ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-502/20 от 05.08.2020 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Иркутск 05 августа 2020 года

Судья Кировского районного суда г. Иркутска Домбровская О.В., с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:

ФИО1, <данные изъяты>,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 14 часов 00 минут до 14 часов 50 минут ФИО1, используя средства наглядной агитации «<данные изъяты>» и выкрикивая лозунги политического характера, в составе массового присутствия граждан, приняла участие в несанкционированном публичном мероприятии в форме демонстрации, публично выражала мнение по поводу актуальных проблем общественно-политического характера во время передвижения по маршруту от <адрес>, проходящего <адрес>, по <адрес>, создавая при этом помехи транспортной инфраструктуре, движению транспортных средств, чем нарушила требования ч. 1 ст. 3 и ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В судебном заседании ФИО1 пояснила, что 25.07.2020г. не являлась организатором, а также не проводила лично публичное мероприятие, а лишь приняла в нем участие. Кто являлся организатором ей не известно, лидеров не видела, были только участники. В дневное время 25.07.2020г. около 13 часов 00 минут она прибыла со своей подругой в магазин <данные изъяты> в <адрес>, после чего направилась с ней на <адрес>, где увидела много людей, обсуждающих вопросы политики, которые ей близки, потому что она против дистанционного обучения. Она решила принять участие в данном обсуждении, разговаривала с собравшимися, решила проследовать с ними к зданию Правительства <данные изъяты>. Незнакомая женщина предложила ей плакат с надписью «<данные изъяты>», который она добровольно взяла. Совместно с присутствующими она выкрикивала лозунги против вырубки леса, о том, что за власть, против поправок, что вместе с <данные изъяты>. Она не интересовалась о том, согласовано ли данное публичное мероприятие. На площади участвовала в проведении мероприятия, демонстрируя плакат «<данные изъяты>», выкрикивала различные лозунги политического характера. Далее собравшиеся проследовали до памятника <данные изъяты> в <адрес>. Она шла впереди колонны, выкрикивала лозунги, неся плакат, при этом она, как и остальные, переходила проезжую часть дороги на красный сигнал светофора для пешеходов, чем создавала помехи транспорту, нарушала правила дорожного движения. Вину в участии в мероприятии, которое как узнала, не было санкционировано, признаёт.

Из исследованных судьёй объяснений лиц, представленных в материалах дела, установлено следующее.

Из объяснений свидетеля <данные изъяты> (л.м. 7-8) установлено, что он является главным специалистом сектора по связям с общественностью и работой по проектам отдела реализации общественных инициатив управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации <адрес>. Уведомлений о проведении публичного мероприятия, митинга, демонстрации от <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> до <адрес>, а также митинга на <адрес> на 25.07.2020г. в <адрес> не поступало. 25.07.2020г. в 14.00 на <адрес>, согласно приглашению, размещенному в сети «Интернет» на странице «<данные изъяты>», собралось около 100 человек. ФИО2 провела их за собой до <адрес>, площадки возле здания по <адрес>. Там граждане развернули средства наглядной агитации - плакаты с текстом «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», начали скандировать: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», другие общественно-политические лозунги. Данные действия являются массовым присутствием граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Около 15.00 участники данного мероприятия, следуя за ФИО2, используя средства наглядной агитации, начали движение в сторону <адрес>, нарушали правила дорожного движения по <адрес>, площади возле памятника <данные изъяты>, продолжая использовать плакаты, кричать лозунги, до бульвара Гагарина. Возле здания по адресу: б<адрес>, ФИО2 объявила о том, что мероприятие закончилось. Однако группа участников вместе с ней направились обратно в сторону <адрес> по <адрес>, периодически выкрикивая лозунги. В районе ООТ «<данные изъяты>» ФИО2 отделилась от участников, дальнейшее движение координировала <данные изъяты>, которая использовала плакат.

Из объяснений <данные изъяты> (л.м. 14-15) установлено, что 25.07.2020г. он находился на <адрес>, где группа граждан в количестве 60 человек организованно собралась на какое-то мероприятие, некоторые люди были с плакатами, данные граждане организованно под руководством какой-то женщины выдвинулись к <адрес>, он пошел вслед. На площади были еще люди, все стали здороваться с этой гражданкой, сложилось впечатление, что женщина является организатором данного мероприятия. Проходящие мимо люди высказывались, что данное мероприятие несанкционированное. По окончании митинга две женщины и двое мужчин, возглавив колонну около 60 человек, организованно выдвинулись в сторону <адрес>, сделала круг по скверу, двинулась по <адрес>.

Факт участия ФИО1 в несогласованном с органами местного самоуправления публичном мероприятии подтверждается имеющимися в материалах дела письменными доказательствами.

Из протокола 2АД № 907422 об административном правонарушении от 05.08.2020г. (л.м.2-4) следует, что он составлен в отношении ФИО3 Из данного документа следует, что ФИО1 25.07.2020г. в период времени с 14 часов 00 минут до 14 часов 50 минут, используя средства наглядной агитации «<данные изъяты>» и выкрикивая лозунги общественно-политического характера, в составе группы граждан приняла участие в проведении несанкционированного публичного мероприятия, на которое в установленном законом порядке не подавалось уведомление о его проведении. При проведении мероприятия, демонстрации создавались помехи транспортной инфраструктуре, движению транспортных средств.

Из рапорта старшего инспектора по ОП ООПАЗ УОООП ГУ МВД России по <данные изъяты><данные изъяты> следует, что 25.07.2020г. в период времени с 14 часов 15 минут до 16 часов 00 минут ФИО1, используя средства наглядной агитации «<данные изъяты>» и выкрикивая лозунги общественно-политического характера, в составе группы граждан в количестве около 50 человек организовала и провела несанкционированную демонстрацию по маршруту <адрес> до <адрес>, тем самым данными действиями создала помехи транспортной инфраструктуре, движению пешеходов и транспортных средств, данными действиями нарушила требования ч. 1 ст. 3, ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях» (л.м. 5).

Из заявления <данные изъяты> следует, что он обратился с заявлением к начальнику ОП МУ МВД России «<данные изъяты>» с просьбой принять меры к людям, организовавшим и принявшим активное участие в несогласованном публичном мероприятии, проходившем 25.07.2020г. в городе Иркутске (л.м. 6).

Из информации управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации <адрес> следует, что мероприятие, проведённое 25.07.2020г. по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, является публичным мероприятием, проведённым в форме демонстрации и митинга, поскольку представляет собой массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, а также организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 01.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В администрацию <адрес> не поступало уведомлений о проведении указанных мероприятий, соответственно согласования о проведении таких мероприятий не выдавалось (л.м. 9).

Из просмотренных в судебном заседании видеозаписей, содержащихся на дисках DVD-R, следует, что 25.07.2020г. на <адрес> собиралась группа людей в количестве более 50 человек, которые далее переместились к <адрес>, где участники развернули напротив здания по адресу: <адрес>, средства наглядной агитации – плакаты с различными надписями, в том числе ФИО4, держа плакат с надписью « <данные изъяты>», выкрикивала политические лозунги: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>». Также ФИО1 громко сообщала присутствующим о том, что против дистанционного обучения, призвала небезразличных к судьбе детей присоединиться. Из видеозаписей следует, что ФИО1 в составе присутствующих на мероприятии двигалась от <адрес> до <адрес>, нарушая правила дорожного движения, создавая помехи транспортным средствам по <адрес>, пересекая проезжую часть на запрещающий сигнал светофора для пешеходов, продолжая при этом кричать лозунги общественно-политического характера, держа в руках плакат с надписью « <данные изъяты>».

Указанные сведения, установленные в судебном заседании из просмотра видеозаписи, подтверждаются также актами осмотров DVD-R дисков от 30.07.2020г. на л.м. 18-19, 20-22, которые приобщены к делу об административном правонарушении в качестве вещественных доказательств (л.м.23).

Оценивая приведённые выше показания свидетелей об известных им обстоятельствах правонарушения, судья находит их достоверными, соответствующими действительности, последовательными, согласующимися между собой, они в полном объёме подтверждаются объективными доказательствами, исследованными в судебном заседании. В судебном заседании не установлено данных, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанных выше лиц, давших объяснения, в исходе рассматриваемого дела, и оснований для оговора ими ФИО1

Все вышеуказанные доказательства у судьи сомнений не вызывают, поскольку они получены без нарушения закона и являются допустимыми, достоверными, относимыми к данному делу, а в целом достаточными для принятия решения.

Рассматривая доводы ФИО1 в части ее неосведомленности о незаконности проводимого массового мероприятия, суд принимает к вниманию, что ФИО1 не интересовалась законностью его проведения, присоединилась к публичному мероприятию в период повышенной готовности, объявленной Указом Губернатора Иркутской области от 18.03.2020 года № 59-уг, в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, что очевидно свидетельствовало о незаконности проводимых массовых мероприятий. В остальной же части судья признает пояснения ФИО1, данные в судебном заседании, соответствующими действительности, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела, согласуются с доказательствами, имеющимися в материалах административного дела. Они также согласуются и с объяснениями ФИО1, содержащимися в представленном материале (л.м. 10-11).

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, заслушав ФИО1, судья приходит к следующему.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определён Федеральным законом от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон).

Согласно ст. 2 названного Закона публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Демонстрация - это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

В рамках организации публичного мероприятия Законом предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нём участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).

В силу п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области от 09.07.2008 г. № 32-оз «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Иркутской области» при проведении публичного мероприятия на территории городского или сельского поселения уведомление о проведении публичного мероприятия подаётся его организатором в администрацию соответственно городского или сельского поселения.

Часть 1 статьи 3 Закона предусматривает принцип законности проведения публичного мероприятия. Мероприятие, проведённое без подачи уведомления, не может являться законным.

Статья 4 Закона предусматривает среди прочего обязанности организатора публичного мероприятия по подаче уведомления об его проведении в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона организатор публичного мероприятия, помимо прочего, обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 настоящего Закона; требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона; обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования.

Согласно ст. 6 Закона участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

В соответствии с ч. 3 ст. 20.2 КоАП РФ, административным правонарушением являются действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения). Частью 1 настоящей статьи предусмотрена ответственность за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи; частью второй данной статьи предусмотрена ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

Из протокола об административном правонарушении и определения о передаче материалов по подведомственности (л.м.1) следует, что ФИО1 обвиняется в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.2 КоАП РФ. Однако из представленных материалов, а также в судебном заседании не добыто доказательств того, что ФИО1 организовывала, т.е. являлась организатором, либо проводила публичное мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия. Доказательств, что ФИО1 информировала кого-либо о проведении публичного мероприятия 25.07.2020г., извещала о времени и месте встречи, условиях, целях и формах мероприятия, проводила предварительную агитацию среди граждан, судье не представлено.

Вместе с тем, в судебном заседании достоверно установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, используя средства наглядной агитации в виде плаката «<данные изъяты>», выкрикивая лозунги общественно-политического характера, в составе массового присутствия граждан являлась участником несанкционированного публичного мероприятия на <адрес>, где публично выражала мнение по поводу актуальных проблем общественно-политического характера; а также приняла участие в несанкционированной демонстрации, являлась участником организованной группы граждан, наряду с остальными публично скандировала лозунги общественно-политического характера, использовала во время передвижения по маршруту <адрес> до <адрес>, проходящего через <адрес>, по <адрес>, плакат с надписью «<данные изъяты>», создавая при этом помехи транспортной инфраструктуре, движению транспортных средств, чем нарушила требования ч. 1 ст. 3 и ст. 6 Закона.

При этом судья исходит из того, что проведённые мероприятия в форме митинга и демонстрации 25.07.2020г. являлись публичными, соответственно, их проведение должно регламентироваться положениями Закона.

С учётом изложенного выше, судья квалифицирует действия ФИО1 по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, как участие в несанкционированной демонстрации, повлекшей создание помех транспортной инфраструктуре, движению транспортных средств.

При принятии решения судья учитывает, что в судебное заседание не представлено доказательств того, что участие ФИО1 в несанкционированном митинге, повлекло создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, а равно обстоятельств отягчающих административную ответственность ФИО1, судья не усматривает.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ФИО1, судья признаёт: полное признание вины, раскаяние в содеянном, совершение правонарушения впервые.

При решении вопроса о мере наказания суд учитывает характер совершённого административного правонарушения, личность виновной, её имущественное и семейное положение и назначает ей наказание в виде административного штрафа, поскольку данный вид наказания, по мнению судьи, будет соразмерным содеянному и предотвратит совершение ФИО1 новых правонарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: расчётный счёт <***>, получатель: УФК по Иркутской области ГУ МВД России по Иркутской области, лицевой счёт <***>, ИНН <***>, КПП 380801001, Банк получателя: Отделение Иркутск, г. Иркутск, БИК 042520001, ОКТМО 25701000, КБК 18811690040 04 6000140, УИН 18880338202019074229.

Разъяснить, что административный штраф, в силу ст. 32.2. ч. 1 КоАП РФ, должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Вещественные доказательства: 3 DVD-R диска подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела.

Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья О.В. Домбровская