ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-50/20 от 28.04.2020 Щербиновского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 5-50/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

ст. Старощербиновская «28» апреля 2020 г.

Судья Щербиновского районного суда Краснодарского края Бондаренко О.В.,

при секретаре Горб Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал, поступивший из Южного межрегионального управления Росприроднадзора в отношении юридического лица – АО «50 лет Октября», расположенного по адресу: <...>,

в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

АО «50 лет Октября», являясь юридическим лицом, осуществило деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

При проведении плановой выездной проверки государственным инспектором Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 было установлено, что 12 марта 2020 года в 11 часов 00 минут АО «50 лет Октября» юридический адрес: 353641, <...>/, место(а) фактического осуществления деятельности: Краснодарский край, Щербиновский район, 0,67 км по направлению на северо-запад от с. Николаевка, объект № 03-0123-005421-П-МТФ), совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, и заключается в следующем.

В ходе проведения выездной проверки установлено, что АО «50 лет Октября» осуществляет деятельность по разведению молочного крупного рогатого скота и производству сырого молока, в результате жизнедеятельности КРС образуется отход «навоз крупного рогатого скота свежий» (код по ФККО 1 12 ПО 01 33 4) 4 класса опасности, который размещается навалом на открытой поверхности почвы на земельном участке расположенном вблизи корпуса выращивания рементного молодняка № 7 на территории МТФ, расположенной по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, 0,67 км по направлению на северо-запад от с. Николаевка, что подтверждается фотоматериалами.

АО «50 лет Октября» предоставлен журнал учета в области обращения с отходами, согласно которому в 2019 году на предприятии образовался отход: «навоз крупного рогатого скота свежий» (код по ФККО 1 12 ПО 01 33 4) в количестве 12267,533 т., за указанный период обезврежено отхода «навоз крупного рогатого скота свежий» в количестве 12267,533 т.; «навоз крупного рогатого скота перепревший» (код по ФККО 1 12 110 02 29 5) в количестве 6133,77 тонн, за указанный период обезврежено отхода «навоз крупного рогатого скота перепревший» в количестве 6133,77 тонн, что указывает на уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств.

Указанные виды и объемы образованных и обезвреженных отходов отражены в предоставленной Декларации о воздействии на окружающую среду по объекту негативного воздействия на окружающую среду - МТФ, код 03-0123-005421-П, дата сдачи декларации -26.12.2019 (вх.№24315).

АО «50 лет Октября» предоставлен акт от 25.09.2019 об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, согласно которому навоз в количестве 6133,77 тонн внесен на земли площадью 96 га на территории бригады № 1, что подтверждает образование отхода «навоз крупного рогатого скота перепревший» (код по ФККО 1 12 ПО 02 29 5) (5 класс опасности).

АО «50 лет Октября» осуществляет деятельность по обезвреживанию отхода «навоз крупного рогатого скота свежий» (код по ФККО 1 12 ПО 01 33 4) 4 класса опасности путем обеззараживания и перепревания в результате которого образуется отход - «навоз крупного рогатого скота перепревший» (код по ФККО 1 12 110 02 29 5) (5 класс опасности).

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно п. 30 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежит лицензированию.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

В ходе проведения проверки установлено, что АО «50 лет Октября» осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов: «навоз крупного рогатого скота свежий» (код по ФККО 1 12 110 01 33 4) 4 класса опасности в отсутствии соответствующей лицензии, выданной в установленном порядке, что является нарушением положения п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Представитель АО «50 лет Октября» - генеральный директор ФИО2 в судебном заседании показал, что их предприятию лицензия для размещения навоза не требуется, так как письмом министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.08.2016 № ВА-14-27/8782 разъяснено, что если предприятие не производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и соответственно прибыли от такой деятельности не получает, получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется.

Представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав представителя АО «50 лет Октября» - генеральный директор ФИО2, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии разрешения (лицензии).

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» в результате содержания сельскохозяйственных животных образуется отход: навоз крупного рогатого скота свежий (код ФККО - 1 12 110 01 33 4) ) 4 класса опасности, навоз крупного рогатого скота перепревший (код ФККО - 1 12 110 02 29 5).

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Из содержания акта проверки следует, что АО «50 лет Октября» имеет паспорт на отход - навоз крупного рогатого скота свежий» I код по ФККО 1 12 110 01 33 4) 4 класса опасности.

В ходе проведения выездной проверки установлено, что АО «50 лет Октября» осуществляет деятельность по разведению молочного крупного рогатого скота и производству сырого молока, в результате жизнедеятельности КРС образуется отход «навоз крупного рогатого скота свежий» (код по ФККО 1 12 ПО 01 33 4) 4 класса опасности, который размещается навалом на открытой поверхности почвы на земельном участке, расположенном вблизи корпуса выращивания рементного молодняка №7 на территории МТФ, расположенной по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, 0,67 км по направлению на северо-запад от с. Николаевка, что подтверждается фотоматериалами (фототаблица к акту проверки).

АО «50 лет Октября» предоставлен журнал учета в области обращения с отходами, согласно которому в 2019 году на предприятии образовался отход: «навоз крупного рогатого скота свежий» (код по ФККО 1 12 ПО 01 33 4) в количестве 12267,533 т., за указанный период обезврежено отхода «навоз крупного рогатого скота свежий» в количестве 12267,533 т.; «навоз крупного рогатого скота перепревший» (код по ФККО 1 12 110 02 29 5) в количестве 6133,77 тонн, за указанный период обезврежено отхода «навоз крупного рогатого скота перепревший» в количестве 6133,77 тонн, что указывает на уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств.

Указанные виды и объемы образованных и обезвреженных отходов отражены в предоставленной Декларации о воздействии на окружающую среду по объекту негативного воздействия на окружающую среду - МТФ, код 03-0123-005421-П, дата сдачи декларации -26.12.2019 (вх. №24315).

АО «50 лет Октября» предоставлен акт от 25.09.2019 об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, согласно которому навоз в количестве 6133,77 тонн внесен на земли площадью 96 га на территории бригады № 1, что подтверждает образование отхода «навоз крупного рогатого скота перепревший» (код по ФККО 1 12 ПО 02 29 5) (5 класс опасности).

АО «50 лет Октября» осуществляет деятельность по обезвреживанию отхода «навоз крупного рогатого скота свежий» (код по ФККО 1 12 ПО 01 33 4) 4 класса опасности путем обеззараживания и перепревания, в результате которого образуется отход - «навоз крупного рогатого скота перепревший» (код по ФККО 1 12 110 02 29 5) (5 класс опасности).

Актом проверки № 03-52-23П от 12 марта 2020 года установлено, что в соответствии с экспертным заключением от 05.03.2020 № 49 Ейского отдела Азово-Черноморского центра филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора по результатам испытаний (измерений) проб почвы, сравнительный анализ проб почвы 13п/1 с пробой 14п/2 показа превышение по следующим показателям: нитритный азот – 1,8 раза; органическое вещество – в 2,6 раза; фосфор (общий) – в 3,8 раз.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что АО «50 лет Октября» осуществляет деятельность по обезвреживанию отхода: «навоз крупного рогатого скота свежий» (код по ФККО 1 12 110 01 33 4) 4 класса опасности в отсутствии соответствующей лицензии, выданной в установленном порядке, что является нарушением положения п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Доводы представителя АО «50 лет Октября» - генерального директора ФИО2 о том, что их предприятию лицензия для осуществления деятельности по обезвреживанию отхода: «навоз крупного рогатого скота свежий» не требуется, являются несостоятельными, так как письмом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.05.2016 № 04-12-27/9376 разъяснено, что навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:

при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;

при наличии разработанных и утвержденных технических условий для удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы;

при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;

при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Из материалов административного дела не усматривается, что образующийся отход «навоз крупного рогатого скота свежий» в результате хозяйственной деятельности АО «50 лет Октября» можно отнести к продукции. Напротив, в результате проведенной проверки установлено, что технологический регламент 9819-001-37090720-2017 «Экологически безопасного использования навоза крупного рогатого скота в качестве органического удобрения» разработанный для АО «50 лет Октября» на предприятии не соблюдается, что подтверждается вышеуказанным актом проверки, а также фототаблицей.

Вина АО «50 лет Октября», как юридического лица, подтверждается протоколом об административном правонарушении № 03-52-172П от 20.03.2020, составленным без нарушений КоАП РФ, актом проверки № 03-52-23П от 12.03.2020, фототаблицей к акту проверки от 12.03.2020 № 03-52-23П, актом об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений от 25.09.2019.

Действия АО «50 лет Октября» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как, являясь юридическим лицом, предприятие осуществило деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательны.

Таким образом, вина АО «50 лет Октября» в совершении правонарушения доказана полностью. При назначении административного наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.

На основании вышеизложенного, учитывая характер совершенного административного правонарушения, суд, принимая во внимание, что нарушение лицензионных требований не повлекло за собой негативных последствий, считает возможным назначить АО «50 лет Октября» наказание в виде минимального штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 19.20, 29.7-29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

Признать юридическое лицо АО «50 лет Октября» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 (сто семьдесят тысяч) рублей.

Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: получатель – УФК по Краснодарскому краю (Южное межрегиональное управление Росприроднадзор); Банк получателя: Юное ГУ Банка России г. Краснодар, расчетный счет: <***>, БИК 040349001; ИНН <***>; КПП 2300901001; КБК 0481161191019000140; ОКТМО 03659000 в 60-ти дневной срок со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренного ст. 31.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Щербиновский районный суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья О.В.Бондаренко