Копия
№5-510/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Московская область, г. Реутов |
Реутовский городской суд Московской области, находящийся по адресу <...>, в составе судьи Сидоренко О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении заместителя главы Администрации городского округа Реутов ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в Реутовский городской суд <адрес> от мирового судьи судебного участка № Реутовского судебного района <адрес> поступили материалы дела с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора <адрес>ФИО4 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ур. <адрес>а <адрес>, зарегистрированного по месту жительства в <адрес>, как должностного лица, являющегося заместителем главы Администрации городского округа Реутов (143966, <адрес>, <данные изъяты> Глава <адрес>: ФИО1).
О месте и времени рассмотрения дела должностное лицо прокуратуры, возбудившее дело об административном правонарушении, извещено, в судебном заседании присутствует.
О месте и времени рассмотрения дела привлекаемое лицо извещено, направило представителя. Отводов и ходатайств не заявлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также возможность его рассмотрения председательствующим судьей, нет.
Из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что обязанность доказывания правомерности требований в запросе прокурора лежит на прокуроре, возбудившем дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, а суду необходимо исследовать вопрос о законности, обоснованности запроса и правильности указания адресата, поскольку ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ наступает лишь в случае неисполнения только законных требований прокурора и только у лица с соответствующей компетенцией и должностными обязанностями. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Как следует из постановления от ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора <адрес> советника юстиции ФИО4 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ФИО2, замещающего должность муниципальной службы, в прокуратуре <адрес> на постоянном контроле находится «исполнение пунктов по решению оперативного совещания от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного в прокуратуре <адрес>, о возведении пожарного депо в городе Реутов». Копия протокола совещания приобщена к делу (л.д. 4-6).
Прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы <адрес> направлен запрос (л.д. 7) о предоставлении еженедельной информации, в которой необходимо отражать ход возведения фундамента пожарного депо, предусмотренного трехсторонним соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, с предоставлением подтверждающих документов. Из постановления прокурора следует, что информация от застройщика о ходе строительства регулярно перенаправляется в прокуратуру за подписью заместителя Главы Администрации <адрес>ФИО2 (л.д. 8-10), который, однако, не сопровождает информацию подтверждающими документами. В постановлении прокурора указано, что умышленное невыполнение требований прокурора в части предоставления подтверждающих документов произошло ДД.ММ.ГГГГ по месту выполнения ФИО2 его обязанностей муниципальной службы в <адрес>.
В содержащихся в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ объяснениях ФИО2 сообщил, что не согласен с вынесенным постановлением, т.к. он передал в прокуратуру все, что получено ДД.ММ.ГГГГ от одного из руководителей Группы компаний «Гранель».
В ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливаются пределы полномочий органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О пожарной безопасности в <адрес>» Администрация г.о. Реутов отвечает только за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара посредством реализации полномочий органов местного самоуправления.
В соответствии с Уставом городского округа <адрес>, утвержденным решением городской Думы <адрес> МО от ДД.ММ.ГГГГ№, к вопросам местного значения <адрес> относятся, в т.ч. обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города. Финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа Реутов является расходным обязательством городского округа Реутов и осуществляется за счет средств бюджета городского округа Реутов, в порядке, предусмотренном Положением об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования городской округ Реутов, утвержденным решением городского округа Реутов МО от ДД.ММ.ГГГГ№-НА. Однако непосредственное строительство пожарных депо не является обязанностью администраций муниципальных образований, соответственно отсутствующая обязанность означает отсутствие как бюджетного обязательства, так и целевого или иного финансирования. В соответствии с государственной программой <адрес> «Безопасность Подмосковья» на 2017-2024 годы», утвержденной Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ№, муниципальным образованиям <адрес> из бюджета <адрес> предоставляются межбюджетные трансферты на проведение проектно-изыскательских работ для возведения пожарных депо из быстровозводимых модульных конструкций полной заводской готовности.
В нормативном документе «СП 11.13130.2009. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утв. Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что органы исполнительной власти (администрация) населенных пунктов в вопросе определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны предоставляют в подразделение МЧС исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны. Таким образом, только МЧС РФ несет ответственность за выбор места дислокации подразделений пожарной охраны, в т.ч. пожарного депо. В ведении же Администрации г.о. Реутов находится инициирование землеустройства и получение по его итогам землеустроительной документации на указанные МЧС места дислокации подразделений пожарной охраны (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве»). Таким образом, суд учитывает, что органы местного самоуправления реализуют полномочия по оказанию содействия органам государственной власти субъектов РФ в надлежащей организации пожарной безопасности в границах территории городского округа.
Поскольку имущество, предназначенное для ликвидации и тушения пожаров, ни в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», ни в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не может быть отнесено к собственности муниципальных образований, обязанности построить объект – пожарное депо за счет муниципальной казны у Администрации городского округа Реутов не имеется.
Из материалов дела, а также информации открытого доступа, в т.ч. предоставляемой в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», следует, что «возведение пожарного депо» и, следовательно, документирование строительства не относится к обязанностям и полномочиям (в т.ч. контрольным) Администрации г.о. Реутов, соответственно, должностные лица администрации не обязаны располагать подтверждающими ход строительства документами. ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) между <адрес> и ООО «Специализированный застройщик «Гранель Гранит». Предметом Соглашения является реализация застройщиком на территории микрорайона 10А городского округа <адрес> инвестиционного проекта по строительству объектов жилого и нежилого назначения, в том числе пожарного депо и пожарного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, проектируемый проезд 4305 (микрорайон 10А), на земельном участке площадью 2840 кв. м с кадастровым номером 50:48:0030303:19, с соответствующим видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. В соответствии со статьей 6 упомянутого закона только требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Предоставление сведений по обращениям органов прокуратуры на основании статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляется при получении обладателем информации (в терминах Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») от органов прокуратуры надлежаще оформленного запроса, содержащего соответствующие законодательству РФ обоснование, мотив и цель, связанные с исполнением обязанным лицом его полномочий, определенных законом.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит только обязанное законом должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Таким образом, поручение должностным лицом подготовки ответа на запрос прокурора другим лицам, не возлагает административную ответственность на фактического исполнителя, поскольку обязанность представить ответ на запрос прокуратуры, а также проконтролировать его исполнение лежит только на лице, которому данный запрос адресован, либо временно исполняющему обязанности адресата. В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, из чего следует, что не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, непредставление должностным лицом по запросу прокурора информации, не связанной непосредственно с обязанностями этого должностного лица или уставной деятельностью исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, в котором должностное лицо де-юре не может иметь перед прокурором служебных обязанностей выше компетенции этого органа.
В письме Генпрокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ обращается внимание подчиненных территориальных прокуроров о недопустимости нарушения Приказа Генпрокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» в части необходимости исключения из практики случаев истребования излишних материалов, документов и сведений, которые должны быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверок лиц, непосредственно обладающих необходимой информацией в силу закона.
Учитывая изложенное, неисполнение запроса прокуратуры органом управления муниципального образования о предоставлении сведений и материалов для анализа в прокуратуре состояния производственных процессов коммерческой организации, имеющей соглашение с <адрес> (копия протокола от ДД.ММ.ГГГГ оперативного совещания в прокуратуре, л.д. 11-12), находится вне сферы административной ответственности и компетенции муниципального образования, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, для должностных лиц органов управления муниципального образования. Т.е. в описанном в постановлении прокурора случае должностные лица органов управления муниципального образования не могут быть субъектами указанного административного правонарушения.
Вышеуказанная правовая позиция также изложена в «Методических рекомендациях «Привлечение к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора», опубликованных на официальном сайте Генпрокуратуры РФ (текст рекомендаций доступен также в СПС К+).
Таким образом, суд не считает правильной квалификацию действий ФИО2 по ст. 17.7 КоАП РФ (п. 1 резолютивной части постановления). Проверяя законность постановления прокурора в полном объеме, суд не соглашается и с п. 2 резолютивной части постановления о том, что дело подлежит рассмотрению мировым судьей.
Согласно Уставу городского округа <адрес> (утв. решением городской Думы <адрес> МО от ДД.ММ.ГГГГ№, ред. от ДД.ММ.ГГГГ) муниципальное образование городской округ <адрес> является самостоятельным муниципальным образованием в составе <адрес> и не входит в состав других муниципальных образований. Администрация городского округа Реутов входит в структуру органов местного самоуправления города, является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным в соответствии с Уставом собственной компетенцией в решении вопросов местного значения, а также осуществляющим отдельные переданные органам местного самоуправления государственные полномочия. Заместитель главы Администрации городского округа Реутов замещает должность муниципальной службы в <адрес> категории «руководители» согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в <адрес>».
Санкция ст. 17.7 КоАП РФ для должностных лиц предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года. Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 17.7, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, возбужденное постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора <адрес>ФИО4 в отношении заместителя главы Администрации городского округа Реутов ФИО2, производством прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Реутовский городской суд Московской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Федеральный судья /подпись/ О.Г. Сидоренко
Копия верна
Судья: Секретарь: