Дело № 5-505/2018
Постановление
г. Усинск 03 декабря 2018 года
Судья Усинского городского суда Республики Коми, расположенного по адресу: <...>, С.Г. Волкова,
при секретаре О.М. Сахибгареевой,
с участием помощника прокурора г. Усинска – С.В. Карпова,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «АРС», , о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой г. Усинска проведена проверка в сфере обеспечения транспортной безопасности при осуществлении перевозок пассажиров и опасных грузов автомобильным транспортом на объектах транспортной инфраструктуры в ООО «АРС», в ходе которой установлено, что ООО «АРС» имеет в собственности транспортные средства и действующие договоры оказания услуг по перевозке пассажиров по заказу, транспортные средства предприятия используются для перевозки опасных грузов, предприятие относится к субъектам транспортной инфраструктуры. Вместе с тем, в нарушение требований ч. 1 ст. 4, ст. 8, п. 4 ч.2 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» ООО «АРС» не представлены в Федеральное дорожное агентство полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры для категорирования и ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры, не проверены силы обеспечения транспортной безопасности ТС в целях выявления оснований, Предусмотренных ч.1 ст. 10 Федерального закона №16-ФЗ, не обеспечена подготовка сил обеспечения транспортной безопасности ТС в соответствии со ст.12.1 Федерального закона №16-ФЗ в целях допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ТС, не обеспечена защита транспортных средств от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности ТС.
По факту выявленных нарушений заместителем прокурора г. Усинска Дядик С.А. дд.мм.гггг. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «АРС» по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ООО «АРС» ФИО1 пояснил, что с фактом нарушения они согласны, однако полагают, что действия ООО «АРС» необоснованно квалифицированы по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, поскольку нарушение было совершено не умышленно, а по неосторожности и просят переквалифицировать на часть 1 указанной статьи. Причиной нарушения явилась текучка кадров и нехватка специалистов в организации. Вместе с тем, после возбуждения дела об административном правонарушении, обществом были проведены мероприятия по оперативному предоставлению сведений в адрес Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства для категорирования транспортных средств, был заключен договор на обучение сотрудников Общества по программам «повышение квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры» и «повышение квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и транспортном средстве». После поступления уведомления о внесении в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства обществом будет оперативно проведена оценка и разработка плана мероприятий по обеспечению транспортной безопасности. Таким образом, имеется ряд обстоятельств, являющихся смягчающими: раскаяние общества, оказание активного содействия госоргану в установлении обстоятельств допущенного нарушения, принятие мер по устранению допущенных нарушений в кратчайшие сроки. В связи с изложенным и ввиду того, что совершенное деяние не повлекло существенного нарушения охраняемых законом общественных правоотношений Общество просит освободить его от наказания и прекратить дело в связи с малозначительностью, ограничившись устным замечанием.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 3 ст.11.15.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в области обеспечения и соблюдения транспортной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Обеспечение транспортной безопасности есть реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Под соблюдением транспортной безопасности понимается выполнение требований, установленных в сфере регулирования транспортной безопасности.
Объективная сторона административного правонарушения заключается в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Частью 1 ст.4 указанного Закона предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» указано, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 приведенного Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 12 ФЗ РФ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного статьей 6 настоящего Федерального закона.
Согласно п.8 ч.1 ст. 10 указанного закона работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица: не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Постановление Правительства РФ от 14.09.2016 № 924 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта (далее - требования) устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного и городского наземного электрического транспорта (далее - объекты транспортной инфраструктуры) и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Согласно п.1-4,11,12 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: назначать лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры; назначать лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких объектов транспортной инфраструктуры; для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов, незаконного вмешательства образовать (формировать) и (или) привлекать в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной врасти, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных, и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта, транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций, а также задачи реагирования на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; представлять в Федеральное дорожное агентство полные и достоверные сведения субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона «О транспортной безопасности», а также полную и достоверную информацию о количественных показателях критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленных Министерством транспорта Российской Федерации; проверять силы обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», и не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, лиц, в отношении которых будут выявлены обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности»; обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры.
Из материалов дела следует, что вышеприведенные положения действующего законодательства Обществом с ограниченной ответственностью «АРС» не были исполнены, что не оспаривается ООО «АРС».
Фактические обстоятельства дела и вина ООО «АРС» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ подтверждаются исследованными судом доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от дд.мм.гггг., справкой , копией договоров на оказание транспортных услуг № от дд.мм.гггг. и № от дд.мм.гггг., документами, представленными в ходе проверки ООО «АРС» (приказ №пр от 17.089.2018 «О назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности», приказ №пр от дд.мм.гггг. «О внесении в должностные инструкции работников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности», инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме, план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС природного и техногенного характера, Приказ №пр от дд.мм.гггг. «о назначении ответственного за организацию работы по пожарной безопасности», памятка-инструкция по действиям работников при угрозе возникновения или возникновении террористического акта, сведения для проведения категорирования транспортных средств автомобильного транспорта (автобусов)).
Судья квалифицирует бездействие ООО «АРС» по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ как неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные умышленно, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Доводы представителя ООО «АРС», о необходимости переквалификации на часть 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ необоснованы, в силу следующего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В данном случае ООО «АРС» имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, соответственно оснований полагать, что правонарушение совершено по неосторожности не имеется.
Доводы представителя заявителя о малозначительности совершенного правонарушения, также не могут быть приняты во внимание.
Кодекс РФ об административных правонарушениях прямо устанавливает, что административное наказание как установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, должна быть применена и основана на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По общему правилу оценка малозначительности деяния должна соотносится с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела не установлено.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, суд являются признание вины в совершении правонарушения и отношение к содеянному, активное содействие в установлении обстоятельств допущенного нарушения, принятие мер по устранению допущенных нарушений в кратчайшие сроки.
С учетом фактических обстоятельств и характера допущенных нарушений, наличия смягчающих обстоятельств, отношения к содеянному, отсутствия отягчающих обстоятельств, при определении вида и размера наказания судья полагает необходимым и возможным применить положения ч. 1 ст.4.1.1 КоАП РФ, согласно которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Вменяемое Обществу административное правонарушение, с учетом характера конкретных выявленных нарушений, не влечет за собой обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, препятствующих назначению наказания в виде предупреждения. По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «АРС» дд.мм.гггг. включено в реестр в качестве малого предприятия. Согласно представленному материалу об административном правонарушении ООО «АРС» ранее к административной ответственности в данной сфере не привлекалось. Таким образом, имеется вся совокупность обстоятельств, позволяющих применить положения ч. 1 ст.4.1.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 29.1-29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «АРС» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ и на основании ч. 1 ст.4.1.1 КоАП РФ применить меру административной ответственности в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление в окончательной форме изготовлено 06.12.2018.
Судья - С.Г. Волкова