ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-512/19 от 23.08.2019 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 августа 2019 года <адрес>

Судья Советского районного суда <адрес> Магомедов И.М., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренногост.8.2 КоАП РФ, в отношенииООО Сем плюс» (супермаркет «Семерочка»), расположенного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Руководителем Центрального межрайонного управления по экологии и природопользованию — старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Дагестан ФИО2направил в суд для рассмотрения материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО Сем плюс» (супермаркет «Семерочка»), расположенного по адресу: <адрес>., для решения вопроса о привлечении Общества к административному наказанию, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам конкурсного отбора, согласно требованиям действующего законодательства РФ, ООО УК «Лидер» Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан было подписано Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан (в зонах Центральный-1 и Центральный-2), определяющее, в том числе права и обязанности его сторон, порядок деятельности регионального оператора. Статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен ответчику на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с условиями указанного Соглашения Региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств в полном объеме не позднее 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором утвержден тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.

Единый тариф на услугу по обращению с ТКО был установлен постановлением Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 20.12.2018г. .

Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.641 (вместе с «Правиламиобращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Правила ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Виды (классификация) твердых коммунальных отходов представлены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, и являются едиными для физических и юридических лиц.

В силу пункта 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ» (вместе с «Правилами обращениями с твердыми коммунальными отходами»), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Собственники твердых коммунальных отходов, в силу части 4 статьи 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Таким образом, в силу прямого указания закона следует, что все собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами только с региональным оператором. Данная позиция также закреплена в разъяснительном письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-МП/04.

Согласно статье 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц,обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Правила ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилыхпомещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Виды (классификация) твердых коммунальных отходов представлены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, и являются едиными для физических и юридических лиц.

В силу пункта 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ» (вместе с «Правилами обращениями с твердыми коммунальными отходами»), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Собственники твердых коммунальных отходов, в силу части 4 статьи 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Таким образом, в силу прямого указания закона следует, что все собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами только с региональным оператором. Данная позиция также закреплена в разъяснительном письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-МП/04.

Согласно статье 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц.

Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, федеральными законами на юридических и физических лиц, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, возложена обязанность по заключению договоров на обращение с ТКО с региональным оператором.

На основании письма регионального оператора - ООО УК «Лидер» от 23.05.2019г. установлено, что ООО «Сем плюс» (Супермаркет «Семерочка») не заключило договор на обращение с ТКО с ООО УК «Лидер».

Таким образом, в действиях (бездействиях) ООО «Сем плюс» (Супермаркет «Семерочка») усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях -несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В судебном заседании представитель Министерства ФИО2 по доверенности просил привлечь Общество к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

В судебное заседание ООО «Сем плюс» своего представителя не направило, хотя надлежащим образом Общество было извещено о времени и о месте рассмотрения дела.

Выслушав мнение представителя Министерства природных ресурсов и экологии РД, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Действия OOО«Сем плюс» Супермаркет Семерочка» квалифицированы пост. 8.2. КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, характеризуется противоправным действием (бездействием) которое выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Министерство считает, что ООО «Сем плюс» Супермаркет Семерочка» виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, то есть не заключении договора на обращение с ТКО с ООО УК «Лидер».

Между тем, суд не может согласиться с такими выводами Министерства по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Согласно п. 2 ст. 13 Закона об отходах производства и потребления, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела об административном правонарушении, Региональным оператором ООО УК. «Лидер», в официальных источниках: на официальном сайте mc-lider.ru; газете «Новое дело» от 01.02.2019г.; газете «Дагестанская правда» от 13.03.2019г. были опубликованы уведомления об обязанности заключения договора и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, что является публичной офертой, в соответствии, со статьей 437 Гражданского кодекса Российской. Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол, разногласий к проекту договора) в течении тридцати дней со дня получения оферты.

Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Согласно пункта 8(4) Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1094 «О порядке заключения договора на оказание услуг по обращению с твердимы коммунальными отходами» основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В пункте 8 (17) данного Постановления указано, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

С учетом приведенных норм закона, прихожу к выводу, что заключение договора с ООО «Сем плюс» Супермаркет Семерочка» не требуется, договор считается заключенным с момента извещения потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

При таких обстоятельствах вывод Министерства о виновности Общества о не заключении договора Обществом с ООО УК «Лидера» на оказание услуг по обращению с ТКО является противоречащим закону, следовательно, признать доказанным наличие в действиях (бездействии) общества объективной стороны вменяемого административного правонарушения нельзя. Иные доказательства, подтверждающие наличие события вменяемого обществу правонарушения, Министерством не представлены. Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Таким образом, оснований для привлечения Общества по указанной статье КоАП РФ не имеется.

В силу частей 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

Оценив с учетом приведенных процессуальных требований, имеющиеся в деле доказательства, установив юридически значимые по делу обстоятельства, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ООО «Сем плюс» Супермаркет Семерочка» события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО«Сем плюс» Супермаркет Семерочка» прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение 10 суток со дня вручения.

Судья И.М. Магомедов