ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-5112/2021 от 24.12.2021 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №5-5112/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Ульяновск 24 декабря 2021 года

Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска Анциферова Н.Л., при секретаре Евстигнеевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении

Паничкина С.А., <данные изъяты> ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные административные правонарушения,

привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

В отношении Паничкина С.А. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, согласно которому нарушены требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе внеплановой документарной проверки соблюдения обязательных требований, установленных законодательством в области государственной охраны объектов культурного наследия в отношении Паничкина С.А., являющегося собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, которому было выдано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома на данном земельном участке, выявлены нарушения требований ст.ст. 31 и 28 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», выразившиеся в том, что до начала ведения строительных работ на данном земельном участке не была проведена историко-культурная экспертиза на данный земельный участок, для определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.

В судебное заседание Паничкин С.А. не явился, извещался.

Представитель Паничкина С.А. – Гражевич Ю.Ю. в судебном заседании с правонарушением не согласилась. Пояснила, что Паничкин С.А. стал собственником данного участка на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее собственником являлся ЖСК «<данные изъяты>». Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска ЖСК «<данные изъяты>» выдано разрешение на строительство . Начало строительства ознаменовалось сносом объекта недвижимости на нем ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом. Историко-культурная экспертиза должна проводиться до начала земляных и строительных работ. Просила производство по делу прекратить, так как в действиях Паничкина С.А. отсутствует состав правонарушения.

Выслушав представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Объективная сторона вышеуказанного правонарушения связана с действиями, направленными на нарушение законодательства в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что входе мероприятий по контролю за сохранением объектов культурного наследия ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом департамента государственного контроля и судебного представителя управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области ФИО1, был осуществлен выезд по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка: ). Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельным участке с кадастровым номером , ведутся строительные работы, возведен первый этаж из кирпича.

Из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска следует, что разрешение на строительство на земельный участок с кадастровым номером выдано Паничкину С.А. от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Правительства Ульяновской области была проведена внеплановая документарная проверка физического лица Паничкина С.А.

В ходе внеплановой документарной проверки физического лица было выявлено нарушение обязательных требований, установленных абз. 9 ст. 28 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». На момент составления акта документы о проведении государственной историко-культурной экспертизы по определению наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельным участок с кадастровым номером у Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области отсутствуют.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Паничкиным С.А. и ЖСК «<данные изъяты>» в лице ФИО2, был заключен договор купли-продажи земельного участка.

Согласно п. 1 договора продавец продал, а покупатель купил следующее недвижимое имущество: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: среднеэтажная жилая застройка, общая площадь 1008 кв.м по адресу: <адрес>, кадастровый , существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрировано.

Из представленного акта от ДД.ММ.ГГГГ осмотра местонахождения объекта недвижимости следует, что кадастровым инженером ФИО3 произведен осмотр местонахождения объекта – жилого дома с кадастровым номером по адресу: <адрес>. В результате осмотра выявлено: объект – жилой дом уничтожен (снесен).

Согласно сведениям из ЕГРН за Паничкиным С.А. было зарегистрировано право собственности на земельный участок кадастровый номер , площадью 1008 кв.м.

Ранее, ДД.ММ.ГГГГ разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по данному адресу было выдано ЖСК «<данные изъяты>».

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в целях, в том числе определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, землях лесного фонда или в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земельные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

До утверждения в соответствии с пп. 34.2 п. 1 ст. 9 границ территорий, экспертиза проводится в соответствии с абз. 9 ст. 28 настоящего Закона в редакции, действовавшей до 04.08.2018.

Положения абз.9 ст.28 названного Федерального закона предусматривают, что государственная историко-культурная экспертиза проводится с целью определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, а также работ по использованию лесов, указанных в ст.30 Федерального закона N 73-ФЗ и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

Поскольку границы территории, на которой расположен данный земельный участок не утверждены в соответствии с п. 34.2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», то применяется положения абзаца абз. 9 ст. 28 вышеуказанного ФЗ, введенного Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ в следующей редакции: государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в целях, в том числе определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 31 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 (ред. от 10.03.2020) «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее - заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 года N 256-Г1 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон» утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск» с описанием указанных границ (приложение N 1) и режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон (приложение N 2).

Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.

В соответствии с п. 1 ст. 15 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

В п.3 указано, что сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При таких обстоятельствах вина Паничкина С.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, не доказана.

Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного производство по делу об административном правонарушении в отношении Паничкина С.А. подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу в отношении Паничкина С.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд.

Судья Н.Л. Анциферова