ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-50/2021КОПИ от 28.05.2021 Ординского районного суда (Пермский край)

Дело № 5-50/2021 копия

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

с. Орда Пермский край 28 мая 2021 года

Судья Ординского районного суда Пермского края Вавикина Т.С.,

при секретаре судебного заседания Е

с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ГБУ Пермского края «Центр комплексной реабилитации инвалидов» ФИО1, действующей на основании доверенности,

должностного лица- ФИО2,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении

Государственного бюджетного учреждения Пермского края «Центр комплексной реабилитации инвалидов», юридический адрес: <адрес>

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В отношении Государственного бюджетного учреждения Пермского края «Центр комплексной реабилитации инвалидов» (далее- ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов») должностным лицом 24 отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Суксунскому и Ординскому муниципальному округу управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1. ст.20.4 КоАП РФ.

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов», являясь юридическим лицом, нарушило требования пожарной безопасности: Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390, Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479. В частности, были выявлены следующие нарушения:

-1. ширина дверей из палаты № 9 не соответствует требованиям, а именно: 0,70 м., при требуемом 0,80 м., чем нарушены п.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3; п. 23 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ от № 1479; СНиП 21-01-97* п.6.16; СП 1.13130.2009г. п.4.2.5;

- 2. ширина дверей из палаты № 8 не соответствует требованиям, а именно: 0,70 м., при требуемом 0.80 м., чем нарушены п.4 ст.4. Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3; п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от № 1479, СНиП 21-01-97* п.6.16; СП 1.13130.2009г. п.4.2.5;

- 3. ширина дверей из палаты № 2 не соответствует требованиям, а именно: 0,70 м. при требуемом 0.8 м, чем нарушены п.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3; п. 23 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; СНиП 21-01-97* п.6.16; СП 1.13130.2009г. п.4.2.5;

- 4. ширина лестничного марша под № 38, №33 согласно техническому паспорту не соответствует требованиям, а именно: 1.00 м., при требуемом 1,35м., чем нарушены п.4 ст.4. Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3, п. 23 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; СНиП 21-01-97* п.6.29; СП 1.13130.2009г. п.4.4.1, п.5.2.5;

- 5. высота горизонтальных участков путей эвакуации на первом этаже под лестничным маршем под № 38, согласно технического паспорта, не соответствует требованиям, а именно: 1,83м., при требуемом не менее 2м., чем нарушены п.4 ст.4. Федерального закона от 22.07.2008 года №123- ФЗ; п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; СНиП 21-01-97* п.6.27; СП1.13130.2009г. п.4.3.4;

- 6. ширина горизонтальных участков путей эвакуации в коридоре на втором этаже у туалетов не соответствует требованиям, а именно: от 0,96м. до 1 метра (на этаже находится 25 человек), при требуемом не менее 1,2 м. для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений более 15 человек, чем нарушены п.4 ст.4. Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3; п. 23 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; СНиП 21-01-97* п.6.16; СП 1.13130.2009г. п.5.1.1;

- 7. ширина горизонтальных участков путей эвакуации в коридоре на втором этаже у кабинета эрготерапии не соответствует требованиям, а именно: от 0,96 м. до 1 метра (на этаже находится 25 человек), при требуемом не менее 1,2 м. для общих коридоров по которым могут эвакуироваться из помещений более 15 человек, чем нарушены п.4 ст.4. Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3; п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, СНиП 21-01-97* п.6.16; СП 1.13130.2009г. п.5.1.1;

- 8. ширина горизонтальных участков путей эвакуации в коридоре на первом этаже не соответствует требованиям, а именно: от 0,96м. до 1 метра (на этаже находится 25 человек), при требуемом не менее 1,2м. для общих коридоров по которым могут эвакуироваться из помещений более 15 человек, чем нарушены п.4 ст.4. Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3, п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, СНиП 21-01-97* п.6.16; СП 1.13130.2009г. п.5.1.1;

- 9. из зала для приема пищи имеется один эвакуационный выход при расположении в нем 28 посадочных мест. (Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь: помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.) (балконная дверь не может использоваться как аварийный выход, так как не отвечает требованиям, эвакуационного выхода), чем нарушены (п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, СНиП 21-01-97* п.6.12, СП 1.13130.2009г. п.5.2.12;

- 10. в лестничной клетке на первом этаже под № 38, согласно техническому паспорту отсутствуют двери, разделяющие помещение коридора от лестничного марша, чем нарушены п.4 ст.4. Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3; п. 16 (д), п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, СНиП 21-01-97* п.6.2, п.6.4, п.6.34; СП 1.13130.2009г. п.4.4.6;

- 11. в лестничной клетке на втором этаже под № 33, согласно техническому паспорту отсутствуют двери, разделяющие помещение коридора от лестничного марша, чем нарушены п.4 ст.4, Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3, п. 16 (д), п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, СНиП 21-01-97* п.6.2, п.6.4, п.6.34; СП 1.13130.2009г. п.4.4.6;

- 12. в защищённых помещениях объекта защиты установлено по два аналоговых извещателя, что не соответствует требованиям п. 14.3 СП 5.13130.2009, так как не выполнено требование п. п. «в» п. 13.3.3 СП 5.13130.2009;

- 13. прибор приемно-контрольный охранно-пожарный (ППКОП) установлен в помещении без круглосуточного дежурства и не защищен от несанкционированного доступа, что не соответствует требованиям п. 13.14.5 СП 5.13130.2009;

- 14. соединительные линии пожарной сигнализации проложены кабелем марки KCBBht(A)-LS, что не соответствует требованиям таблицы 2 ГОСТ 53315-2009;

- 15. фактическая планировка и системы пожарной сигнализации, установленные в помещениях объекта защиты (раздаточная пищи, 1 этаж и кладовая, 2 этаж), не соответствуют проекту, что не соответствует требованиям п.1 статьи 83 ФЗ № 123-ФЗ, п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;

- 16. соединительные линии системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (СОУЭ) проложены кабелем марки KCP3Bht(A)-FRLS, что не соответствует требованиям таблицы 2 ГОСТ 53315-2009;

- 17. звуковой сигнал СОУЭ не обеспечивает общий уровень звука не менее 75 дБ А на расстоянии 3 м от оповещателя, установленного в коридоре рядом с помещением №8 (1 этаж), что не соответствует требованиям п. 4.1 СП 3.13130.2009;

- 18. звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемых помещениях (раздаточная пищи, 1 этаж и палата №5, 2 этаж), что не соответствует требованиям п. 4.2 СП 3.13130.2009;

- 19. звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают уровень звука не менее 70 дБА на уровне головы спящего человека (палата №1, 2 этаж), что не соответствует требованиям п. 4.3 СП 3.13130.2009.

Представитель юридического лица в судебном заседании с протоколом не согласилась и пояснила, что действительно должностными лицами органа пожнадзора в марте- апреле 2021 года была проведена внеплановая проверка в отношении юридического лица. Предметом указанной проверки, согласно распоряжению об ее проведении, должно являться исполнение ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ года. Фактически должностными лицами выявлены нарушения пожарной безопасности, что не может являться предметом внеплановой проверки в соответствии с положениями ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ. О том, что надзорным органом будет проводиться проверка исполнения требований пожарной безопасности, решений не выносилось. Кроме этого, ранее уже была проведена плановая проверка, по итогам которой учреждение было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Поскольку выявленные нарушения являются тождественным ранее указанным в предписании, они не могут признаны однородными. При таких обстоятельствах составленные процессуальные документы не отвечают требованиям законности. В 2021 году по их инициативе компетентным должностным лицом был произведен расчет пожарных рисков по зданию и было установлено, что значение пожарных рисков соответствует нормативному. Также указывает, что учреждение является бюджетным, денежных средств в 2019 и 2020 году для устройства системы оповещения о пожаре не выделялось. В 2021 году будет произведен монтаж системы оповещения о пожаре. Просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Должностное лицо ФИО2 пояснил, что в отношении учреждения им был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1. ст.20.4 КоАП РФ, поскольку в 2020 году оно уже привлекалось к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности. После выявления нарушений в 2020 году было выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства. В 2021 году была проведена внеплановая проверка по исполнению предписания, в ходе которой было установлено, что предписание полностью не исполнено, то есть, были выявлены аналогичные нарушения требований пожарной безопасности. В протоколе об административном правонарушении были указаны недействующие нормативно- правовые акты, поскольку юридическим лицом они были указаны в пожарной декларации, поданной в 2015 году. Просит привлечь лицо к административной ответственности, поскольку в его действиях имеется состав административного правонарушения.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.1, 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На оснований частей 1, 2 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

В силу ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в деятельности юридического лица были выявлены нарушения правил и норм пожарной безопасности, совершенные ДД.ММ.ГГГГ года на объекте по адресу: <адрес>. (л.д. 4-8, 13-15).

В протоколе указано, какое именно пункты и статьи нормативно- правовых актов- Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479, Строительных норм и правил 21-01-97*, Свода правил 1.13130.2009 года - были нарушены учреждением.

В силу пунктов 1, 2, 3 ч.2 ст.1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:

1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;

2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;

3) разработке технической документации на объекты защиты.

Таким образом, положения настоящего закона в отношении зданий и сооружений должны применяться на стадии проектировании и строительства объектов защиты, а также при разработке технической документации.

На основании п.23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Согласно п. 1.1 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171 (СП 1.13130.2009), настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений (далее - здания).

При отсутствии в сводах правил требований пожарной безопасности к объекту защиты или если для достижения необходимого уровня его пожарной безопасности применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, на основе положений Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, предусматривающие выполнение комплекса мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты.

Приказом Министерства РФ по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19 марта 2020 года № 194 указанный выше свод правил СП 1.13130.2009 отменен с момента введения в действие настоящего приказа. Утвержден новый прилагаемый свод правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".

По смыслу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ лицо может нести административную ответственность за неисполнение действующих в момент проведения проверки норм и правил.

Учитывая, что в отношении учреждения проверка была проведена ДД.ММ.ГГГГ, новый свод правил уже вступил в действие, а СП 1.13130.2009, соответственно, утратил силу. Несмотря на это, при составлении протокола были указаны нормы недействующего нормативно- правового акта.

В соответствии со ст.1.1 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (действующего на момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ года и на день рассмотрения дела) настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений (далее - здания), а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок. Требования свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ.

Таким образом, указанные в данном Своде правила должны выполняться при проектировании, изменении функционального назначения зданий, проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту зданий.

В действующем на момент проведения проверки СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" норм, полностью аналогичных указанным в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется. При таких обстоятельствах тождественность норм нового Свода правил ранее действующим, которые были нарушены учреждением, установить невозможно, в связи с чем, в силу ст.1.5 КоАП РФ, судья делает вывод о том, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, указанных в качестве нарушений в пунктах с 1 по 13 протокола об административных правонарушениях, состава административного правонарушения не имеется.

Также в обоснование наличия в действиях юридического лица нарушений действующих правил пожарной безопасности по пунктам 1-11 протокола об административном правонарушении должностным лицом сделана ссылка на СНиП 21-01-97*.

Согласно введению к Строительным нормам и правилам РФ «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97*), утвержденным постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7, настоящие нормы и правила разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01, рекомендациями международных организаций по стандартизации и нормированию и являются основополагающим документом комплекса 21 "Пожарная безопасность" Системы нормативных документов в строительстве.

Основными отличиями этого комплекса и настоящих норм и правил от СНиП 2.01.02-85* "Противопожарные нормы" и связанных с ними документов по обеспечению пожарной безопасности в строительстве являются: приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре, по сравнению с другими противопожарными требованиями; применимость противопожарных требований к объектам защиты на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации, включая реконструкцию, ремонт и изменение функционального назначения.

Как следует из Письма ФИО3 по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2015 № 43-6281-19, процессе эксплуатации завершенного строительством и введенного в эксплуатацию в установленном порядке здания должны соблюдаться не все предусмотренные СНиП 21-01-97* требования, а только те из них, которые относятся к режиму противопожарного содержания данного здания.

В частности, по смыслу пункта 4.3 названных строительных норм и правил в процессе эксплуатации следует: обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них; обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке; не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке.

Кроме того, согласно п. 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с 01.10.2003.

В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей, который может быть определен расчетом, в рамках проверочных мероприятий, выполненным по соответствующим методикам, утвержденным в установленном порядке. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

Таким образом, изначально при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. И даже в этом случае соответствующие требования СНиП 21-01-97* по смыслу пункта 4.3 данных правил и пункта 8.5 СНиП 10-01-94, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.

Системный анализ приведенных выше положений СНиП 21-01-97* и действовавших на момент введения их в действие СНиП 10-01-94 позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до вступления в силу указанных строительных норм и правил объектов капитального строительства, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.

Согласно представленным в материалы дела техническим паспортам здания, расположенного по адресу: с<адрес>, здание уже эксплуатировалось не позднее, чем с 1995 года. (л.д. 122-149). Таким образом, ответственность за несоблюдение СНиП 21-01-97* может наступить только в случае, если соответствующее здание подвергалось реконструкции или ремонту после введение в действие указанных строительных норм и правил. Таких сведений в материалах дела не содержится.

Кроме этого, Постановлением Правительства РФ от 11.07.2020 года № 1034 Постановление Министерства строительства Российской Федерации от 13 февраля 1997 г. N 18-7 "О принятии государственных строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-07) отменено с 1 января 2021 года. (п.14 Приложение №2 к Постановлению правительства).

Следовательно, на момент проверки, проведенной в отношении учреждения, данные строительные нормы и правила уже утратили силу и их нарушение не может быть расценено в качестве административного правонарушения.

Как следует из пояснений представителя юридического лица, ими было инициировано проведение отчета по определению расчетных величин пожарного риска по зданию, расположенному в <адрес>. Согласно данному отчету, составленному уполномоченным должностным лицом, расчетное значение величины индивидуального пожарного риска в здании соответствует нормативному значению, установленному ст.79 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». (л.д. 69-74).

В силу ч.1 ст.6 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. Поскольку при проведении проверки надзорным органом в деятельности юридического лица не выявлено нарушений действующих технических регламентов, регулирующих нормативные требования к путям эвакуации, а также принимая во внимание наличие отчета о соответствии величины пожарного риска нормативному значению, учитывая положения ст. 1.5 КоАП РФ, состава правонарушения по пунктам 1-11 протокола об административным правонарушениям, не имеется.

В соответствии с пунктами 12-13 протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, в вину юридическому лицу вменяется нарушение пунктов 13.3.3, 14.3, 13.14.5 СП 5.13130.2009.

Данный Свод правил (Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические) был утвержден Приказом МЧС России от 25.03.2009 года № 175 и введен в действие с 1 мая 2009 года.

В силу п.1.2. СП 5.13130.2009 настоящий свод правил распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с Приложением А, стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 17.02.2021 года № 87 «О признании утратившими силу некоторых приказов МЧС России» с 01.03.2021 года утратили силу приказы МЧС России: от 25.03.2009 N 175 "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования"; от 01.06.2011 N 274 "Об утверждении изменения N 1 к своду правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденному приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175".

Таким образом, юридическое лицо при проведении в отношении его проверки ДД.ММ.ГГГГ года не могло нарушить указанные выше нормативные акты, утратившие силу ко дню ее проведения.

1 марта 2021 года в действие был введен Свод правил СП 485.131150.2020 Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. Аналогичных требований к наличию аналоговых извещателей и доступу к прибору приемно- контрольному охранно- пожарному, указанных в качестве нарушений в пунктах 15 и 16 протокола об административных правонарушениях, он не содержит.

В силу п.4 СП 485.131150.2020 новый Свод правил введен взамен СП 5.13130.2009 в части требований к установкам пожаротушения автоматическим

В соответствии с п.5.1. СП 485.131150.2020 на установки пожаротушения автоматические должна быть разработана проектная и/или рабочая документация в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101.

Учитывая, что при проведении проверки в отношении юридического лица было установлено, что существующая пожарная сигнализация не соответствует проекту, в действиях юридического лица имеется нарушения в части несоответствия существующей пожарной сигнализации фактической планировке и нарушений при прокладке соединительных кабелей, установленные в пунктах 14, 15, 16 протокола об административном правонарушении.

Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173 утвержден "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности".

В силу п. 4.1. СП 3.13130.2009 звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.

В соответствии с п. 4.2 СП 3.13130.2009 звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение уровня звука должно проводиться на расстоянии 1,5 м от уровня пола.

На основании п. 4.3. СП 3.13130.2009 в спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения должны проводиться на уровне головы спящего человека.

При проведении проверки в отношении юридического лица были выявлены нарушения данных Правил, которые зафиксированы в пунктах 17-19 протокола об административном правонарушении, и подтверждены актом проверки от 5.04.2021 года.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 04.08.2020 года, ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в том числе, за нарушения, выявленные при оборудовании здания, расположенного в <...>, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (л.д. 21-23).

Из решения ГУ МЧС России по Пермскому краю от 31.07.2020 года № 1 следует, что объект защиты- ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов», расположенный в <...>, отнесен к объектам чрезвычайно высокого риска (л.д.26).

В силу ч.1 ст.10 ФЗ Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан и.т.д.

При этом, в силу п.1 ч.2 ст.10 указанного Федерального закона, основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Как следует из распоряжения о проведении внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ года, в отношении ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов» решено провести проверку, предметом которой является выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора). (л.д. 9-12).

Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ года ДД.ММ.ГГГГ года в отношении ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов» была проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности. По итогам ее проведения, принимая во внимание выявление должностным лицом нарушений, было предписано устранить выявленные нарушения. В том числе, были выявлены нарушения при оборудовании здания, расположенного в с.<адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (л.д. 198-202). Данные нарушения, указанные в пунктах 20-23 предписания, были выявлены и в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, права юридического лица при проведении проверки нарушены не были, поскольку иные нарушения, не указанные в ранее выданном предписании, должностным лицом не выявлялись.

Следовательно, в действиях учреждения имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ- повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

При назначении административного наказания необходимо учесть, что учреждение является некоммерческим юридическим лицом, финансируемым за счет средств краевого бюджета, занимается оказанием социально значимых услуг в сфере здравоохранения. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении учреждением приняты меры к устранению выявленных в ходе проверки нарушений, а именно, составлен план мероприятий, объявлен конкурс на установку систем оповещения и управления эвакуацией (л.д. 94-95, 97-98). Также необходимо принять во внимание, что значительное количество предъявленных юридическому лицу нарушений не нашло своего подтверждения, а нарушения обусловлены, в том числе, недостаточностью денежных средств, направляемых на финансирование учреждения.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность в соответствии с ч.2 ст.4.2 КоАП РФ судья признает принятие мер к устранению выявленных нарушений.

При таких обстоятельствах судья считает необходимым назначить наказание в виде штрафа, с применением положений частей 3.2. и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3.5, 4.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Государственное бюджетное учреждение Пермского края «Центр комплексной реабилитации инвалидов» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ординский районный суд Пермского края в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

По истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано, оно вступает в законную силу и обращается к исполнению.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного взыскания в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Разъяснить, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в вышеуказанный срок судья, вынесший постановление направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке.

Штраф должен быть уплачен: получатель УФК по Пермскому краю (Главное управление Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ по Пермскому краю, ИНН <***>, КПП 590201001, ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г.Пермь, БИК 045773001, р/с 401018107Территориальный орган Росздравнадзора по Пермскому краю) Отделение Пермь г.Пермь, ИНН <***>, КПП 590301001, ОКТМО 57701000, расчетный счет № <***> БИК, ОКТМО 57701000, КБК 177 116 27000 01 6000 140.

Судья подпись Т.С. Вавикина

.