Подпругиной Н.А., используя средства наглядной агитации, начали движение в сторону <данные изъяты>, нарушали правила дорожного движения по <адрес>, площади возле памятника <данные изъяты>, продолжая использовать плакаты, кричать лозунги, до <адрес>. Возле здания по адресу: <адрес>, Подпругина Н.А. объявила о том, что мероприятие закончилось. Однако группа участников вместе с ней направились обратно в сторону сквера имени Кирова по <адрес>, периодически выкрикивая лозунги. В районе ООТ «<данные изъяты>» Подпругина Н.А. отделилась от участников, дальнейшее движение координировала <данные изъяты>, которая использовала плакат.

Из объяснений <данные изъяты> (л.м.20-24, 25-26) установлено, что 25.07.2020г. в период времени с 12 часов до 14 часов он организовал и провёл публичное мероприятие в форме одиночного пикетирования у памятника «<данные изъяты>» в 130 квартале <адрес>. Из социальных сетей стало известно, что на <адрес> происходят движения против вырубки леса вокруг озера <данные изъяты>, в поддержку жителям <данные изъяты> и против политики <данные изъяты>. Решил посетить публичное мероприятие, в 14 часов 25.07.2020г. прибыл к <адрес>, увидел группу граждан с плакатами «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>». Граждане кричали лозунги: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» и другие общественно-политические лозунги». Видел 2-х сотрудников полиции в форменном обмундировании. Сотрудники полиции располагались рядом с колонной граждан, которые переходили по пешеходному переходу к зданию Правительства <данные изъяты>. Не видел, чтобы территория на <адрес>, где проходил митинг, была огорожена, досмотровых мероприятий не проводилось, сотрудников полиции в форменном обмундировании не было. Активного участия в данном мероприятии не принимал, но демонстрировал заранее подготовленный плакат с надписью: «<данные изъяты>» и поддерживал выкрикиваемые лозунги, шёл в конце колонны, при этом нарушил правила дорожного движения, переходя дорогу с другими митингующими на красный сигнал светофора, и вышел на проезжую часть <адрес> с плакатом. На митинге видел полковника полиции <данные изъяты>, диалога с ним не было.

Из объяснений <данные изъяты> (л.м. 36-38) установлено, что 25.07.2020г. он находился на <данные изъяты>, где группа граждан в количестве 60 человек организованно собралась на какое-то мероприятие, некоторые люди были с плакатами, данные граждане организованно под руководством какой-то женщины выдвинулись к <адрес>, он пошел вслед. На площади были еще люди, все стали здороваться с этой гражданкой, сложилось впечатление, что женщина является организатором данного мероприятия. Проходящие мимо люди высказывались, что данное мероприятие несанкционированное. По окончании митинга две женщины и двое мужчин, возглавив колонну около 60 человек, организованно выдвинулись в сторону <адрес>, сделала круг по скверу, двинулась по <адрес>.

Оценивая приведённые показания свидетелей об известных им обстоятельствах совершённого Подпругиной Н.А. правонарушения, судья находит их достоверными, соответствующими действительности, последовательными, согласующимися между собой, они в полном объёме подтверждаются объективными доказательствами, исследованными в судебном заседании. В судебном заседании не установлено данных, объективно свидетельствующих о заинтересованности свидетелей в исходе рассматриваемого дела, и оснований для оговора ими Подпругиной Н.А.

Факт проведения несогласованного с органами местного самоуправления публичного мероприятия подтверждается имеющимися в материалах дела письменными доказательствами.

Из протокола АД об административном правонарушении от 03.08.2020г. следует, что Подпругина Н.А. ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 14 часов до 16 часов организовала и приняла участие в несанкционированном публичном мероприятии в форме митинга на <адрес>, <адрес>, не подав при этом в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия (л.м. 3-7).

Из заявления <данные изъяты> следует, что он обратился с заявлением к начальнику ОП МУ МВД России «<данные изъяты>» с просьбой принять меры к людям, организовавшим и принявшим активное участие в несогласованном публичном мероприятии, проходившем 25.07.2020г. в <адрес> (л.м. 8).

Из информации управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации <адрес> следует, что мероприятие, проведённое 25.07.2020г. по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, является публичным мероприятием, проведённым в форме демонстрации и митинга, поскольку представляет собой массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, а также организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 01.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В администрацию <адрес> не поступало уведомлений о проведении указанных мероприятий, соответственно согласования о проведении таких мероприятий не выдавалось (л.м. 9).

Из рапорта старшего инспектора по ОП ООПАЗ УОООП ГУ МВД России по <данные изъяты><данные изъяты> следует, что 25.07.2020г. в период времени с 14 до 16 часов Подпругина Н.А. посредством сети Интернет, используя такие социальные сети как «Одноклассники» и «Ютуб», призвала граждан и тем самым организовала и провела несанкционированный митинг по адресу: <адрес>, данными действиями нарушила требования ст. ст. 3, 4, 7 Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях» (л.м.10).

Из акта осмотра интернет-ресурса от 31.07.2020г. следует, что инспектором ОИАЗ МУ МВД России «<данные изъяты>» осуществлен осмотр социальной сети на сайте «Одноклассники», страница принадлежит автору Подпругиной Н.А., «никнейм» данной страницы «<данные изъяты>». Страница открыта к свободному доступу. На странице размещена информация: фото: <данные изъяты>! <данные изъяты> (размещено 21.07.2020г.), скриншот видеозаписи, название «<данные изъяты>», фон представляет белый лист бумаги с информационным содержанием «25 июля в 14-00 <адрес>» (л.м.30-31).

Из скриншотов интернет-страницы (л.м.32) следует, то <данные изъяты> разместила информацию: «В <данные изъяты>», присутствуют фотографии <данные изъяты>, <данные изъяты>

Из акта осмотра DVD-диска от 31.07.2020г. следует, что осмотрен диск «<данные изъяты> митинг 25.07.2020г.», на которой Подпругина Н.А. приветствует скопление митингующих граждан; находится на <адрес>, призывает граждан чаще собираться, хвалит присутствующих, говорит: «Нас не напугать», «У кого плохие дороги, пойдемте кормить голубей», «Я пошла к серому».

Из скриншотов страниц социальных сетей (л.м.40-41) следует, что пользователь с именем «<данные изъяты>» размещает видеозапись, в которой указано «25 июля в 14-00 <адрес>, а также сведения «<данные изъяты>».

В судебном заседании была воспроизведена видеозапись с DVD-диска, содержание соответствует указанным выше сведениям, отраженных в акте осмотра, скриншотах страниц.

Вышеуказанные доказательства у судьи сомнений не вызывают, поскольку они получены без нарушения закона и являются допустимыми, достоверными, относимыми к данному делу.

Оценивая показания Подпругиной Н.А., данные в судебном заседании о том, что 25.07.2020г. она не организовывала и не участвовала в несанкционированном публичном мероприятии в форме митинга на <адрес>, <адрес>, судья относится к ним критически, поскольку данные показания опровергаются письменными доказательствами, имеющимися в материалах административного дела. Более того, сама по себе организация массового мероприятия в период повышенной готовности, объявленной Указом Губернатора Иркутской области от 18.03.2020г. № 59-уг, в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, с очевидностью свидетельствовала о незаконности проводимых массовых мероприятий.

Из объяснений Подпругиной Н.А., представленных в материале следует, что она делала публикации в социальных сетях, что 25.07.2020г. пойдет кормить голубей. В ходе мероприятия скандировала лозунг «<данные изъяты>», осуществляла фото и видеофиксацию, кто организовал акцию «покорми голубей» ей не известно, координацию гражданами она не осуществляла (л.м. 13-14).

Из объяснений Подпругиной Н.А. на л.м. 15-16 следует, что она признает, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в период времени с 14.00 до 16.00 состоялись публичные мероприятия в форме митинга и демонстрации. Допускает, что часть граждан, которые прибыли на акцию «Покорми голубей», участвовали в данных акциях. Она лично приняла участие в митинге, который проходил у <данные изъяты>, скандировала лозунг «<данные изъяты>».

Из видеозаписи, воспроизведенной в судебном заседании, которая со слов Подпругиной Н.А. была сделана после 25.07.2020г., судьей установлено, что Подпругина Н.А. сообщала в социальных сетях о том, что мало людей пришло покормить голубей в знак поддержки <данные изъяты>, сообщала, что кормили голубей два дня назад, повезли корм, но все заняты, объединения народа не случилось.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, заслушав Подпругину Н.А., судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, административным правонарушением является организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определён Федеральным законом от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон).

Согласно ст. 2 названного Закона публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Демонстрация - это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

В рамках организации публичного мероприятия Законом предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нём участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).

В силу п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области от 09.07.2008 г. № 32-оз «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Иркутской области» при проведении публичного мероприятия на территории городского или сельского поселения уведомление о проведении публичного мероприятия подаётся его организатором в администрацию соответственно городского или сельского поселения.

Часть 1 ст. 3 Закона предусматривает принцип законности проведения публичного мероприятия. Мероприятие, проведённое без подачи уведомления, не может являться законным.

Статья 4 Закона предусматривает среди прочего обязанности организатора публичного мероприятия по подаче уведомления об его проведении в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

В соответствии со ст. 7 Закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подаётся его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Подпругина Н.А. обвиняется в организации и участии 25.07.2020г. в период времени с 14 часов до 16 часов в несанкционированном публичном мероприятии в форме митинга на <адрес>, <адрес>, не подав при этом в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, чем нарушила требования ст. ст. 3, 4 и 7 Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ.

Исследованные доказательства приводят судью к убеждению о том, что проведённое мероприятие являлось публичным, соответственно, его проведение должно было регламентироваться положениями Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ.

Доводы Подпругиной Н.А. о том, что она сообщала гражданам о том, что 25.07.2020г. необходимо кормить голубей, не организовывала публичное мероприятие, судья признает несостоятельными.

По мнению судьи, Подпругина Н.А. под видом кормления птиц призывала граждан к публичному мероприятию 25.07.2020г., организатором и участником которого являлась, поскольку она размещала на странице в сети Интернет информацию, содержащую сведения о проведении данного мероприятия 25.07.2020г., активно призывала других граждан принять участие в «кормлении голубей», извещала о времени и месте встречи, лично приняла участие в проведении публичного мероприятия, проводившегося в общественном месте с выходом его участников на проезжие части дорог, при этом требования о прекращении его проведения участникам не предъявляла, о том, что мероприятие проводится в отсутствие согласования с администрацией <адрес> участникам не сообщала, наряду с остальными скандировала лозунги, что привлекало внимание средств массовой информации и граждан. Судьей установлено, что данное публичное мероприятие было проведено без подачи Подпругиной Н.А. соответствующего уведомления в Администрацию <адрес>, несогласованное.

С учётом изложенного, судья квалифицирует действия Подпругиной Н.А. по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ как организация публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, а равно обстоятельств отягчающих административную ответственность Подпругиной Н.А., судья не усматривает.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Подпругиной Н.А., судья признает совершение правонарушения впервые, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка.

При решении вопроса о мере наказания суд учитывает характер совершённого административного правонарушения, личность виновной, её имущественное и семейное положение и назначает ей наказание в виде административного штрафа, поскольку данный вид наказания, по мнению судьи, будет соразмерным содеянному и предотвратит совершение Подпругиной Н.А. новых правонарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Подпругину Н.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: расчётный счёт <***>, получатель: УФК по Иркутской области ГУ МВД России по Иркутской области, лицевой счёт <***>, ИНН <***>, КПП 380801001, Банк получателя: Отделение Иркутск, г. Иркутск, БИК 042520001, ОКТМО 25701000, КБК 18811690040 04 6000140, УИН 18880338202019074253.

Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья