ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-516/2021 от 19.04.2021 Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 5-516/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

19 апреля 2021 года город Волгоград

Резолютивная часть постановления оглашена 15 апреля 2021 года.

Судья Краснооктябрьского районного суда города Волгограда Кудрявцева А.Г. (адрес суда: г. Волгоград, ул. Кузнецова, дом №65), рассмотрев единолично дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

с участием ФИО1 и его защитника – адвоката Николаенко О.Н.

УСТАНОВИЛ:

05 марта 2021 года консультантом отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области ФИО2 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, согласно которому последним нарушены требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушен режим использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо не соблюдены ограничения, установленные в границах зон охраны объектов культурного наследия.

ФИО1 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, не признал, пояснил, что в соответствии с законодательством уведомления им были представлены за 5 дней до даты начала археологических работ, указанной в уведомлении. Просит прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения.

Защитник ФИО1 - адвокат Николаенко О.Н. в судебном заседании просила производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поддержала доводы своего доверителя, пояснила, что в соответствии со статьей 45.1Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа) предоставляется не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ, что было и исполнено ее доверителем. Кроме того, материалы дела не содержат доказательств того, что ФИО1 каким – либо образом нарушил требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, режим использования земель в границах территорий объектов культурного наследия или не соблюдал ограничения, установленные в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Выслушав ФИО1 и его защитника – адвоката Николаенко О.Н., исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан - от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).

В преамбуле к названному Федеральному закону говорится о том, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (абзац 1 статьи 3 Федерального закона N 73-ФЗ).

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок (абзацы 2,3 статьи 3 Федерального закона N 73-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов, проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).

Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

Судом установлено, что ФИО1 выдан открытый лист №0606-2020

на право проведения археологических полевых работ в зоне комплексной реконструкции ВЛ 220 кВ Волга – Заливская с реконструкцией ПС 220 кВ Заливская (демонтаж) в Городищенском, Калачевском и Октябрьском районах Волгоградской области. Срок действия данного открытого листа с 02 июня 2020 года по 31 декабря 2020 года, дата принятия решения о предоставлении открытого листа – 02 июня 2020 года.

Согласно п. 6 ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в региональный орган охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа).

Консультант отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области пришел к выводу, что вышеуказанное уведомление ФИО1 представлено с нарушенным сроком, так как, по мнению должностного лица, оно должно быть представлено за пять дней до начала срока действия открытого листа, то есть до 02 июня 2020 года.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

Вместе с тем, ФИО1, являясь держателем открытого листа, 30 июня 2020 года направил уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ по открытому листу №0606-2020 от 02 июня 2020 года в адрес комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, в котором указал, что работы будут проводиться с 05 июля 2020 года, то есть уведомил за пять рабочих дней до начала указанных работ.

При этом материалы дела не содержат доказательства нарушения срока направления уведомления о проведении археологических полевых работ в комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, то есть менее чем за 5 дней.

Выводы должностного лица о том, что ФИО1 должен был направить уведомление за 5 дней до начала срока действия открытого листа, то есть до 02 июня 2020 года основаны на неверном толковании норм закона.

Пункт 6 статьи 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ не предусматривает обязанность держателя открытого листа направлять уведомление не позднее чем за пять рабочих дней до даты начала срока действия открытого листа.

Кроме того, указанным пунктом конкретизирован срок направления уведомления, а именно – за пять рабочих дней от даты начала проведения археологических полевых работ.

Иных доказательств, свидетельствующих о факте совершения вмененного ФИО1 правонарушения, в материалах дела не имеется.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах у суда имеются основания для прекращения производства по делу, в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 24.5 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Волгоградский областной суд, путем подачи жалобы в Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.

Судья: А.Г. Кудрявцева

Справка: мотивированное постановление изготовлено 19 апреля 2021 года.

В силу ч.1 ст.29.11 КоАП РФ день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Судья: А.Г. Кудрявцева