ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-50/2022 от 21.02.2022 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 5-50/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Ленинский районный суд г.Иваново,

адрес: г.Иваново ул.Станко д.7Б 21 февраля 2022 года

Судья Ленинского районного суда г.Иваново Богомолов Э.А., с участием:

- законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Ивановской областной общественной организации «Центр гендерных исследований», – Шныровой О.В.,

- защитников – адвокатов Международной КА «Санкт-Петербург» Воронова С.В. и Каневской М.А.,

- должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – главного специалиста-эксперта отдела Управления МЮ России по Ивановской области ФИО1,

при секретаре судебного заседания Воронцовой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.34 КоАП РФ, в отношении Ивановской областной общественной организации «Центр гендерных исследований»,-

у с т а н о в и л :

21 декабря 2021 года и.о. начальника отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.34 КоАП РФ, согласно которому:

В период с 29 марта по 23 апреля 2021 года была проведена внеплановая документарная проверка деятельности Ивановской областной общественной организации «Центр гендерных исследований» (далее по тексту – Организация) на предмет соблюдения требований, предусмотренных п.10 ст.13.1, п.7 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 и ч.6 ст.29 ФЗ «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995, о включении Организации в предусмотренный законом реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случае осуществления ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

В ходе проведения проверки деятельности (акт проверки № 20 от 23.04.2021) установлено, что Организация получала иностранное финансирование. В проверяемый период на расчетные счета Организации (валютный и рублевый) поступали денежные средства от иностранных источников.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в проверяемый период Организация осуществляла деятельность, в том числе носящую политический характер. При изучении материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет выявлен ряд публикаций, носящий политический характер.

Таким образом, в ходе проведения проверки выявлены признаки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, а именно: Организацией за проверяемый период получены денежные средства от иностранных источников; установлено осуществление Организацией политической деятельности, путем:

- распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

- публичных обращений к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

- участия в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

- формирования общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований и др.

В реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, сведения об Организации включены Минюстом России только 29.09.2021 (распоряжение № 1115-р). В период с 23.04.2021 (дата окончания проверки) по 29.09.2021 Организация не подала заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Таким образом, Организация при получении иностранного финансирования, и, одновременно осуществляя политическую деятельность, являлась некоммерческой организацией, выполняющей функцию иностранного агента, без представления в регистрирующий орган заявления о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В подтверждение виновности Организации в совершении административного правонарушения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, представлены:

1. Служебная записка № СЛ-03/777 от 23.11.2021, согласно которой в ходе проведения проверки установлено, что в проверяемый период и до него Организация осуществляла деятельность, в том числе носящую политический характер, а именно: директор Организации Шнырова О.В. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» имеет свою страницу в ВКонтакте, в которой содержится краткая информация о том, что она является Директором Ивановского центра гендерных исследований (https://vk.com/oshnyrova). При изучении указанной страницы выявлен ряд публикаций, носящий политический характер:

- 28.08.2020 Шнырова О.В. призывает подписать петицию «Помоги сделать мир лучше. Подпиши петицию». Петиция открыта для подписи и содержит обращение к Президенту Российской Федерации, а также Генеральному прокурору. При этом указано, что вопрос о положении женщин на Кавказе рассмотрен в рамках семинара, прошедшего в Суздале в августе 2020 и реализуемого при поддержке и в рамках региональной программы Фонда Розы Люксембург «Социальная справедливость и региональная интеграция в России, Украине, на Южном Кавказе, в Белоруссии и Молдове» (https://vk.com/oshnyrova?w=wall121263014_1502);

- 18.07.2020, 30.07.2020 (https://vk. Com /oshnyrova?w= wall121263014_1499, https:// vk.com/ oshnyrova?w= wall121263014_ 1500) размещена информация об участии директора Организации Шныровой О.В. в выборах в Ивановскую городскую Думу, а также призыв к поддержке Шныровой О.В. на указанных выборах, обращение к «потенциальным избирателям»;

- 05.03.2019 (https://vk.com/oshnyrova?w= wall121263014_ 1485) размещена ссылка на статью «Атака на профсоюзы АУГСГиП» (источник «Профсоюз Учитель» https://vk.com/@union_ teacher-ataka-na-profsouzy-v-augsgip), в которой содержится информация о проведении публичных акций и пикетов в защиту преподавателей в Санкт-Петербурге, а также указаны контактные данные для лиц, желающих принять участие в указанных мероприятиях (на момент размещения ссылки акции проведены);

- 06.09.2018 и 07.09.2018 размещена информация об участии директора Организации Шныровой О.В. в «митинге против пенсионной реформы», а также призыв к участию в указанном митинге (https://vk.com/oshnyrova?w=wall121263014_1477, https:// vk.com/ oshnyrova ?w =wall121263014_1478).

Также, директор Организации Шнырова О.В. в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» имеет свою страницу в Facebook https://www.facebook.com/ olgashnyrova), в которой содержится краткая информация следующего содержания: «Position and duties: lecturer, docent (Associate Professor), director of the Ivanovo Center for Gender Studies» (перевод: Должность и обязанности: преподаватель, доцент (доцент), директор Ивановского центра гендерных исследований) (https://www.facebook.com/olgashnyrova/about_ details);

- 19.03.2021 размещена публикация со ссылкой на петицию против поправок, вносимых в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и призывом подписать указанную петицию («Пока ещё не совсем поздно, подпишите те, кто не подписал»);

- 23.01.2021 размещена публикация о событиях в Брюсселе – фото с лозунгами «FREE NAVALNY» (перевод: «Свободу Навальному»);

- 18.01.2021 Шнырова О.В. поддерживает заявление членов РАН против поправок к закону об образовании, вводящих жесткое государственное регулирование любой просветительской деятельности в стране;

- размещена ссылка на страницу https://www.facebook.com/ podosokorskiy/posts/ 5394280477256246. По указанной ссылке размещена информация с призывом депутатов Государственной Думы отклонить проект поправок, вносимых в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а «всех граждан нашей страны – мирным и законным путем отстаивать свои конституционные права ради нашего общего будущего»;

- 12.09.2020 размещена информация о проведении научно-практической конференции на тему «Новый конституционный режим, проблема гендерного неравенства и перспективы «зеленого развития России». Мероприятие проводилось немецким политическим фондом – Фондом имени Фридриха Эберта. Директор Организации Шнырова О.В. заявлена докладчиком на указанном мероприятии;

- 22.08.2020 размещена ссылка на социальный видеоролик, адресованный жителям Российской Федерации. При этом ссылка содержит переадресацию на сайт «protest27.ru», на котором размещена информация о планируемых в 2020 году мероприятиях в поддержку Сергея Фургала, призыв к участию в указанных мероприятиях жителей Хабаровского края, а также в иных мероприятиях, направленных на противодействие существующему политическому строю;

- 19.08.2020 размещена ссылка на видеоролик с акцией протеста, проходившей в Белоруссии. При этом в комментариях к публикации директором Организации Шныровой О.В. выражено одобрение («солидарность») событий, происходящих в Белоруссии и направленных против существующего политического строя;

- 19.03.2020 и 21.03.2020 размещены публикации, выражающие негативное отношение директора Организации Шныровой О.В. к процессу принятия поправок в Конституцию Российской Федерации;

Организацией проводился опрос респондентов на тему «ИЦГИ. Июль. Мониторинг трудовых прав в условиях смягчения мер противодействия COVID-19. Роль профсоюзов и женских НКО» (публикация от 30.04.2020 на странице директора Организации Шныровой О.В. (https://www.facebook.com/olgashnyrova, https://docs.google.com/forms/d/e/ FAIpQLSeJvxBTRMcFu1E3lo0rtYRWIYEOSSvMOAGyvVRg7voWZRTdmg/viewform?fbclid=IwAR1sLzdv6oymY94AwTElFhZz1DEQq050GuAkupNsFSzHtD9XphNZYKLNKI8).

Результаты проведенного опроса были систематизированы и представлены директором Организации Шныровой О.В. на Онлайн-конференции о защите прав работников в условиях пандемии коронавируса, проведенной Социал-демократической фракцией и Гендерной фракцией партии «Яблоко» как результат неэффективной политики лиц, стоящих у власти. В своем выступлении Шнырова О.В. акцентировала внимание на необходимых мерах противодействия существующему политическому строю, в частности отстаивании прав НКО в условиях расширения прав и полномочий органов власти и самоуправления (https://www.youtube. com/ watch?feature= youtu.be&v= mAuYLOJTXkw&app=desktop), а именно:

- с 1.28: Шнырова О.В. высказывает мнение о расширении полномочий полиции и негативном влиянии расширения на возможность отстаивания прав гражданского общества, а также о необходимости реагирования на политические изменения;

- с 1.29.42: Шнырова О.В. упоминает совещание, проводимое Путиным В.В. совместно с министрами, о социальных гарантиях, отмечает негативную реакцию населения на обсуждаемые на указанном заседании вопросы, сравнивает ситуацию в стране с «закипающим чайником», негативно оценивает ситуацию в стране в перспективе. Такой опрос не может являться научной деятельностью.

На youtube-канале Организации (https://www.youtube. com/watch?v=m-3FH32ETo0) 18.06.2018 года размещено видео «Семинар.Вступление». Тема семинара: «Рассмотрение явления феминистского отката: вытеснение женщины из различных сфер жизни общества, усиление традиционализма». В ходе семинара:

- с 3:12: Шнырова О.В. высказывает мнение о том, что ситуация в стране становится «более тревожной», в том числе Президентом подписываются декреты «ограничивающие возможности гражданского общества»;

- с 5:30 и 8:20: Шнырова О.В. призывает «повлиять на позицию Минтруда» относительно рассмотрения вопроса об ограничении прав женщин занимать определенные профессии.

На сайте Организации размещен перевод работы Стайтса Р. «Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм, большевизм» (переводчики с английского языка Школьников И.А. и Шнырова О.В., научный редактор Шнырова О.В.), а также статья Прогуновой Ю.М. (со ссылкой на источник: Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия История. Политология. Экономика. Информатика.2015. № 1 (198). Выпуск № 33) «Леоба: ученая монахиня, аббатиса, святая», которая в списке литературы содержит активную ссылку на статью Рябовой Т.Б. «Женщина в истории западноевропейского Средневековья». В данном переводе, а также статье Рябовой Т.Б. содержится информация об осуществлении данного издания при поддержке благотворительной организации Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамках Женской Сетевой программы (OSI/HESP). Деятельность Фонда Открытое общество (Open Society Foundation) признана нежелательной на территории Российской Федерации. (http://icgs.ru/templates/ protostar/images/ perevody/Women"s%201iberation_movement_in_Russia:%20feminism,_nehilism,_olshevism.pdf).

В проверяемый период Организацией реализована региональная программа Фонда Розы Люксембург «Социальная справедливость и региональная интеграция в России, Украине, Южном Кавказе, в Белоруссии и Молдове» согласно договору о сотрудничестве и целевом финансировании от 01.03.2020 между Филиалом Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в Российской Федерации Организацией от 01.03.2020. В рамках договора реализован проект «Проблема гендерного насилия на рабочем месте в России».

В проверяемый период Организацией заключен договор о сотрудничестве и целевом финансировании от 01.03.2021 Филиалом Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в Российской Федерации о проведении в марте 2021 года в городах Иваново и Плес совместно мероприятия по теме «Взаимодействие гражданских организаций для отстаивания прав женщин». Среди тем мероприятия предусмотрено, в том числе, проведение экспертного опроса целевой группы об опыте взаимодействия с органами власти и друг с другом с проведением онлайн-семинара по итогам. Вместе с тем, в данном случае имеет место проведение не просто опроса, а проведение целевого опроса, а также проведение онлайн-семинара по итогам.

2. Акт проверки № 20 от 23 апреля 2021 года, из которого (кроме изложенных выше сведений) следует, что в период с 2018 по 2021 год на банковские счета Организации неоднократно поступали денежные средства от иностранных источников в рублях и в иностранной валюте. В том числе: от представительства общества «Оксфам», филиала фонда Розы Люксембург (Германия), от Черновой А.В. (Украина), от Веселковой В.В. (Украина), от Вовк О.В. (Украина), от Агелеуовой А.Т. (Казахстан), от фонда «ALFRED TOEPFER» (Германия), от фонда «Fundacao Calouste …» (Португалия). За 2018 год общая сумма поступлений составила 179.761,43 рубля, за 2019 год – 1.329.441,30 рубля, за 2020 год – 2.990.446,48 рубля, за 2021 год (на дату проверки) – 500.000 рублей.

На момент проверки в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, сведения об Организации и до 29.09.2021, отсутствовали.

Согласно представленным материалам Управление МЮ России по Ивановской области пришло к выводу о том, что в ходе проведения проверки выявлены признаки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, а именно Организацией за проверяемый период получены денежные средства от иностранных источников; установлено осуществление Организацией политической деятельности, путем распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике; публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений; формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований и др.

В судебном заседании законному представителю Организации Шныровой О.В., а также защитникам Воронову С.В. и Каневской М.А. разъяснено право отвода судьи. Шныровой О.В., кроме этого, разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ. Заявлений об отводе судьи не поступило, права понятны.

Представитель Управления МЮ России по Ивановской области ФИО1 поддержала сведения, изложенные в протоколе об административном правонарушении, акте проверки и служебной записке.

Законный представитель Организации Шнырова О.В. пояснила, что не признает вины в инкриминируемом ей правонарушении. На протяжении всей деятельности на посту руководителя Организации осуществляла только научную, образовательную и просветительскую деятельность. Будучи кандидатом исторических наук, она высказывает публичные мнение относительно происходящих в обществе событий в разрезе истории. Политической деятельностью ее Организация не занималась и не занимается. Зафиксированные в акте проверки ее высказывания на личных Интернет-страницах (ВКонтакте и Фейсбуке) являются ее личными высказываниями как физического лица, а не руководителя Организации. Действительно, на Интернет-страницах содержится указание о том, что она является руководителем «Ивановского центра гендерных исследований», однако они указаны там в числе прочих, содержащих личные данные.

Защитники Воронов С.В. и Каневская М.А. полагали отсутствие в действиях Организации состава административного правонарушения. Пояснили, что публикации на личных интернет-страницах Шныровой О.В. содержат указания на ее действия в личном качестве, а не в качестве представителя Организации. Указание на личных интернет-страницах социальных сетей места работы является обычной практикой и не означает, что лицо действует от имени этой организации. Приведенная в акте проверки научная деятельность организации не относится к политической. Даже в случае если научная деятельность спряжена с критикой государственной политики и решений, она все равно является научной, а не политической. Согласно уставу Организации целями ее деятельности является развитие гендерных исследований и гендерного образования, развитие межкультурного диалога с организациями и учреждениями других стран, занимающихся гендерными исследованиями, путем установления научных и культурных связей. Для достижения уставных целей Организация осуществляет, в том числе, проведение исследований в сфере социальных наук, сотрудничество с другими общественными организациями, осуществляющими гендерное исследование. Вмешательство Министерства юстиции в деятельность Организации ограничивает реализацию прав на свободу объединений и свободу выражения мнений. Действия должностных лиц являются несоразмерными преследуемой цели, так как вынуждают Организацию использовать стигматизирующий термин «иностранный агент», что препятствуют эффективной реализации деятельности Организации.

Кроме этого, защитниками указано на наличие существенных нарушений закона, допущенных должностными лицами при производстве по делу об административном правонарушении. Так,

- в материалах дела об административном правонарушении отсутствует заявление гражданина, которое явилось бы законным основанием для проведения внеплановой проверки Организации (п.п.5 п.4.2 ст.32 ФЗ-294 от 26.12.2008), что является грубым нарушением при проведении проверки и влечет признание недопустимыми все полученные доказательства;

- при составлении протокола об административном правонарушении не выполнены требования ч.2 ст.28.2 КоАП РФ: указанные в протоколе дата и время правонарушения не соотносятся с актом проверки, место правонарушения не соответствует фактическому нахождению организации, отсутствует описание инкриминируемого правонарушения;

- Организация не была надлежаще извещена о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (копия конверта с извещением, возвращенного должностному лицу, не содержит указания на повторное направление адресату извещения);

- представителю Организации не были представлены акты (протоколы) осмотра интернет-страниц, проведенного при производстве проверки, такие акты в материалах дела отсутствуют, не содержится указания на них и в приложении к акту проверки, что является грубым нарушением при проведении проверки.

Частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В соответствии с п.6 ст.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Таким образом, для признания некоммерческой организации некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, необходимо наличие финансирования из иностранных источников и участие в политической деятельности на территории Российской Федерации, то есть участие в организации и проведении, а также финансировании политических акций в различных формах, направленных на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленных на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.

В силу п.2 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996, организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п.10 ст.13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Порядок введения реестра и бланка заявления утверждены Приказом Минюста России «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» № 223 от 30.11.2012. Пунктом 12 данного Порядка установлено, что заявление о включении некоммерческой организации в реестр представляется в Министерство или его территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

При принятии судом решения в судебном заседании были выслушаны мнения участников судебного заседания, исследованы материалы дела об административном правонарушении и дополнительно предоставленные сторонами. Кроме этого, при принятии решения судом исследовались материалы контрольного производства Управления МЮ России по Ивановской области, содержащие пометку «Для служебного пользования», которые в силу требований п.2 приложения 2 к приказу Минюста РФ от 07.10.2010 № 250 «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Минюсте России и его территориальных органах» не подлежат разглашению (распространению) без разрешения соответствующего должностного лица, уполномоченного относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения.

На момент проведения Управлением МЮ России по Ивановской области проверки, в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, сведения об Организации и до 29.09.2021, отсутствовали.

Предоставленные суду и исследованные доказательства позволяют сделать вывод о финансировании в период 2018-2021 годов Организации из иностранных источников – получении ею на банковские счета от организаций Германии, Португалии, а также физических лиц из Казахстана и Украины денежных средств в российской и в иностранной валюте в общей сумме свыше 5 миллионов рублей. Данные сведения участниками процесса в судебном заседании под сомнение не ставились.

При этом Организации в указанный период времени принимала участие в политической деятельности на территории Российской Федерации путем: распространения мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике, публичных обращений к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; участие в организации и проведении публичных мероприятий, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений, формировании общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения с обнародованием результатов или проведения иных социологических исследований.

К указанным выводам позволяет прийти анализ содержания публикаций на интернет-страницах Организации и Шныровой О.В. в социальных сетях. Содержание публикаций, доступных неограниченному кругу лиц, ссылки на которые содержатся в материалах дела, позволяет сделать уверенный вывод об участии Организации в политической деятельности в приведенных выше формах, а не только в научной, культурной и просветительской, как на это указывается стороной защиты.

Не могут быть приняты во внимание и доводы стороны защиты о том, что на личных интернет-страницах Шнырова О.В. размещала публикации как физическое лицо. Шнырова О.В. позиционировала себя как руководитель «Центра гендерных исследований», имела подписчиков на своих интернет-страницах, исчисляемых сотнями, ее публикации были доступны неограниченному кругу лиц.

Приведенные сведения, кроме содержащихся в материалах контрольного производства Управления МЮ России по Ивановской области, следуют, в том числе, из скриншотов интернет-страниц социальных сетей Шныровой О.В. и видеозаписей, исследованных в судебном заседании. Содержание скриншотов соответствует их описанию в акте проверки. Видеозаписи Онлайн-конференции о защите прав работников в условиях пандемии коронавируса и «Семинар.Выступление» содержат длительные монологи-выступления Шныровой О.В., содержащие оценку деятельности руководства страны, правильность принятия им политических решений, последствия такой деятельности и т.п. Данные высказывания не связаны с целями деятельности Организации, закрепленными в ее уставе. Отдельно стоит отметить, что видеозапись «Семинар.Выступление» размещено на youtube-канале самой Организации, а перед выступлением на Онлайн-конференции о защите прав работников в условиях пандемии коронавируса Шнырова О.В. представлена ведущим мероприятия именно как руководитель Организации. Обе видеозаписи размещены в Интернете в свободном доступе для просмотра неограниченному кругу лиц.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 08.04.2014 № 10-П, обязанность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, подать заявление о включении в соответствующий реестр не препятствует получению ею денежных средств и иного имущества от зарубежных и международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Не лишается она и возможности участия в политической деятельности, и тем самым не ставится в дискриминационное положение по сравнению с некоммерческими организациями, не получающими иностранного финансирования. Следовательно, возложение на некоммерческую организацию, выполняющую функции иностранного агента, обязанности до начала политической деятельности подать заявление о включении в соответствующий реестр направлено лишь на дополнительное обеспечение прозрачности (открытости) деятельности такой организации и не препятствует ей ходатайствовать о получении финансирования и получать его как от иностранных, так и от российских источников, а равно не означает дифференцированного отношения к некоммерческим организациям, участвующим в политической деятельности, в зависимости от целей, форм и методов этой деятельности. Указанная обязанность сама по себе не нарушает прав такой некоммерческой организации.

Судом не усматривается нарушение положений ст.29 Конституции Российской Федерации. Вмешательство в деятельность организации является соразмерным преследуемой цели, фактов чрезмерного вмешательства судом не установлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о доказанности вины Организации в инкриминируемом ей правонарушении и ее действия подлежат квалификации по ч.1 ст.19.34 КоАП РФ.

Оснований сомневаться в допустимости и достоверности представленных должностными лицами Управления МЮ России по Ивановской области доказательств, не имеется.

Существенных нарушений закона при проведении внеплановой проверки Организации и норм, регламентирующих производство по делу об административном правонарушении, допущено не было.

Внеплановая проверка Организации проведена с соблюдением требований ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Поводом для проведения проверки послужило обращение граждан в Управление МЮ России по Ивановской области, указывающее на наличие признаков осуществления деятельности иностранного агента в работе Организации.

Проверка проводилась уполномоченными должностными лицами и на основании соответствующего распоряжения Управления МЮ России по Ивановской области. С распоряжением о проведении проверки и актом, составленным по ее результатам, Шнырова О.В., как законный представитель Организации, была ознакомлена, его копию получила вместе с документами, указанными в приложении к акту проверки. Содержание публикаций в интернете приведены в материалах дела (в том числе в акте проверки) с указанием их интернет-адресов. С учетом их общедоступности для ознакомления и скачивания отсутствие указания на них в приложении к акту проверки суд не может расценить как грубое нарушение, влекущее недопустимость акта проверки в целом как доказательства. Кроме этого, скриншоты и видеозаписи были исследованы в судебном заседании.

Содержание протокола об административном правонарушении соответствует требованиям ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, в нем содержатся все сведения, необходимые для разрешения дела, в том числе время и место правонарушения и другие обстоятельства его совершения со ссылками на нормативные акты и описанием противоправных действий.

Что касается места совершения правонарушения, то по смыслу закона (ч.1 ст.19.34 КоАП РФ), объективная сторона данного административного правонарушения выражается в форме бездействия – неподаче заявления в уполномоченный орган о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В связи с этим местом правонарушения является юридический адрес Организации – (территория Ленинского района г.Иваново).

Дата и время совершения правонарушения в протоколе обозначены как 09.00 час. 30 сентября 2021 года, что не соответствует акту проверки, в котором зафиксированы выявленные нарушения закона. В этой части суд находит возможным уточнить дату и время правонарушения, указав их как 12.00 час. 23 апреля 2021 года, что соответствует времени составления акта проверки. Подобное уточнение не ухудшает положение привлекаемого к ответственности лица и не нарушает его право на защиту.

Вопреки доводам защитника Организация была надлежащим образом извещена о месте и времени составления протокола об административном правонарушении: извещением, направленным курьерской службой по месту регистрации, и извещением, направленным электронной почтой. Согласно почтовому конверту, вернувшемуся в Управление МЮ России по Ивановской области за истечением срока хранения, и сообщению курьерской службы, о поступлении почтового отправления Организация уведомлялась дважды (29.11.2021 и 09.12.2021), однако за отправлением ее представитель не явился. Требования Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 курьерской службой соблюдены. Суду также было представлено подтверждение извещения Организации по электронной почте. Шнырова О.В. в судебном заседании подтвердила принадлежность этого адреса электронной почте ей и использование его в работе.

Разрешая вопрос о мере административного наказания, его виде и размере, суду надлежит учитывать характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Главой 19 КоАП РФ правонарушения, предусмотренные ст.19.34 КоАП РФ, отнесены к правонарушениям против порядка управления.

Санкция ч.1 ст.19.34 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Принимая во внимание положения ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости назначения Организации наказания в виде административного штрафа в минимальном размере.

На основании изложенного и руководствуясь ч.1 ст.19.34, ст.ст.25.1, 29.10, 30.1-30.3, ч.3 ст.32.4 КоАП РФ,-

П О С Т А Н О В И Л :

Ивановскую областную общественную организацию «Центр гендерных исследований», зарегистрированную по адресу: (ИНН 3729026725), признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 300.000 (трехсот тысяч) рублей.

Штраф перечислить по реквизитам: получатель платежа УФК по Ивановской области (Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области, л/с 04341880090), расчетный счет 03100643000000013300, Отделение Иваново банка России, БИК 012406500, корреспондентский счет банка 40102810645370000025, ОКТМО 24701000, КБК 31811601191019000140, назначение платежа: административный штраф по делу № 5-50/2022, УИН 0.

Согласно ст.32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст.20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный ст.32.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Ленинского районного

суда города Иваново Э.А. Богомолов