Дело № 5-50/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
<...> 27 февраля 2019 года
Судья Московского районного суда г. Казани Республики Татарстан Игонин Дмитрий Иванович,
с участием представителя Публичного акционерного общества «Казаньоргсинтез» (далее по тексту ПАО «Казаньоргсинтез») ФИО1,
представителя Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за взрывопожароопасными объектами общепромышленного и химического комплекса Приволжского Ростехнадзора (далее по тексту представителя Ростехнадзора) ФИО2,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), в отношении ПАО «Казаньоргсинтез», <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
На основании распоряжения Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица», проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица - Публичного Акционерного Общества «Казаньоргсинтез».
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки Приволжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно:
1) (пункт 1 акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ№) Строительство и реконструкция объекта капитального строительства <данные изъяты> ПАО «Казаньоргсинтез» осуществляется без полученного в установленном порядке разрешения на строительство.
В объеме проекта №<данные изъяты> ПАО «Казаньоргсинтез», разработанном <данные изъяты>., предусмотрены работы, которые влекут за собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов, что в соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (является реконструкцией объекта капитального строительства.
Согласно пункту 4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального, строительства, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ осуществление реконструкции допускается только после разрешения на строительство. Согласно статье 55 Градостроительного кодекса РФ ввода объекта капитального строительства производится после получения разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, чем нарушены часть 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 1 статьи 51 Федерального закона от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».
2) (пункт 6 Акта проверки) Строительство и реконструкция объекта капитального строительства <данные изъяты> ПАО «Казаньоргсинтез» осуществляется без полученного в установленном порядке разрешения на строительство.
В объеме проекта № №<данные изъяты> на объекте ПАО «Казаньоргсинтез», разработанное <данные изъяты> предусмотрены работы, которые влекут за собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов, что в соответствии, с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ является реконструкцией объекта капитального строительства. Согласно пункту 4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. В соответствии со статьей 51 ГК РФ осуществление реконструкции допускается только после разрешения на строительство. Согласно статье 55 ГК РФ ввода объекта капитального строительства производится после получения разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, чем нарушены часть 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 1 статьи 51 Федерального закона от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».
3) (пункт 9 Акта проверки) Строительство и реконструкция объекта капитального строительства «<данные изъяты> ПАО «Казаньоргсинтез» осуществляется без полученного в установленном порядке разрешения на строительство.
В объеме проекта № №<данные изъяты> на объекте ПАО «Казаньоргсинтез», разработанное <данные изъяты>», предусмотрены работы, которые влекут за собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов, что в соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ является реконструкцией объекта капитального строительства.
Согласно пункту 4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ осуществление реконструкции допускается только после разрешения на строительство.
Согласно статье 55 Градостроительного кодекса РФ ввода объекта капитального строительства производится после получения разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, чем нарушены часть 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 1 статьи 51 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».
4) (Пункт 12 Акта проверки) Строительство и реконструкция объекта капитального строительства <данные изъяты> ПАО «Казаньоргсинтез» по проекту №<данные изъяты> на объекте ПАО «Казаньоргсинтез», разработанное ООО <данные изъяты> осуществляется без полученного в установленном порядке разрешения на строительство.
В объеме проекта предусмотрены работы, которые влекут за собой изменение параметров объема капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элемнты и (или) восстановления указанных элементов, что в соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ является реконструкцией объекта капитального строительства.
Согласно пункту 4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектом капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации подлежат экспертизе.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ осуществление реконструкции допускается только после разрешения на строительство.
Согласно статье 55 Градостроительного кодекса РФ ввод объекта капитального строительства производится после получения разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, чем нарушены часть 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1887 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов, пункт 1 статьи 51 Федерального закона от 29.12.2004г. № 190 -ФЗ «Градостроительный кодекс РФ»
Из части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 8 ФЗ от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В судебном заседании представитель ПАО «Казаньоргсинтез» ФИО1 пояснил, что юридическое лицо не согласно с протоколом об административном правонарушении, считает, что указанные в протоколе об административном правонарушении объекты не могут рассматриваться как объекты капитального строительства, в подтверждении своих доводов представил возражения и дополнительные материалы.
Представитель Ростехнадзора ФИО2 суду пояснил, что выявленные нарушения установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию, допущенные ПАО «Казаньоргсинтез», находят своё подтверждение, указал, что наказание в виде штрафа, будет являться соразмерным содеянному.
Проанализировав материалы дела и оценив их в совокупности суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Вина ПАО «Казаньоргсинтез» в совершении административного правонарушения подтверждается: протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица ПАО «Казаньоргсинтез» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, нарушение в виде осуществления без полученного в установленном порядке разрешения на строительство объекта капитального строительства <данные изъяты> ПАО «Казаньоргсинтез», выразилось в строительстве установки сжигания на Площадке факельных установок, т.е. в строительстве нового объекта, имеющего все признаки объекта капитального строительства (объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)). Как следует из представленных материалов на момент проверки проводились земляные работы, работы по подготовке фундамента для основания сооружения. Сама установка сжигания углеводородов размещается на отдельной площадке и её строительство не может рассматриваться как техническое перевооружение ОПО, поскольку является новым объектом, который имеет прочную связь с землей, и конструктивные характеристики которой не позволяют осуществить её перемещение (о чем свидетельствует также пункт 8.3 (архитектурно строительные решения) заключения экспертизы промышленной безопасности № по указанному объекту). В связи с чем судья считает данный факт нарушения полностью доказанным, каких-либо доказательств, опровергающих выводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении в этой части, стороной защиты представлено не было, в связи с чем доводы защитника об отсутствии события административного правонарушения являются несостоятельными.
Нарушения, указанные в пунктах 2-4 протокола об административном правонарушении, и связанные с осуществлением строительства и реконструкцией объектов капитального строительства <данные изъяты> на <данные изъяты> без полученного в установленном порядке разрешения на строительство выразились в замене существующих оголовков факельных установок на оголовки с принудительной подачей воздуха в зону горения, которые обеспечивают бездымное сжигание горючих газов и паров при постоянных, периодических и аварийных сбросах, а также оснащение средствами контроля, автоматизации и надува сжатым воздухом. В изменение конструкций объектов включено:
Факельная установка № (раздел строительные решения заключения экспертизы №):
- монтаж двух вентилляционных камер;
- монтаж воздуховодов;
- устройство фундамента для блока регулирования сжатого воздуха.
При этом вентиляционные камеры предназначены для защиты вентиляторов от осадков, а также для ограничения доступа посторонних лиц. Применены блоки максимальной готовности заводского изготовления, комплектной поставки и унифицированные сборные железобетонные конструкции. Монтаж камер осуществляется на месте.
Факельная установка № (экспертиза №):
- монтаж оголовка бездымного горения, размещается на факельном стволе;
- монтаж вентиляционных камер №, предназначены для защиты вентиляторов от осадков, а также для ограничения доступа посторонних лиц. Камеры поставляются в виде заготовок, монтаж осуществляется на месте. Блок боксы камер устанавливаются на фундамент ГОСТ 24476-80 (Фундаменты стаканного типа);
- монтаж воздуховодов;
- монтаж автоматической системы управления розжигом и контролем пламени.
Технологическая установка запроектирована в блочном исполнении, максимально полной заводской готовности. В проекте применены блоки максимальной готовности заводского исполнения комплектной поставки и унифицированные сборные железобетонные конструкции.
Факельная установка № (заключение экспертизы №
- монтаж оголовка бездымного горения, размещается на факельном стволе;
- монтаж вентиляционной камеры К-1, предназначены для защиты вентиляторов от осадков, а также для ограничения доступа посторонних лиц. Камеры поставляются в виде заготовок, монтаж осуществляется на месте. Блок боксы камер устанавливаются на фундамент ГОСТ 24476-80 (Фундаменты стаканного типа);
- монтаж воздуховодов;
- монтаж автоматической системы управления розжигом и контролем пламени.
Определение объектов капитального и некапитального строительства дано в статье 1 Градостроительного кодекса РФ, при этом некапитальные строения, сооружения - это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела технические сооружения на объектах «<данные изъяты> капитальными строениями не являются, поскольку их технологические особенности (как следует из заключений экспертиз промышленной безопасности, представленных в материалах дела) позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений. Наличие фундамента у технологического оборудования (блок боксов вентиляционных камер) не является безусловным условием для его отнесения к объектам капитального строительства, возможность их перемещения и демонтажа подтверждается, в том числе и представленными фотоматериалами.
Воздуховоды следует относить к линейным объектам (линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения).
Согласно подпунктам 2 и 4 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" техническое перевооружение опасного производственного объекта - приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.
Проанализировав представленные сторонами материалы, судья приходит к выводу, что в рассматриваемом случае проведенные работы по модернизации и техническому перевооружению на объектах <данные изъяты> нельзя отнести к строительству либо реконструкции объектов капитального строительства, в связи с чем в рассматриваемом случае получение соответствующего разрешения, как того предписывают положения статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не требуется.
Учитывая вышеизложенное, судья исключает из предъявленного нарушения, указанные в пунктах 2-4 протокола об административном правонарушении, связанные с осуществлением строительства и реконструкцией объектов капитального строительства <данные изъяты>» на <данные изъяты> без полученного в установленном порядке разрешения на строительство в связи с недоказанностью.
В остальном судья считает, что вина ПАО «Казаньоргсинтез» в совершении административного правонарушения ( в части осуществления без полученного в установленном порядке разрешения на строительство объекта капитального строительства «<данные изъяты>») доказана и квалифицирует действия общества по части 1 статьи 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как строительство, реконструкция объекта капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
Судья, назначая административное наказание, учитывает характер совершенного административного правонарушения, данные о виновном.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Доводы защитника о том, что при проведении Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проверки, по результатам которой составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, нарушены требования ФЗ от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются несостоятельными и основаны на неверном толковании закона, проверка была осуществлена уполномоченным должностным лицом, в рамках и пределах своей компетенции.
С учетом обстоятельств дела, судья считает необходимым назначить наказание ПАО «Казаньоргсинтез» в виде административного штрафа.
Руководствуясь статьей 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ПАО «Казаньоргсинтез», <данные изъяты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 500000 (пятьсот тысяч) рублей.
Штраф необходимо оплатить в течение 60 суток со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель №
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Московский районный суд г. Казани в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Д.И. Игонин