ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-50/2022 от 19.01.2022 Режевской городского суда (Свердловская область)

Мотивированное постановление изготовлено 19 января 2022 года

УИД 66RS0049-01-2022-000106-92

Дело № 5-50/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

18 января 2022 года город Реж Свердловской области

Судья Режевского городского суда Свердловской области Осинцева Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем аудиопротоколирования дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г<данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, 27 ноября 2021 года в дневное время около дома № 28 по ул. Ленина в г. Реж Свердловской области, являясь организатором публичного мероприятия – пикетирования в количестве 3 человек, которые находились друг от друга на расстоянии менее 40 м, и использовали средства наглядной агитации – плакаты с надписями «Нет цифровому рабству! КПРФ!», «Нет сегрегации. Мы против QR-кодов! КПРФ!», «Мы против принятия законопроектов, которые предполагают запрет на посещение общественных мест и проезд в общественном транспорте БЕЗ предъявления QR-кода! КПРФ», «Стоп тотальный контроль! КПРФ», «QR-код это унижение человеческого достоинства! КПРФ», а также быстровозводимую сборно-разборную конструкцию – раскладной стол, с помощью которого осуществлялся сбор подписей граждан, не согласовала с Администрацией Режевского городского округа проводимое в целях привлечения общественного внимания против введения QR-кодов публичное мероприятие, нарушив требования ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54- ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1 вину в совершении правонарушения не признала, пояснила, что является вторым секретарем политической партии «КПРФ», 27 ноября 2021 года она организовала сбор подписей граждан г. Режа против принятия законопроекта, согласно которого предполагалось ввести обязательным использование QR-код при посещении общественных мест и использовании общественного транспорта. О данном мероприятии она разместила пост - анонс на социальной странице в информационно – коммуникационной сети «Одноклассники» и пригласила жителей г. Реж принять участие в сборе подписей против указанного законопроекта, указав, что данное мероприятие состоится 27 ноября 2021 года с 10:00 до 12:00 по адресу: <...>, где расположено местное отделение КПРФ. С учетом того, что подписей против законопроекта необходимо было собрать большое количество в ограниченные сроки, то она, ФИО2 и ФИО5 организовали сбор подписей на улице – на перекрестке улиц Бажова – Ленина в г. Реж, по ее инициативе без какой- либо подготовки, спонтанно они собрали раскладной стол и бланки, и вышли с проводимой акцией по сбору подписей на улицу. Считает, что проводимое ими мероприятие не являлось публичным, поэтому уведомление о его проведении в орган исполнительной власти направлено не было. Для сбора подписей они использовали листовки с тезисами против законопроекта, на обратной стороне которых был распечатан подписной лист, и переносной стол для того, чтобы граждане могли на улице заполнить бланк подписного листа, выразив свое мнение против законопроекта. Обращает внимание, что размещенные в социальной сети фотографии, где она, ФИО2 и ФИО5 держат в руках агитационные плакаты, сделаны после сбора подписей для отчета о проведенной работе. Проводимая ими акция длилась около 30 минут около дома № 28 по ул. Ленина в г. Реж. Просит учесть, что все уведомления от имени партии вправе подписывать и направлять первый секретарь Режевского отделения КПРФ – ФИО11, однако о проводимой акции по сбору подписей ему не было известно, он участия в этой акции не принимал. В результате проведенных мероприятий их партия собрала более 20 тысяч подписей, в результате чего указанный законопроект был снят с рассмотрения. Организатором инкриминируемого «группового пикетирования» она не является, а считает себя организатором мероприятия по сбору подписей против законопроекта по QR-кодам. В настоящее время она работает учителем английского языка в МАОУ СОШ № 3, ее оклад составляет около 14000 рублей, имеет на иждивении двоих детей, 16 лет и 6 лет, в семье имеются кредитные обязательства.

Допрошенный в судебном заседании УУП ОМВД России по Режевскому району ФИО6 показал, что в его производство поступил материал проверки о несанкционированном публичном мероприятии против законопроекта по QR-кодам в г. Реж. По фотографиям из социальной сети были установлены лица, организовавшие это мероприятие, ими оказались - второй секретарь политической партии «КПРФ» ФИО1 и члены партии ФИО3 и ФИО4ФИО1 явилась в отдел полиции для дачи объяснений, ФИО3 и ФИО4 отказались от дачи объяснений. Очевидцем административного правонарушения он не являлся, однако проводил проверку по выявленному административному правонарушению, в ходе которой ему стало известно о том, что в ходе сбора подписей на улице представителями партии КПРФ использовались плакаты и раскладной стол.

Выслушав объяснения ФИО1, допросив свидетеля ФИО6, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Указанным Федеральным законом № 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.

В силу ст. 3 Федерального закона N 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

На территории Свердловской области действует Закон Свердловской области от 07 декабря 2012 года № 102-ОЗ «Об отдельных вопросах подготовки и проведения публичных мероприятий на территории Свердловской области»

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона № 102-ОЗ минимально допустимое расстояние между лицами, осуществляющими пикетирование, проводимое одним участником, составляет 40 метров.

Согласно с п. 1 ст. 8 Закона № 102-ОЗ организатор публичного мероприятия в случаях и в сроки, предусмотренные федеральным законом, подает уведомление о проведении публичного мероприятия в уполномоченный в соответствии с муниципальными правовыми актами на рассмотрение уведомлений о проведении публичных мероприятий орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется провести соответствующее публичное мероприятие, а в случаях, предусмотренных в ч. 2 настоящего пункта, - в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере подготовки и проведения публичных мероприятий

Часть 2 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 27 ноября 2021 года в дневное время около дома № 28 по ул. Ленина в г. Реж Свердловской области, являясь организатором публичного мероприятия – пикетирования с участием 3 человек, которые находились друг от друга на расстоянии менее 40 м, и использовали средства наглядной агитации – плакаты с надписями «Нет цифровому рабству! КПРФ!», «Нет сегрегации. Мы против QR-кодов! КПРФ!», «Мы против принятия законопроектов, которые предполагают запрет на посещение общественных мест и проезд в общественном транспорте БЕЗ предъявления QR-кода! КПРФ», «Стоп тотальный контроль! КПРФ», «QR-код это унижение человеческого достоинства! КПРФ», а также быстровозводимую сборно-разборную конструкцию – раскладной стол, с помощью которого осуществлялся сбор подписей граждан, не согласовала с Администрацией Режевского городского округа проводимое в целях привлечения общественного внимания против введения QR-кодов публичное мероприятие, нарушив требования ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54- ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Факт совершения ФИО1 правонарушения и ее виновность объективно подтверждаются совокупностью следующих доказательств:

- протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, составленном в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ (л.д

- рапортом специалиста по связям с общественностью, направления по связям со СМИ ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, которой в ходе мониторинга сети «Интернет», в том числе социальных сетей выявлены публикации по организации акции против законопроекта по QR-кодам (л.д.

- скриншотом публикации в сети интернет «Режевская весть. Округ», согласно которой Режевское отделение КПРФ отчиталось о проведенной ДД.ММ.ГГГГ работе по сбору подписей против законопроекта о QR-кодах, проведенных беседах с гражданами (л.д.

- рапортами УУП ОМВД России по Режевскому району ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым Режевское отделение КПРФ имеет офис по адресу: <...> (л.д

- сообщением Главы Режевского городского округа ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии уведомления Администрации РГО о проведении публичного мероприятия 27 ноября 2021 года (л.д.

- письменными объяснениями ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что она состоит в партии КПРФ около 10 лет, является вторым секретарем Режевского городского отделения КПРФ, которое расположено по адресу: <...>. 27 ноября 2021 года членами бюро Режевского городского комитета КПРФ был организован сбор подписей против принятия законопроекта, который предполагает запрет на посещение общественных мест и проезд на общественном транспорте без предъявления QR-кода. Для этого она совместно с другими членами партии КПРФ вышли на перекресток ул. Бажова – Ленина, 28 в г. Реж, где поставили раскладной стол для сбора подписей. Во время проведения акции, ее участники держали в руках информационные листы для наглядности. О проведении данного мероприятия Администрацию РГО они не уведомляли, так как сбор подписей не относится к публичным мероприятиям по Федеральному закону № 54, в связи с чем не посчитали нужным уведомлять Администрацию РГО. Акция длилась около 30 минут. После ее проведения был сделан фотоотчет для регионального отделения. Во время проведения мероприятия никто никого не убеждал, люди подходили добровольно, так как видели информационные листы в руках у участников акции (л.д. 22);

- рапортом начальника ООООПППММ ООООП УОООП ГУ МВД России по Свердловской области ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ о проведенном мониторинге информационно – коммуникационной сети Интернет, социальной сети «Одноклассники», страницы пользователя «ФИО1 (Гладких)», в результате которого выявлено размещение ДД.ММ.ГГГГ в 16:11 публикации под заголовком «Прошла акция «Против законопроекта QR-кода! Мы не против вакцинации, мы против товарного отношения к народу» (л.д.

- фотоматериалами публикации ФИО1 (л.д.

- рапортом УУП ОМВД России по Режевскому району ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО4 и ФИО3, являющиеся членами партии КПРФ от дачи каких – либо объяснений отказались (л.д.

- сообщением Главы Режевского городского округа ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.

- ответом Главы Режевского городского округа ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ на запрос по факту проведения публичной акции, согласно которого уведомление о публичном мероприятии - пикетирование, проведенное 27 ноября 2021 года членами партии Режевского районного отделения КПРФ на улице в г. Реж, в Администрацию Режевского городского округа не направлялось (л.д.

- справкой на физическое лицо ФИО1 (л.д.

- рапортом УУП ОМВД России по Режевскому району ФИО6 (л.д

- сведениями СПО СК: АС «Российский паспорт» на ФИО1 (л.д.

- сведения о привлечении ФИО1 к административной ответственности (л.д.

Совокупность исследованных доказательств указывает на несоответствие действий ФИО1, как организатора публичного мероприятия, проводимого в форме группового пикетирования, требованиям ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ, и позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

На основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является гражданином РФ, достигшим возраста 18 лет, избрана на должность второго секретаря Режевского городского отделения КПРФ, в связи с чем она в целях свободного выражения и формирования мнения у населения Режевского городского округа, выдвижения требования по вопросу принятия законопроекта, касающегося социальной жизни страны, анонсировала сбор подписей против законопроекта по QR-кодам на своей странице в социальной сети в Интернете, отчиталась о проведении данного мероприятия путем размещения фотографий, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что именно ФИО1 является организатором пикетирования, проведенного 27 ноября 2021 года в дневное время по адресу: <...>.

Вопреки доводам ФИО1 о том, что организованная ею акция не подпадает под признаки вменяемого правонарушения, поскольку акция по сбору подписей против законопроекта не являлась публичным мероприятием в смысле Федерального закона № 54, основаны на неверном толковании норм права и опровергаются установленными по делу обстоятельствами.

Из материалов дела следует, что публичное мероприятие, проходившее 27 ноября 2021 года в дневное время по адресу: <...>, содержало в себе признаки такой формы публичного мероприятия как пикетирование в соответствии с понятием, установленным п. 6 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ (размещение у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции), из чего следует, что ФИО1, как организатор публичного мероприятия, обязана была в письменной форме подать соответствующее уведомление в орган местного самоуправления, однако данное требование ею выполнено не было.

Таким образом, действия ФИО1 подлежат квалификации по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ как организация публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.

Установленный порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ФИО1, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ суд признает оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ - совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка, а также имущественное положение ее семьи.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, не установлено.

По мнению суда, назначение ФИО1 наказания в виде административного штрафа будет являться справедливым наказанием и послужит для нее необходимой и достаточной мерой для исправления и предупреждения совершения им вновь подобных административных правонарушений.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», при решении вопроса о назначении виновному в нарушении законодательства Российской Федерации о публичных мероприятиях лицу административного наказания конкретного вида и размера необходимо иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Принимая во внимание характер административного правонарушения, продолжительность публичного мероприятия (30 минут), количество его участников (3 человека), наличие у ФИО1 на иждивении двух детей, один из которых является малолетним, а также материальное положение семьи ФИО1, судья приходит к выводу о возможности назначения ей наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, но с соблюдением требований ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

ФИО1 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: УФК по Свердловской области (ОМВД России по Режевскому району); ИНН получателя платежа 6628004015; КПП 667701001, расчетный счет <***> в банке получателя: Уральское ГУ Банка России; БИК 016577551, КБК 18811601201010021140; ОКТМО 65720000, УИН 1888036621020818969.

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Предупредить, что за неуплату административного штрафа в установленный законом срок лицо подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.

Разъяснить, что при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. Также с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев (ст. 31.5 КоАП РФ).

Постановление может быть обжаловано либо опротестовано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд путем подачи жалобы или протеста через Режевской городской суд.

Судья Н.А. Осинцева