ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-507/17 от 30.11.2017 Старооскольского городского суда (Белгородская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Старый Оскол 30 ноября 2017 года

ул. Комсомольская, 48 «а»

Судья Старооскольского городского суда Белгородской области Конарева И.А., с участием:

представителя юридического лица - Фонда содействия реформированию ЖКХ Белгородской области - Жидких С.С., действующего на основании доверенности от 21.11.2017 года,

защитника этого юридического лица – адвоката Пономаревой А.Г., действующей на основании доверенности от 21.11.2017 года и ордера №022748 от 23.11.2017 года,

консультанта отдела государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области Гудковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области нарушил требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при проведении работ по капитальному ремонту на объекте культурного наследия.

Административное правонарушение совершено в г. Старый Оскол Белгородской области.

12.05.1997 года на основании Постановления главы администрации Белгородской области № 229 «Дом жилой», расположенный в д. <данные изъяты> включен в перечень памятников истории и культуры, принимаемых под государственную охрану. Его значимость заключена в том, что он является образцом жилой застройки центра города, построенного с использованием элементов классического наследия (л.д. 48-50).

Распоряжением Правительства Белгородской области от 24.08.2015 года утверждены границы территории этого объекта культурного наследия, с запретом проведения строительных работ (л.д. 53-57)

13.12.2016 года приказом Министерства культуры РФ «Дом жилой, вторая половина 19 века» зарегистрирован в качестве объекта культурного наследия регионального значения в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, ему присвоен регистрационный номер (51-52).

01.09.2017 года приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области (далее Управления) утверждено охранное обязательство на этот объект культурного наследия регионального значения (л.д. 58-72).

Таким образом, «Дом жилой», расположенный по адресу: <данные изъяты> имеет статус объекта культурного наследия регионального значения, являясь многоквартирным домом, находится в частной собственности.

24.08.2017 года в адрес Управления поступило сообщение <данные изъяты> о незаконном проведении работ на здании <данные изъяты>, являющегося объектом культурного наследия.

28.08.2017 года Управлением в адрес заказчика проведения работ - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области (далее Фонда ЖКХ), а также собственников и организаций, проводивших работы на объекте, направлены уведомления о приостановлении работ.

Вопреки этому, на 30.08.2017 года работы на объекте приостановлены не были, вместо этого осуществлен демонтаж всех архитектурных элементов на уличном фасаде здания, на территории объекта имеется строительный мусор и строительные материалы, водосток отсутствует, как и информационная надпись.

Ни заказчику работ – Фонду ЖКХ, ни подрядчику - ОГБУ «<данные изъяты>», ни субподрядчику – ООО «<данные изъяты>» разрешения на производство работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» Управлением не выдавалось.

Указанные организации не имеют лицензии Министерства культуры РФ на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, несогласованный с Управлением эскизный проект объекта исказил первоначальный облик дома, что повлекло утрату архитектурных элементов здания, изменение его внешнего облика и физической сохранности.

Кроме того, ремонтные работы проведены без проектно-сметной документации, изготовленной уполномоченными организациями, имеющими лицензию Министерства культуры РФ, без положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, в связи с чем, Фондом ЖКХ, как заказчиком работ, нарушены положения ст. ст. 3.1, 5.1, 33, 40, 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, Жидких С.С. отрицал вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ. Пояснил, что Фонд ЖКХ на момент начала ремонтных работ дома <данные изъяты> не был проинформирован со стороны уполномоченных органов (ни региональных, ни муниципальных) об особом правовом статусе ремонтируемого объекта, что свидетельствует об отсутствии вины Фонда в инкриминируемом правонарушении.

Не отрицая факта, что Фонд ЖКХ являлся заказчиком ремонтных работ на этом объекте, выразил готовность вернуть зданию первоначальный вид к 01.06.2018 года.

Пояснил, что направленное Управлением уведомление о приостановке работ не было исполнено ввиду фактического завершения ремонтных работ к моменту получения уведомления (28.08.2017 года).

Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, адвокат Пономарева А.Г. настаивала на прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях Фонда ЖКХ состава инкриминируемого правонарушения, поскольку перечень домов, подлежащих ремонту, был определен органом власти региона. <данные изъяты> включен в перечь подлежащих ремонту домов Постановлением Правительства Белгородской области № 25 от 01.02.2016 года, размещенном в открытом доступе на сайте, однако информация об особом правовом статусе дома в этом правовом документе указана не была.

Полагала, что на Управлении лежала обязанность информировать соответствующих должностных и юридических лиц об особенной процедуре ремонта объектов культурного значения.

Кроме того, считала необоснованным направление уведомления в адрес Фонда ЖКХ, который не вправе приостанавливать исполнение постановления органа исполнительной власти региона.

Поддержала мнение Жидких С.С., что актуальность приостановления 28.08.2017 года ремонтных работ была утрачена ввиду фактического завершения этих работ.

Консультант отдела государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия Управления Гудкова Т.В. настаивала на доказанности вины Фонда ЖКХ, как технического заказчика на выполнение работ по капитальному ремонту дома <данные изъяты>, в совершении инкриминируемого правонарушения.

Обращала внимание, что ни Фонд ЖКХ, как заказчик, ни подрядчик, ни субподрядчик не имели лицензии Министерства культуры РФ на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия. В договорах, контрактах отсутствовало указание на правовое положение указанного «Дома жилого», как объекта культурного наследия регионального значения, соответственно эти работы были проведены без надлежащей проектно-сметной документации, без заключения государственной историко-культурной экспертизы. Несмотря на уведомление о приостановке работ, этого Фондом ЖКХ сделано не было, что повлекло утрату архитектурных элементов на фасаде здания, искажение первоначального облика объекта культурного наследия.

Выразила мнение, что намерение Фонда ЖКХ восстановить к лету 2018 года демонтированные архитектурные элементы не восстановит утраченное историко-культурное значение этого объекта культурного наследия.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав мнения сторон, прихожу к следующим выводам.

Согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 этого Закона, территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

Положения п. 1 ч. 1 ст. 5.1 Закона регламентируют, что в границах территории объекта культурного наследия запрещено, в числе прочего, проведение строительных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия.

В статье 40 Закона указано, что сохранение объекта культурного наследия, это не только меры, направленные на обеспечение физической сохранности, но и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, которые предусматривают ремонт, приспособление объекта культурного наследия для современного использования.

Вместе с тем, согласно ст. ст. 33, 45 указанного Закона, объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране, в том числе, в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, при этом государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя не только формирование и ведение перечня объектов культурного наследия, установление обременений права собственности на объект культурного наследия, но и согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, выдачу разрешения на проведение таких работ, осуществление работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр только лицами (применительно к этому случаю – юридическими), имеющими лицензию Министерства культуры РФ на осуществление такого рода деятельности, согласно Постановлению Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 (ред. от 17.10.2017) "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ" (вместе с Положением о лицензировании такой деятельности.

Исследованными материалами дела об административном правонарушении доказано нарушение Фондом ЖКХ вышеуказанных требований федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», что подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом №13-17 от 20.10.2017 года об административном правонарушении с приложенными к нему фотографиями изменений «Дома жилого» после ремонта (л.д. 1-22),

- заявлением <данные изъяты>. в электронном формате о том, что на памятнике архитектуры 19 века при производстве строительных работ сбиваются художественные элементы фасада здания <данные изъяты> (л.д. 25-26),

- уведомлениями о приостановлении работ на объекте культурного наследия «Дом жилой» до согласования проектной документации и разрешения на проведение работ на таком объекте в соответствии с действующим законодательством, направленными Управлением в период с 25 по 28.08.2017 года в адрес заказчика работ - Фонда ЖКХ, подрядчика - ОГБУ «<данные изъяты><данные изъяты>», субподрядчика - ООО «<данные изъяты>», в МКУ «<данные изъяты>», а также жителей дома <данные изъяты> (л.д. 27-33).

Из ответа и.о. директора МКУ «<данные изъяты>» от 01.09.2017 года следовало, что это учреждение, в свою очередь, также уведомило регионального оператора осуществления капитального ремонта - Фонд ЖКХ о необходимости приостановления работ по капитальному ремонту по вышеуказанному адресу (л.д. 34),

- заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектом культурного наследия и актом технического состояния объекта культурного наследия от 30.08.2017 года, зафиксировавшим, что «Дом жилой», расположенный в д. <данные изъяты>, является объектом культурного наследия регионального значения. Архитектурно-стилистические признаки свидетельствуют о его строительстве во второй половине 19 века. Уличный фасад здания имел архитектурные элементы, в том числе в виде филенчатых и каннелюрованных пилястр, ступенчатого карниза, которые на момент осмотра отсутствуют. На территории объекта находится строительный мусор, складируются строительные материалы. Имеется паспорт объекта с указанием заказчика работ - Фонд ЖКХ, подрядчика и субподрядчика (л.д. 35-42).

По итогам осмотра 30.08.2017 года выдано предписание, в числе прочего провести работы по восстановлению архитектурных элементов главного фасада здания (43-44).

Срок исполнения предписания в этой части по ходатайству Фонда ЖКХ продлен до 01.06.2018 года, что следует из представленных в судебном заседании документов.

По состоянию на 20.10.2017 года все работы по капитальному ремонту указанного объекта завершены, в их результате изменен внешний облик здания.

Постановлением Правительства Белгородской области от 01.02.2016 года, с изменениями от 05.09.2017 года, жилой дом <данные изъяты> включен в план реализации адресной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области на 2017 год (л.д. 88-113).

В соответствии с договором от 07.06.2016 года техническим заказчиком на выполнение таких работ является Фонд ЖКХ, подрядчиком – ОГБУ «<данные изъяты>».

Срок начала работ – не позднее 01.03.2017 года, окончания – 30.09.2017 года. Как в указанном договоре, так и в дополнительных соглашениях к нему, в заключении на объект капитального ремонта не имеется сведений об особом правовом статусе д. <данные изъяты> (л.д. 173-250).

Данных о наличии у заказчика ремонтных работ – Фонда ЖКХ, подрядчика - ОГБУ «<данные изъяты><данные изъяты>» и субподрядчика ООО «<данные изъяты>» соответствующей лицензии Министерства культуры РФ на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, разрешения на производство работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», проектно-сметной документации, изготовленной уполномоченными организациями, также имеющими лицензию Министерства культуры РФ, положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы в деле не имеется.

Эти сведения отсутствуют и в конкурсной документации на проведение работ по капитальному ремонту, в числе прочих, и этого дома (л.д. 114-172).

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, составлением 20.10.2017 года протокола № 13-17 по факту нарушения Фондом ЖКХ, как заказчиком работ, требований ст. ст. 3.1, 5.1, 33, 40, 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ в отношении «Дома жилого», расположенного по адресу: <данные изъяты>

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом – консультантом отдела государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области в соответствии с положениями п. 72 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ.

Исследованные доказательства признаю допустимыми и достоверными, в совокупности достаточными для установления вины юридического лица – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, как заказчика проведения работ по капитальному ремонту здания <данные изъяты>, в совершении инкриминируемого правонарушения.

Согласно п. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В силу ст. 45 Закона «Об объектах культурного наследия…», проведение строительных или иных работ на объекте культурного наследия запрещается, за исключением работ по сохранению данного объекта, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности объекта культурного наследия и не создающей угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения.

Проектирование и проведение таких работ осуществляется по согласованию с компетентными органами власти, выполняющими функции в области охраны объектов культурного наследия, на основании письменного разрешения, при этом данная норма не ставит в зависимость соблюдение указанных требований от уровня значения объекта культурного наследия (федерального или регионального).

В соответствии с Уставом юридического лица Фонд ЖКХ является унитарной некоммерческой организацией, преследующей общественно-полезные цели, предусмотренные действующим законодательством. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными и правовыми актами РФ и Белгородской области. Его единственным учредителем является Департамент жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области (л.д. 73-85).

При таких обстоятельствах, не вызывает сомнений правильность установления должностным лицом субъекта совершения инкриминируемого правонарушения, в связи с чем, действия юридического лица - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области квалифицирую по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Указанные нарушения сопряжены с нарушением требований ст. ст. 3.1, 5.1, 33, 40, 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» при проведении ремонтных работ на объекте культурного наследия - «Дома жилого», расположенного по адресу: <данные изъяты>

Из материалов дела неоспоримо следует, что Фонд ЖКХ, получив 28.08.2017 года из Управления уведомление о приостановлении работ по капитальному ремонту до согласования проектной документации, выдачи разрешения на проведение работ на объекте культурного наследия, не имея необходимых документов, продолжил выполнение ремонтных работ в нарушение вышеприведенных требований закона.

Вопреки доводам защиты, указанное уведомление не понуждало Фонд ЖКХ приостановить исполнение Постановления Правительства Белгородской области, а предлагало соблюсти требования Закона при его исполнении.

Кроме того, приложенные к протоколу об административном правонарушении фотографии от 30.08.2017 года не свидетельствуют об окончании к этой дате строительных работ на этом объекте. Дом принят к эксплуатации только 04.09.2017 года, что следует из акта приемочной комиссии, представленного защитником суду.

Юридическое лицо - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области поставлено на налоговый учет, внесено в единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 251-254).

Совокупность исследованных доказательств свидетельствует о том, что у Фонда ЖКХ имелась возможность для соблюдения вышеуказанных требований закона, которые умышленно не были исполнены.

Доказательств объективной невозможности исполнения Фондом ЖКХ в целях проявления должной степени заботливости и осмотрительности при проведении ремонтных работ действующего законодательства об объектах культурного наследия, приказов и распоряжений органов исполнительной власти Белгородской области, при том, что к видам деятельности Фонда ЖКХ относится и деятельность в области права, в области архитектуры, связанная со зданиями и сооружениями, его учредителем является Департамент ЖКХ Белгородской области, материалы дела не содержат, не представлено таких данных и в судебном заседании.

При таких обстоятельствах довод стороны защиты, что Фонд ЖКХ не знал и не мог знать об особом правовом статусе ремонтируемого жилого дома, соответственно, об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения признаю несостоятельным, опровергающимся совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.

Назначая административное наказание юридическому лицу, учитываю характер и обстоятельства совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в связи с чем, прихожу к выводу о назначении юридическому лицу – Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области административного наказания в виде административного штрафа в пределах санкции ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, что будет отвечать целям административного наказания, являться соразмерным тяжести и другим обстоятельствам содеянного.

При этом принимаю во внимание намерение Фонда ЖКХ исправить допущенный в ходе производства капитального ремонта демонтаж архитектурных элементов, что не оспаривалось представителем административного органа, что позволяет назначить наказание в минимальных пределах санкции этой нормы закона.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, освобождающих юридическое лицо от административной ответственности не имеется.

Срок давности привлечения к административной ответственности (один год - ст. 4.5 ч. 1 КоАП РФ) не истек, поскольку установлено нарушение юридическим лицом требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

Руководствуясь ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей в доход государства.

Обязать Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области произвести оплату суммы административного штрафа не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам:

Управление Федерального казначейства по Белгородской области (Управление государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области л/с 04262204060; ИНН 3123379024; КПП 312301001; р/счет 40101810300000010002; Банк Отделение Белгород г. Белгород, БИК 041403001, КБК 83311690020020000140; ОКТМО 14701000001; ОГРН 1153123021523; ОКПО 22313840; ОКОПФ 75203; ОКФС 13; ОКОГУ 2300280; ППП 833.

Копию документа об уплате в добровольном порядке административного штрафа предоставить в Старооскольский городской суд.

При неуплате суммы административного штрафа к указанному сроку постановление подлежит передаче в подразделение Управления Федеральной службы судебных приставов для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке.

Копию постановления направить в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области.

Постановление может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Старооскольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в порядке надзора.

Судья Старооскольского

городского суда И.А. Конарева