Дело № 5-512/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
12 марта 2021года
Заднепровский районный суд г. Смоленска, расположенный по адресу: <...>, в составе председательствующего судьи Дворянчикова Евгения Николаевича, при секретаре Васюковой Д.Ю., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении
ООО «Транспоставка» (далее по тексту постановления - Общество, Предприятие, ООО), расположенного по адресу: <адрес> (ИНН №, КПП №, ОГРН №, ОКПО №),
у с т а н о в и л :
ООО «Транспоставка» виновно в административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ - то есть в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании, количестве грузовых мест и о массе брутто товаров при помещении товаров под процедуру таможенного транзита, совершенном при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ на Обнинский таможенный пост Калужской таможни перевозчиком ООО «Транспоставка» были поданы транзитная декларация №, транспортная накладная международной перевозки - CMR от ДД.ММ.ГГГГ., инвойс № от ДД.ММ.ГГГГ. на товар, перевозимый в адрес получателя - СВХ ООО «Е+» (зона деятельности ОТОиТК № Ярцевского таможенного поста Смоленской таможни), в контейнере № на транспортном средстве с госномером № - «товары народного потребления» (товар в ассортименте), общим весом 13334,00кг, в количестве 948 грузовых мест, общей стоимостью 17915, 76 USD. Те товары перевозились в режима таможенного транзита. Согласно сведениям, содержащимся в декларации на товары №, было заявлено 6 товаров.
А именно, в графе 31 заявлены сведения о товарах:
«гирлянды новогодние электрические…», в количестве 787 мест, весом брутто 2438,90кг.; «посуда из тонкой керамики…», в количестве 26 мест, весом брутто 3110,00кг.; «изделия декоративные из керамики…», в количестве 22 мест, весом брутто 3970,50кг.; «лампы светодиодные, бытовые с цоколем, вмонтированные в стеклянный корпус, для подключения к осветительному электрооборудованию, тип цоколя G4…», в количестве 3 мест, весом брутто 45,50кг.; «прожектор электрический светодиодный…», в количестве 72 мест, весом брутто 218,80кг.; «кабели телекоммуникационные (типа витая пара) для передачи цифровых данных (сети Интернет) на расстоянии, без разъемов…» в количестве 38 мест, весом брутто 3550,30кг.
В результате проведенного ДД.ММ.ГГГГ таможенного досмотра было установлено, что в контейнере № транспортного средства с госномером № находилось 948 грузовых мест, общим весом брутто 13340,5кг., из которых: «электрические гирлянды…» различных размеров и цветов с различной маркировкой, изготовленные из разных материалов в количестве 611 грузовых мест, в которых находится 36563 шт. изделий, общим весом брутто 9615 кг.; «электрические проекторы» -1980шт., 882,5кг., 80 мест; «светодиодные кабели» - 15 бобин по 100 метров, 202кг., 15 мест; «электрические светильники» - 4292шт., 1524,5кг., 183 места; «лампы электрические…» - 13000шт., 63 кг., 8 мест; «электрические удлинители» - 25100шт., 1053,5кг., 51 место.
Таким образом в ходе досмотра было установлено, что количество товара - «электрические гирлянды…» на 7176,1 кг. превышает вес брутто данного товара, заявленного в вышеупомянутых товаросопроводительных документах по товару № 1 «гирлянды новогодние электрические…», и количество товара «лампы электрические…» на 17,5кг, превышает вес брутто, указанного в товаросопроводительных документах по товару № 4 «лампы…». Остальные товары, заявленные в вышеупомянутой декларации на товары, отсутствуют. Кроме того, в вышеупомянутом контейнере был обнаружен товар, сведения о котором в товаросопроводительных документах отсутствуют, а именно, 337 грузовых мест с товаром: «электрические проекторы» - 1980шт, 882,5кг., 80 мест; «светодиодные кабели» - 15 бобин по 100 м., 202кг, 15 мест; «электрические светильники» - 4292шт., 1524,5кг., 183 места; «электрические удлинители» - 25100шт., 1053,3кг., 51 место.
Товар, явившейся предметом административного правонарушения («электрические гирлянды...», в количестве 29906 шт. общим весом 7176,1 кг., «электрические проекторы», в количестве 1980 шт., общим весом 882,5 кг.; «светодиодные кабели», в количестве 15 бобин по 100 метров, общим весом 202 кг.; «электрические светильники», в количестве 4292 шт., общим весом 1524,5 кг.; «лампы электрические», в количестве 968 шт., общим весом 17,5 кг.; «электрические удлинители», в количестве 25100 шт., 1053,5 кг., изъят 28.10.2020г. и передан по акту приема передачи от 28.10.2020г. на СВХ ООО «Е+» (<адрес>).
На основании изложенного, сотрудниками Смоленской таможни ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено дело в отношении фирмы-перевозчика о нарушении таможенных правил, выразившимся в предоставлении в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании и количестве грузовых мест, о массе товаров при помещении товара на СВХ, путем представления недействительных документов по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ.
В стадии административного расследования от директора ООО «Транспоставка» было получено письмо, из которого следует, что обязанности перевозчика ему известны. Перевозка товаров производилась на основании контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. из Китая. Погрузка товаров осуществлялась на фабрике отправителя в Китае в отсутствие представителей ООО «Транспоставка». Наименование, вес, количество погруженного товара указывались в товаросопроводительных документах, сведения о которых перевозчик ООО «Транспоставка» проверить не имел возможности, так как контейнер был опломбирован. Водитель, управляющий вышеуказанным транспортным средством, на котором перевозился товар, с инструкцией и правилами международных перевозок знаком, он присутствовал при приеме загружаемого контейнера и получал на руки товаросопроводительные документы, но содержимое контейнера не проверял из-за его опломбирования. Никаких сведений по помещению в контейнер посторонних предметов руководство ООО «Транспоставка» водителю не давало. При помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита ООО «Транспоставка» заявило сведения о наименовании, весе и количестве товара в соответствии с товаросопроводительными документами. Руководитель Общества полагает, что причиной совершения данного административного правонарушения явилась ошибка, допущенная отправителем товара. Вину Общества его руководитель не признал.
Также в стадии административного расследования были опрошены в качестве свидетелей - таможенные инспекторы ФИО и ФИО1, из показаний которых следует, что при проведении досмотра было установлено, что фирма-перевозчик «Транспоставка» предоставила в таможенный орган недостоверные сведения о наименовании и количестве грузовых мест и весе товаров при помещении товара на СВХ, помимо заявленного в товаросопроводительных документах товара наличествовали товара: «электрические гирлянды...», в количестве 29906 шт. общим весом 7176,1 кг., «электрические проекторы», в количестве 1980 шт., общим весом 882,5 кг.; «светодиодные кабели», в количестве 15 бобин по 100 метров, общим весом 202 кг.; «электрические светильники», в количестве 4292 шт., общим весом 1524,5 кг.; «лампы электрические», в количестве 968 шт., общим весом 17,5 кг.; «электрические удлинители», в количестве 25100 шт., 1053,5 кг.
Вина руководства Предприятия также подтверждается:
копиями товаросопроводительных документов (транзитной декларации, товарно-транспортная накладной, инвойса) - о количестве и ассортименте задекларированного перевозимого груза (л.д.19-26);
копией подтверждения о прибытии (л.д.28);
актом таможенного досмотра - контейнера № транспортного средства с госномером № (л.д.29-94);
протоколом изъятия (л.д.95-103);
актом приема-передачи имущества на хранение на СВХ (л.д.104);
В судебном заседаниипредставитель Предприятия вину руководства Общества во вменяемом деянии не признал, выразив мнение об отсутствии в действиях сотрудников ООО состава правонарушения, по существу аналогичное мнению, отражённому в письменном ответе директора Общества, направлявшегося в Смоленскую таможню. В связи с этим представитель Предприятия просил прекратить производство по делу за отсутствием состава правонарушения.
Суд учёл, что в силу норм (п.п.34 п.1 ч.2 ТК ЕАЭС), под таможенной процедурой понимается совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия и порядок использования товаров на таможенной территории Союза или за её пределами.
Согласно п.1 ст.142 ТК ЕАЭС, таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления устанавливает срок, в течение которого товары должны быть доставлены от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения (п.1 ст.144 ТК ЕАЭС).
Действие таможенной процедуры таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки товаров, определенное таможенным органом отправления (п.1 ст.151 ТК ЕАЭС).
Из положений подпункта 26 пункта 1 ст.2 ТК ЕАЭС следует, что под перевозчиком понимается лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем по таможенной территории Союза.
Обязанность по обеспечению сохранности товаров при перевозке с применением таможенной процедуры таможенного транзита в соответствии с нормами ТК ЕАЭС возложена на перевозчика. Требование доставить товары в место их доставки является одним из основных требований таможенной процедуры таможенного транзита.
Согласно ст.150 ТК ЕАЭС, при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, за исключением случая, указанного в п.2 ст.150 ТК ЕАЭС обязан: доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен; обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации, если они применялись; не допустить разгрузку, перегрузку (перевалку) и совершение иных грузовых операций с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замену транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случая, предусмотренного п.2 ст.148 ТК ЕАЭС.
В соответствии с ч.3 ст.84 ТК ЕАЭС ответственность в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС за заявление недостоверных сведений, указанных в ТД №, несет декларант, то есть ООО «Транспоставка».
Из положений ст.154 ТК ЕАЭС следует, что в случае неисполнения обязанностей при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в том числе, в случаях недоставке части товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого выявлено нарушение.
Согласно п.1 ст.100 ТК ЕАЭС, для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, предоставляет таможенному органу транспортные (перевозочные) средства, коммерческие и (или) иные таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения.
В силу ст.107 п. 1 ТК ЕАЭС следует, что в транзитной декларации подлежат указанию основные сведения о товарах, в том числе сведения о наименовании, количестве, стоимости, о весе брутто товаров.
Согласно ст.3 Конвенции о договоре международной перевозки грузов перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки.
При принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировке и номеров. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность этих записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.
Положения ст.ст.8, 36, 39 Конвенции МДП прямо предусматривают ответственность перевозчика перед таможенными органами.
Согласно ст.8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной, относительно числа грузовых мест, их маркировки и номеров.
В силу положений Конвенции КДПГ, водитель при погрузке груза в транспортное средство вправе осуществлять контроль за количеством, наименованием загружаемого товара. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.
Как следует из ст.11 международной Конвенции дорожной перевозки грузов отправитель груза обязан до его передачи присоединить к накладной или представить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей. Ответственность же за настоящее правонарушение должно нести ООО «Транспоставка».
Суд учёл, что в силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых нормами КоАП РФ (в частности) предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Под недействительными документами понимаются документы, содержащие недостоверные сведения - документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, несоответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного, однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными.
При определении размера и вида наказания, которому следует подвергнуть ООО «Транспоставка», суд учитывает, что объективных обстоятельств, препятствовавших выполнению перевозчиком таможенных обязанностей, не было. Водитель ООО был проинструктирован об обязанностях перевозчика при международной перевозке товаров.
У перевозчика имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в частности осуществление более тщательного контроля за погрузкой товара, либо внесение обоснованных оговорок в графу 18 CMR, но перевозчик не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
При определении размера и вида наказания, которому следует подвергнуть Предприятие, суд учитывает, что не имеется сведения о том, что данное Общество ранее в течение 1 года привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние. В связи с вышеизложенным считает возможным не подвергать правонарушителя штрафу, но произвести конфискацию всего товара, явившегося предметом правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 29.1 -29.9 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
ООО «Транспоставка» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде конфискации всего товара, явившегося предметом правонарушения, без штрафа.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Смоленский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Заднепровский районный суд г. Смоленска.
Председательствующий