ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-516/19 от 28.05.2019 Северского районного суда (Краснодарский край)

к делу №5-516/19

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

ст. Северская Краснодарского края 28 мая 2019 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Таран А.О.,

при секретаре Проскуряковой И.М.,

с участием представителя Управления государственной

охраны культурного наследия администрации

Краснодарского края Соловьева А.В.,

действующего на основании доверенности №01-08-228/19 от 21.03.2019 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, поступившего из Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края в отношении главы муниципального образования Северский район Краснодарского края Джарима Адама Шахметовича, 11.10.1965 года рождения, уроженца аула Панахес Тахтамукайского района Республики Адыгея, зарегистрированного и проживающего по адресу: <...> привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ,

установил:

Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края в период времени с 03.05.2018 года по 31.05.2018 года проведена плановая выездная проверка юридического лица – администрации муниципального образования Северский район, в ходе которой установлено, что 30.08.2017 года на основании постановления главы администрации МО Северский район от 15.08.2017 года № 1090 между администрацией МО Северский район в лице главы МО Северский район Джарима А.Ш. и К.Е.В. , К.Л.А. заключен договор аренды земельного участка № 2600008347 по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м. Указанный земельный участок расположен на территории выявленного объекта археологического наследия – «Городище «Львовское» 13», с. Львовское, между Покровским кладбищем (0,8 км) и могильником «Львовский 11» (0,7 км). Указанный объект охраняется государством в соответствии со ст. 16.1 Закона № 73-ФЗ, включен в перечень выявленных объектов культурного наследия распоряжением комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 21 мая 1996 года № 11-1-р. Вопреки требованиям ст. 50.1 Закона № 73-ФЗ0 договор аренды земельного участка от 30.08.2017 №2600008347 не содержит сведений о нахождении в границах земельного участка объекта археологического наследия и об обязанности лица, к которому переходит имущественное право на указанный земельный участок, выполнять установленные Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ требования в отношении объекта культурного наследия.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен должным образом, о причинах неявки не сообщил. Представитель должностного лица – главы муниципального образования Северский район Краснодарского края Джарима А.Ш. – Юрченко Е.Е., в судебное заседание не явилась, направив в адрес суда ходатайство об отложении слушания дела в связи с ее госпитализацией.

Представитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края Соловьев А.В. в судебном заседании возражал против отложения судебного заседания, так как представителем должностного лица – главы муниципального образования Северский район Краснодарского края Джарима А.Ш. – Юрченко Е.Е. неоднократно срываются судебные заседания, доказательств уважительности причин неявки последней не представлено, полагал, что представитель лица, привлекаемого к административной ответственности намерено затягивает рассмотрение дела с целью истечения срока привлечения главы муниципального образования Северский район Краснодарского края к административной ответственности. Настаивал на рассмотрении дела по существу, просил суд привлечь должное лицо - главу муниципального образования Северский район Краснодарского края Джарима А.Ш. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Учитывая то обстоятельство, что представителем лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не представлено доказательств уважительности причины неявки, дело подлежит рассмотрению в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и его представителя.

Выслушав представителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края Соловьева А.В., исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.

В период с 03.05.2018 года по 31.05.2018 года Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края была проведена плановая выездная проверка юридического лица – администрации муниципального образования Северский район. В ходе вышеуказанной проверки установлены факты предоставления администрацией муниципального образования Северский район Краснодарского края в аренду земельных участков в границах территории объектов культурного наследия без согласования с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края и нарушения требований, предусмотренных ст. 50.1 Закона №73-ФЗ, в связи с чем, в отношении должностного лица – главы муниципального образования Северский район Краснодарского края Джарима А.Ш. ведущим специалистом 2 разряда отдела правового сопровождения государственного надзора и учета объектов культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края Т.В. Кожевниковой составлен протокол №59 об административном правонарушении от 25 июня 2018 года (л.д. 3-6).

Как следует из материалов дела, 30.08.2017 года на основании постановления главы администрации муниципального образования Северский район № 1090 от 15.08.2017 года, между администрацией муниципального образования Северский район в лице главы района Джарима А.Ш. и К.Е.В. , К.Л.А. был заключен договор аренды земельного участка № 2600008347 с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, общей площадью <...> кв.м., на срок до 09.11.2025 года, для эксплуатации складов, склада ГСМ, конторы, гаража, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 14.09.2017 года (л.д. 35-46).

На момент проведения проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:26:0703014:36 расположен в пределах охраняемой территории объекта археологического наследия – «Городище «Львовское 13». На момент проверки на территории земельного участка располагались строения старой сельскохозяйственной базы. Новое строительство не велось.

В соответствии со ст. 53 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных.

Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения; объекты культурного наследия регионального значения; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения.

В силу п. 3 и п. 4 ст. 9.2 указанного Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Согласно ст. 11 Закона Краснодарского края от 23 июля 2015 года № 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края», разработки и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия в установленном федеральным законодательством порядке в качестве предупредительной меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия в зависимости от общей видовой принадлежности объекта культурного наследия и в соответствии с данными государственного учета объектов культурного наследия устанавливаются следующие границы зон охраны: для объектов археологического наследия: поселения, городища, селища, усадьбы независимо от места их расположения - 500 метров от границ памятника по всему его периметру; курганы высотой: до 1 метра - 50 метров от границ памятника по всему его периметру; до 2 метров - 75 метров от границ памятника по всему его периметру; до 3 метров - 125 метров от границ памятника по всему его периметру; свыше 3 метров - 150 метров от границ памятника по всему его периметру.

В границах зон охраны объекта археологического наследия, установленных частью 3 настоящей статьи, до утверждения в установленном порядке границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон допускаются по согласованию с краевым органом охраны объектов культурного наследия работы, не создающие угрозы повреждения, разрушения или уничтожения объекта археологического наследия, в том числе сельскохозяйственные работы, работы по благоустройству и озеленению территории, не нарушающие природный ландшафт.

В силу ч. 6 ст. 7 Закона Краснодарского края от 23 июля 2015 года № 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края», в целях предотвращения перемещения, повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия и иных действий, влекущих за собой причинение вреда объектам культурного наследия, физические лица, юридические лица, органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае на стадии проведения землеустройства, формирования, отвода, изменения категории, вида разрешенного использования и иного хозяйственного освоения земельного участка, предусматривающего проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, обязаны обратиться в краевой орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о согласовании проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению.

Согласно ст. 50.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», заключение договоров, предусматривающих передачу права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также договоров, предусматривающих передачу прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, осуществляется с учетом требований, установленных пунктами 7 - 10 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о распоряжении находящимися в государственной или муниципальной собственности объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, должно содержать сведения об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в реестр, или к выявленным объектам культурного наследия, о нахождении в границах земельного участка объекта археологического наследия и об обязанности лица, к которому переходит имущественное право на указанные объекты или земельные участки, выполнять установленные настоящим Федеральным законом требования в отношении объекта культурного наследия, в том числе при передаче объекта культурного наследия в аренду, безвозмездное пользование или доверительное управление.

Так объект археологического наследия – «Городище «Львовское 13», расположенный в с. Львовском между Покровским кладбищем (0,8 км) и могильником «Львовский 11» (0,7 км), охраняется государством в соответствии со ст. 16.1 Закона №73-ФЗ и включен в перечень выявленных объектов культурного наследия на основании распоряжения комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 21 мая 1996 года №11-1-р (л.д. 25-27).

При этом, необходимая информация об объектах культурного наследия, о границах территории и их зонах охраны, ограничениях в использовании земельных участков, расположенных в границах данных зон, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ отражена в Схеме территориального планирования муниципального образования Северский район, Генеральных планах сельских поселений.

Также сведения о границах территории объектов культурного наследия и их зонах охраны, расположенных на территории Северского района включены в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности.

Вместе с тем, вопреки требованиям ст. 50.1 Закона №73-ФЗ, глава администрации муниципального образования Северский район Джарим А.Ш., достоверно зная о том, что данный земельный участок входит в зону охраны объекта культурного наследия, заключил договор аренды от 30 августа 2017 года №2600008347 земельного участка без согласования с органом охраны объектов культурного наследия и указания в договоре обязательных требований Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

За нарушение Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ).

Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Виновность главы муниципального образования Северский район Джарима А.Ш. в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: актом проверки от 31.05.2018 года, протоколом об административном правонарушении № 59 от 25.06.2018 года, распоряжением комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края № 11-1р от 21.05.1996 года, которым утверждены списки памятников истории и культуры, договором аренды земельного участка от 30.08.2017 года, выпиской из ЕГРН, сведениями публичной кадастровой карты.

Оснований, ставящих под сомнение доказательства, собранные по делу, не имеется, поскольку они являются допустимыми и не противоречат друг другу, их совокупность является достаточной для рассмотрения дела по существу.

Судья не принимает во внимание заключение кадастрового инженера Д.А.Д. от 17.07.2018 года, выполненное по результатам обследования земельного участка с кадастровым номером <...> в результате которого установлено, что земельный участок граничит с каналом, за которым на расстоянии более 30 метров расположена земляная насыпь, при этом установить, относится ли данный объект к объектам археологического наследия не представляется возможным, таблички отсутствуют, так как указанное заключение не может являться доказательством отсутствия охраняемой зоны объекта культурного наследия на земельном участке с кадастровым номером <...>

Доказательств проведения предусмотренных законодательством об с Управлением государственной охраны культурного наследия администрации Краснодарского края согласований землеустроительных работ по вопросу передачи в аренду земельного участка, находящегося в зоне охраны объекта культурного наследия, суду не представлено.

Таким образом, событие и состав административного правонарушения, ответственность за которые установлена ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, а также вина главы муниципального образования Северский район Джарима А.Ш. в его совершении нашли свое подтверждение при рассмотрении дела.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 1 ст. 3.1 КоАП РФ предусматривает, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Таким образом, при назначении административного наказания главе муниципального образования Северский район Джариму А.Ш., оценив конкретные обстоятельства дела, в соответствии с принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, учитывая то, что противоправное деяние главы муниципального образования Северский район Джарима А.Ш., объективная сторона которого выразилась в предоставлении в аренду земельного участка в границах территории объекта культурного наследия без согласования с органом охраны объектов культурного наследия и невыполнении требований, предусмотренных ст. 50.1 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, а также, учитывая характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судья пришел к выводу назначить административное наказание по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере двадцать тысяч рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

постановил:

признать главу муниципального образования Северский район Краснодарского края Джарима А.Ш. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере двадцать тысяч рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: ИНН 2308038402; КПП 230801001; получатель УФК по Краснодарскому краю (администрация Краснодарского края л/сч 04182000020); расчетный счет 40101810300000010013 в Южном ГУ Банка России г.Краснодар; БИК 040349001; ОКТМО 03701000: КБК 80211690020020000140, назначение платежа - денежные взыскания (штрафы) и иные суммы в возмещение ущерба.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии данного постановления суда.

Судья А.О. Таран