ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-509/2022 от 12.07.2022 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 5-509/2022

УИД 14MS0061-01-2022-000304-42

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Нерюнгри 12 июля 2022 г.

Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Рожин Г.И., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Богачева В.А., должностного лица составившего протокол об административном правонарушении – старшего контролера-ревизора Управления финансов Нерюнгринской районной администрации ФИО6,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:

заместителя председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) Богачева Вячеслава Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющего паспорт гражданина РФ серии , выдан ) ДД.ММ.ГГГГ, работающего заместителем Председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района, зарегистрированного и проживающего по адресу: Республика

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ старшим контролером-ревизором Управления финансов Нерюнгринской районной администрации ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что при осуществлении документальной проверки муниципальной программы «Управление муниципальной собственностью муниципального образования «Нерюнгринский район» на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением Нерюнгринской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ, за период 2019-2020 годы обнаружено нецелевое использование бюджетных средств Комитетом земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района. Сумма нарушений в период с июня 2020 года по август 2020 года, связанная с нецелевым использованием бюджетных средств, составила 250 000 рублей.

В качестве доказательств факта административного правонарушения должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ссылается на то, что Комитетом земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района был заключен договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ б/н с индивидуальным предпринимателем ФИО5 на выполнение работ по замене деревянных оконных блоков на блоки ПВХ в сумме 250 400 рублей. Так, в ходе проверки Комитета представлена следующая документация:

- локальный сметный расчет б/н утвержден заместителем председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Богачевым В.А., дата утверждения, согласования и проверки не указана;

- дефектная ведомость утверждена заместителем председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Богачевым В.А., дата утверждения не указана;

- акт о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ (форма КС-2) подписан заместителем председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Богачевым В.А.;

- справка о стоимости выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ (форма КС-3) подписана заместителем председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Богачевым В.А.;

- счет от ДД.ММ.ГГГГ подписан заместителем председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Богачевым В.А..

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, представленная в ходе проверки документация не содержит информации об адресе объекта, на котором производились данные работы. В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. В соответствии с приложением к муниципальной программе «Перечень объектов, требующих расходов на ремонт, финансируемых в рамках муниципальной программы» работы по замене деревянных оконных блоков на блоки ПВХ в 2020 году предусмотрены не были.

Должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, сделан вывод о том, что денежные средства в сумме 250 000 рублей, полученные Комитетом земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района, в рамках выполнения Программы направлены на цели, не соответствующие условиям их получения.

В связи с этим старшим контролером-ревизором Управления финансов Нерюнгринской районной администрации ФИО6 в действиях заместителя Председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Богачева В.А. усмотрены признаки состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностное лицо, составившего протокол об административном правонарушении – старший контролер-ревизор Управления финансов Нерюнгринской районной администрации ФИО6, в судебном заседании пояснила, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении заместителя председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) Богачева Вячеслава Александровича, однако административное правонарушение совершено им как исполняющим обязанности председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Богачев В.А. в судебном заседании пояснил, что он не согласен с протоколом об административном правонарушении, поскольку не указаны события административного правонарушения.

Судья, заслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, пояснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом правонарушения по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются бюджетные отношения.

Объективная сторона указанного правонарушения заключается в нецелевом использовании бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В силу ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ старшим контролером-ревизором Управления финансов Нерюнгринской районной администрации ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому при осуществлении документальной проверки муниципальной программы «Управление муниципальной собственностью муниципального образования «Нерюнгринский район» на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением Нерюнгринской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ, за период 2019-2020 годы обнаружено нецелевое использование бюджетных средств Комитетом земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района. Сумма нарушений в период с июня 2020 года по август 2020 года, связанная с нецелевым использованием бюджетных средств, составила 250 000 рублей.

Таким образом, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, сделан вывод о том, что денежные средства в сумме 250 000 рублей, полученные Комитетом земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района, в рамках выполнения Программы направлены на цели, не соответствующие условиям их получения.

В связи с этим старшим контролером-ревизором Управления финансов ной администрации ФИО6 в действиях заместителя Председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Богачева В.А. усмотрены признаки состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По данному факту должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении.

Вместе с тем, с выводами должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с положениями ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старшим контролером-ревизором Управления финансов Нерюнгринской районной администрации ФИО6 проведена проверка муниципальной программы «Управление муниципальной собственностью муниципального образования «Нерюнгринский район» на 2017-2018 годы».

В ходе проведения указанной проверки должностным лицом были выявлены нарушения. В частности, ДД.ММ.ГГГГ Комитетом земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района был заключен договор подряда с индивидуальным предпринимателем ФИО5 на выполнение работ по замене деревянных оконных блоков на блоки ПВХ в сумме 250 400 рублей. Документация, представленная в ходе проверки (локальный сметный расчет б/н, дата утверждения, согласования и проверки не указана; дефектная ведомость б/н, дата утверждения не указана; акт о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ; справка о стоимости выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ; акт на выполнение услуг от ДД.ММ.ГГГГ; счет от ДД.ММ.ГГГГ; счет-фактура от ДД.ММ.ГГГГ), не содержит информации об адресе объекта, на котором производились данные работы. В связи с этим должностным лицом, проводящим проверку, при проведении контрольных мероприятий в адрес подрядчика был направлен запрос о предоставлении информации о месте нахождения объекта. Из представленного индивидуальным предпринимателем ответа следует, что в связи со сбоем базы данных предоставить информацию о месте нахождения объекта не представляется возможным. В соответствии с приложением к муниципальной программе «Перечень объектов, требующих расходов на ремонт, финансируемых в рамках муниципальной программы» работы по замене деревянных оконных блоков на блоки ПВХ в 2020 году предусмотрены не были.

В акте проверки муниципальной программы «Управление муниципальной собственностью муниципального образования «Нерюнгринский район» на 2017-2020 годы» от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, раздела 6 Порядка, приложения к Программе, средства в размере 250 400 рублей, полученные Комитетом земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района в рамках исполнения Программы, направлены на цели, не соответствующие условиям их получения.

Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от ДД.ММ.ГГГГ указание на вышеуказанный акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует.

Субъектом правонарушения по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть как должностные лица, так и юридические лица.

В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При этом установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. Сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, указываются как в протоколе (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), так и в постановлении по делу об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о должностном лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Так, из указанного протокола следует, что при осуществлении документальной проверки муниципальной программы «Управление муниципальной собственностью муниципального образования «Нерюнгринский район» на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением Нерюнгринской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ, за период 2019-2020 годы обнаружено нецелевое использование бюджетных средств Комитетом земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района.

Однако признаки состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, составившим протокол об административных правонарушениях, усмотрены в действиях заместителя Председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Богачева В.А.

Из материалов дела следует, что приказом Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района от ДД.ММ.ГГГГФИО1 В.А. назначен заместителем председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района.

Согласно п. 3.1.3 должностной инструкции заместителя председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района в его обязанности входит организация работы по подготовке документов для совершения сделок с муниципальным имуществом. Также заместитель председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района курирует работу по учету муниципального имущества, ведение реестра муниципального имущества муниципального образования «Нерюнгринский район»; курирует проведение в пределах своей компетенции инвентаризации объектов муниципальной собственности и проверку их целевого использования и сохранности; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков и иного муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями, переданного в установленном порядке иным лицам, и, при выявлении нарушений, принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры для их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности (п. 3.1.7, 3.1.8, ДД.ММ.ГГГГ должностной инструкции).

Постановлением Нерюнгринской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Управление муниципальной собственностью муниципального образования «Нерюнгринский район» на 2017-2021 годы».

В Приложении указанной муниципальной программы указан перечень объектов, требующих расходов на ремонт, финансируемых в рамках муниципальной программы. Так, на 2020 год в данном перечне указаны следующие работы: ремонт смотровой площадки; благоустройство на земельном участке, кадастровый ; ремонтные работы на ВЛ-10 кВ Иенгра – Золотинка на территории Нерюнгринского района.

Таким образом, представленными документами подтверждается, что действительно работы по замене деревянных оконных блоков на блоки ПВХ в 2020 году в указанной выше Программе предусмотрены не были.

Однако ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района, в лице председателя ФИО7, и индивидуальным предпринимателем ФИО5 был заключен договор подряда на выполнение работ по замене деревянных оконных блоков на блоки ПВХ в сумме 250 400 рублей.

Таким образом, судом установлено, что договор с индивидуальным предпринимателем ФИО5 заместителем председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Богачевым В.А. не подписывался.

Распоряжением Нерюнгринской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ-ок ФИО7, заместителю Главы по имущественному комплексу – председателю Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района, предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 41 календарный день с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На период отпуска ФИО7 исполнение обязанностей председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района, возложено на Богачева В.А., заместителя председателя Комитета.

Справка о стоимости выполненных работ и затрат за август 2020 года по замене деревянных оконных блоков на блоки ПВХ на сумму 250 400 рублей подписана исполняющим обязанности председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Богачевым В.А.

Акт выполненных работ по замене деревянных оконных блоков на блоки ПВХ на сумму 250 400 рублей также подписан исполняющим обязанности председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Богачевым В.А.

При этом субъективная сторона общественно опасного деяния, ответственность за которое установлена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется только умышленной формой вины, когда уполномоченное должностное лицо сознавало противоправный характер своего действия по оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным бюджетной сметой, предвидело возможность наступления вредных последствий для охраняемых законом бюджетных отношений и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).

Однако таких доказательств, подтверждающих наличие в действиях Богачева В.А. исполнявшего на тот момент обязанности председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района умысла на совершение противоправного деяния, ответственность за которое установлена ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в материалы дела об административном правонарушении не представлено.

В свою очередь, статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, какие именно обстоятельства подлежат выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и др.

По смыслу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.

В протоколе об административном правонарушении, как процессуальном документе, которым возбуждается дело об административном правонарушении, по сути, формулируется обвинение, предъявленное правонарушителю. В рамках данного обвинения судьей и рассматривается дело об административном правонарушении.

Однако в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленном в отношении заместителя председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Богачева В.А., вопреки требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует надлежащее описание события административного правонарушения, выразившееся в том, что в протоколе не указано кем, когда и при каких обстоятельствах совершено административное правонарушение.

Так, при описании объективной стороны правонарушения должностным лицом указано на то, что все действия совершены заместителем председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Богачевым В.А., однако в судебном заседании установлено, что Богачев В.А. в августе 2020 года исполнял обязанности председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района. При этом в протоколе не указано, кем именно такое нарушение было допущено.

Принимая во внимание вышеуказанное обстоятельство, суд приходит к выводу, что в действиях Богачева В.А. состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует.

В соответствии с п.2 ч.1, п. 1 ч.1.1. ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

Так, согласно п. 2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Богачева Вячеслава Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющего паспорт гражданина РФ серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ, работающего заместителем Председателя Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Г.И. Рожин