ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-508/2021 от 23.09.2021 Новочебоксарского городского суда (Чувашская Республика)

Дело № 5-508/2021

УИД 21RS0022-01-2021-003099-55

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

23 сентября 2021 г. город Новочебоксарск

Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Кольцова Е.В.,

при секретаре Егоровой Т.В.,

с участием помощника прокурора г.Новочебоксарск Макеева П.И.,

защитника лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ФИО1 - Селезнева С.А., действующего на основании ордера № 2-36 от 20.09.2021,

рассмотрев материалы в отношении

ФИО1, родившегосяДД.ММ.ГГГГ в <адрес> АССР, гражданина Российской Федерации, имеющего <данные изъяты> образование, <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, проживающего по адресу: Чувашская Республика, <адрес>,

по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением и.о. прокурора г. Новочебоксарск от 26.08.2021 в отношении ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.33 КоАП РФ по тем основаниям, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о противодействии экстремистской деятельности установлено, что ФИО1, зарегистрированный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, фактически проживающий по адресу: Чувашская Республика,<адрес>, находясь по месту жительства посредством своей личной страницы в мессенджере «Facebook» по электронному адресу: <данные изъяты> опубликовал в открытом доступе информационные материалы, содержащие изображение символики признанной на территории Российской Федерации нежелательной иностранной неправительственной организации «OpenRussiaCivicMovement, OpenRussia» (Открытая Россия), размещенной на официальном сайте общественного сетевого движения «Открытая Россия» в сети Интернет www.openrussia.org:

- в мессенджере «Facebook» по электронному адресу: <данные изъяты> (публикация от 06.02.2017 с текстами: «Хорошая гифка» и «Госдума собирается отменить скидки на алкоголь в супермаркетах. Минфин предлагает повысить минимальную стоимость пол-литра водки до 219 рублей» (публикация содержит изображение символики нежелательной на территории Российской Федерации «OpenRussiaCivicMovement, OpenRussia» (Открытая Россия), а также ссылку на официальный сетевой адрес общественного сетевого движения «Открытая Россия» в сети Интернет <данные изъяты>);

- общественного сетевого движения «Открытая Россия» по электронному адресу: <данные изъяты> (в ссылке «О проекте» имеется текст: «Открытая Россия - общественное сетевое движение, созданное по инициативе ФИО2. Присоединиться к Открытой России может каждый, кто считает необходимым создание правового государства с честными выборами, регулярно сменяемой властью и соблюдением прав человека» и символика общественного сетевого движения «Открытая Россия»), тем самым совершил нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

ФИО1, уведомленный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, обеспечив явку своего защитника. В связи с чем, в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1

Защитник ФИО1 - Селезнев С.А. возражал против привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст. 20.33 КоАП РФ по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, вновь приведя их суду.

Прокурор Макеев П.И. просил привлечь ФИО1 к административной ответственности по ст. 20.33 КоАП РФ, полагая, что в действиях должностного лица имело место нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", не содержащие признаков уголовно наказуемого деяния.

Выслушав участников процесса, изучив представленные документы, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ) деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", а также производство или хранение таких материалов в целях распространения.

Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, участие в такой деятельности либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28.12.2012 N 272-ФЗ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26 апреля 2017 года деятельность иностранной неправительственной организации "Open Russia Civic Movement, Open Russia (Общественное сетевое движение "Открытая Россия") (Великобритания)" признана нежелательной на территории Российской Федерации.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 27 апреля 2017 года N 556-р данная организация включена в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой г. Новочебоксарск проверки соблюдения законодательства о противодействии экстремистской деятельности установлено, что ФИО1, зарегистрированный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, фактически проживающий по адресу: Чувашская Республика,<адрес>, находясь по месту жительства посредством своей личной страницы в мессенджере «Facebook» по электронному адресу: <данные изъяты> опубликовал в открытом доступе информационные материалы, содержащие изображение символики признанной на территории Российской Федерации нежелательной иностранной неправительственной организации «OpenRussiaCivicMovement, OpenRussia» (Открытая Россия), размещенной на официальном сайте общественного сетевого движения «Открытая Россия» в сети Интернет www.openrussia.org: в мессенджере «Facebook» по электронному адресу: <данные изъяты>публикация от 06.02.2017 с текстами: «Хорошая гифка» и «Госдума собирается отменить скидки на алкоголь в супермаркетах. Минфин предлагает повысить минимальную стоимость пол-литра водки до 219 рублей» (публикация содержит изображение символики нежелательной на территории Российской Федерации «OpenRussiaCivicMovement, OpenRussia» (Открытая Россия), а также ссылку на официальный сетевой адрес общественного сетевого движения «Открытая Россия» в сети Интернет <данные изъяты>); общественного сетевого движения «Открытая Россия» по электронному адресу: <данные изъяты> (в ссылке «О проекте» имеется текст: «Открытая Россия - общественное сетевое движение, созданное по инициативе ФИО2. Присоединиться к Открытой России может каждый, кто считает необходимым создание правового государства с честными выборами, регулярно сменяемой властью и соблюдением прав человека» и символика общественного сетевого движения «Открытая Россия»).

Факт размещения ФИО1 информационных материалов, содержащих изображение символики признанной на территории Российской Федерации нежелательной иностранной неправительственной организации «OpenRussiaCivicMovement, OpenRussia» (Открытая Россия), обнаружен 06.07.2021 сотрудниками УФСБ России по Чувашской Республике в ходе оперативно-розыскной деятельности.

Так, согласно акта исследования Интрнет-ресурса от 06.07.2021 в ходе оперативно-розыскной деятельности вскрыт и задокументирован факт размещения 06.02.2017 на открытой для публичного просмотра странице пользователя социальной сети«Facebook» по электронному адресу: <данные изъяты> публикация с текстами: «Хорошая гифка» и «Госдума собирается отменить скидки на алкоголь в супермаркетах. Минфин предлагает повысить минимальную стоимость пол-литра водки до 219 рублей», которая содержит изображение символики нежелательной на территории Российской Федерации «OpenRussiaCivicMovement, OpenRussia» (Открытая Россия), а также ссылку на официальный сетевой адрес общественного сетевого движения «Открытая Россия» в сети Интернет <данные изъяты>/.

Указанные пользователем данные под именем «ФИО3 / Facebook» (<данные изъяты>), позволяют идентифицировать его как директора ООО «Апология» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Как следует из указанного акта осмотра Интернет-ресурса, 06.07.2021 с 17 час. 40 мин. до 17 час. 52 мин. был исследован http-адрес <данные изъяты> ; публикация с текстами: «Хорошая гифка» и «Госдума собирается отменить скидки на алкоголь в супермаркетах. Минфин предлагает повысить минимальную стоимость пол-литра водки до 219 рублей», которая содержит изображение символики нежелательной на территории Российской Федерации «OpenRussiaCivicMovement, OpenRussia» (Открытая Россия), а также ссылку на официальный сетевой адрес общественного сетевого движения «Открытая Россия» в сети Интернет <данные изъяты>.

Из приложенных к акту изображений следует, что доступ к сети Интернет был осуществлен с использованием браузера «Яндекс.Браузер». В адресной строке браузера был введен поисковый запрос «фейсбук глухов апология», после чего отобразились соответствующие ссылки на Интернет-ресурсы, в том числе на «ФИО3 / Facebook» (<данные изъяты>). После прохождения по ссылке «ФИО3 / Facebook» (<данные изъяты>), отобразилась открытая для публичного просмотра Интернет-страница «ФИО3 / Facebook» (<данные изъяты> пользователь указанной Интернет-страницы был идентифицирован как ФИО1, глава юридической службы Апология протеста.

Нарушение ФИО3 запретов, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", не содержащих признаков уголовно наказуемого деяния подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.08.2021, сообщением ФСБ России по Чувашской Республике от 20.07.2021, актом исследования Интернет-ресурсов от 06.07.2021, изображениями Интернет-страницы, иными материалами дела.

Доводы защиты о необходимости признания акта оперативно-розыскного мероприятия от 06.07.2021 недопустимым доказательством подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как следует из смысла статей 26.1 и 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

В ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ закреплено, что фактические данные могут быть установлены не только протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, но и иными документами, к которым в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" документированной информацией является зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию, или, в установленных законодательством Российской Федерации случаях, ее материальный носитель.

Поскольку информация, размещенная на официальном сайте Facebook находится на сервере (материальном носителе) и может быть идентифицирована путем IP-адресов пользователей, она является документированной.

Следовательно, представляемые в дело качестве доказательства акт исследования интернет-ресурса от 06.07.2021, размещенных по http-адресу «<данные изъяты>», из сети Интернет, с распечаткой сообщения в социальной сети выполненной в графической форме, в силу ст. 26.7 КоАП РФ также относится к числу письменных доказательств.

При печати сведений из сети Интернет на распечатках, приложенных к акту осмотра интернет-ресурса отображаются дата печати, адрес файла, а сама интернет-страница воспроизводится в том виде, в каком она доступна для обозрения посетителям аккаунта/странички.

Следовательно, представляемые в качестве доказательства акт осмотра интернет-ресурса с распечатками из сети Интернет, являются доказательствами, и в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ относится к числу письменных доказательств.

Кроме того, заявляя о том, что акт осмотра интернет-ресурса в социальных сетях со страниц аккаунта «<данные изъяты>», надлежащими доказательствами не являются, защитник не оспаривал указанную выше информацию с этой страницы.

Довод о нарушении права ФИО1 на защиту при возбуждении дела об административном правонарушении не подтверждается материалами, так как при вынесении прокурором постановления от 26.08.2021 ФИО1 расписался в нём о разъяснении ему прав, предусмотренных ст.ст.25.1,25.5 КоАП РФ. В тот же день у ФИО1 было отобрано письменное объяснение, в котором он расписался о разъяснении ему прав, предусмотренных ст.51 Конституции РФ. Оснований для признания постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не допустимым доказательством судья не усматривает.

В соответствии с ч.1 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Согласно п. «з» ч.3 Постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения.

Довод защиты о том, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не определено место совершения правонарушения, не является основанием для освобождения от ответственности, так как согласно материалам дела местом начала и окончания противоправной деятельности ФИО1 является место его жительства по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, где он осуществил размещение материалов, содержащие изображение символики признанной на территории Российской Федерации нежелательной иностранной неправительственной организации «OpenRussiaCivicMovement, OpenRussia» (Открытая Россия) посредством администрирования своей учетной записи «_<данные изъяты>» в социальном Интернет-ресурсе «https://www.facebook.сom».

Довод об истечении срока привлечения к административной ответственности основан на неверном трактовании нормы ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, изложенной в абз.3 п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», исходя из которых лицо, разместившее в свободном доступе запрещённую информацию, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока нарушение не устранено, то есть является длящимся. Поэтому срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения необходимо исчислять со дня его обнаружения 06.07.2021, который на момент рассмотрения дела не истёк.

Учитывая, что ФИО1, являясь пользователем социальной сети Интернет опубликовал в открытом доступе в мессенджере «Facebook» по электронному адресу: <данные изъяты> информационные материалы, содержащие изображение символики признанной на территории Российской Федерации нежелательной иностранной неправительственной организации «OpenRussiaCivicMovement, OpenRussia» (Открытая Россия), ссылку на официальный сетевой адрес общественного общественного сетевого движения «Открытая Россия» в сети Интернет www.openrussia.org, суд приходит к выводу о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.33 КоАП РФ - нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Довод защиты о признании вменяемого административного правонарушения малозначительным не отвечает положениям ст. 2.9 КоАП РФ и разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в связи с чем оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности при малозначительности совершенного правонарушения судья не усматривает.

Иные доводы защиты не являются основанием для освобождения ФИО1 от административной ответственности по ст. 20.33 КоАП РФ, поскольку его вина в инкриминируемом ему правонарушении полностью подтверждена приведенными выше доказательствами.

При назначении наказания судья учитывает требования ст. 4.1 КоАП РФ.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, судья признает наличие на иждивении ФИО1 несовершеннолетних детей.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей не установлено.

При таких обстоятельствах судья с учетом конкретных обстоятельств считает необходимым назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.4.5, 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

Привлечь ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 20.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.

Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: наименование получателя УФК по Чувашской Республике (Прокуратура Чувашской Республики л,сч 04151333400), расчётный счет <***> в Отделении-НБ Чувашской Республики Банка России/УФК по Чувашской Республике, ИНН <***>, КПП 213001001, ОКТМО 97701000, БИК 019706900, КБК 41511601121010002140, к/с 40102810945370000084.

Постановление может быть обжаловано через Новочебоксарский городской суд в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии и вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

При неуплате административного штрафа в срок сумма штрафа будет взыскана в принудительном порядке.

В соответствии со ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Судья Е.В.Кольцова