ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-519/18 от 18.06.2018 Химкинского городского суда (Московская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.о. Химки 18 июня 2018 года

Судья Химкинского городского суда Московской области Морозова Е.Е., при секретаре Разиной Д.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево», адрес местонахождения юридического лица: <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении ведущего контролёра по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней отдела контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Государственной инспекции пробирного надзора по г.Москве и Московской области федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» ... от <дата> в соответствии с Уведомлением о включении в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями от <дата><№ обезличен> ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» осуществляет розничную торговлю ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней (ОКВЭД: <данные изъяты>). Таким образом, в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее - Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ) на организацию распространяются требования и обязанности, установленные указанным законом по принятию мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В процессе проверки в ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» в период с <дата> проведены мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проверки, именно: наличие правил внутреннего контроля и соответствие их действующему законодательству; наличие специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля и соответствие его квалификационным требованиям; соблюдение требований законодательства по подготовке и обучению кадров в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; соблюдение требований законодательства по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, порядка работы с перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму; соблюдение порядка выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; соблюдение порядка документального фиксирования и представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг) сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом; соблюдение требований по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом; соблюдение порядка хранения документов и информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом; соблюдение конфиденциального характера информации, полученной в результате реализации правил внутреннего контроля.

При проведении проверки в ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» выявлены нарушения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. По выявленным нарушениям <дата> в 12:50 часов составлен соответствующий акт.

1. В соответствии с пунктом 8 «Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 №203 (далее – Положение, утвержденное приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203) дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях: при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления; при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

В нарушение данного требования, обучение в форме дополнительного инструктажа в ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» при вступлении в силу новых и изменении действующих нормативных правовых актов Российской Федерации: Федерального закона от 29.12.2017 № 470-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и разъяснений Росфинмониторинга в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма: информационное письмо от 12.12.2017г. № 53 «О методических рекомендациях по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами» не проводилось.

2. В соответствии с пунктом 10 Положения, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010г. № 203, обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.

В нарушение данного требования ..., являющаяся специальным должностным лицом (<данные изъяты>), до настоящего времени не прошла обучение в форме целевого инструктажа.

3. В соответствии с пунктом 10 Положения, утвержденного приказом от 03.08.2010 № 203, руководитель организации, главный бухгалтер организации должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей.

В нарушение данного требования генеральный директор ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» ... (<данные изъяты>) и главный бухгалтер ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» ... (<данные изъяты>) до настоящего времени не прошли обучение в форме целевого инструктажа.

4. В соответствии с пунктом 2 «Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 года №667 (далее – Требования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 №667), правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В нарушение данного требования в правила внутреннего контроля ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» не внесены изменения, предусмотренные Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2017 № 470-ФЗ о действиях в случае устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции, сведения о которых были представлены в уполномоченный орган.

5. В соответствии с п. 4 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2012г. №667, правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля: а) программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля (далее - программа организации внутреннего контроля); б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев (далее - программа идентификации); в) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - программа оценки риска); г) программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (далее - программа выявления операций); д) программа документального фиксирования информации; е) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом (далее - программа по приостановлению операций (сделок)); ж) программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; з) программа проверки осуществления внутреннего контроля; и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - программа хранения информации); к) программа изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании (далее - программа изучения клиента); л) программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции; м) программа, регламентирующая порядок работы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества в соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона.

В нарушение данного требования, правила внутреннего контроля ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» не включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля: программу изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании; программу, регламентирующую порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции; программу, регламентирующую порядок работы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества в соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона.

6. В соответствии с п. 1.7 «Положения о требованиях к идентификации клиентов (лиц, находящихся на обслуживании организаций) и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 №59, организация при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя использует сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, получаемые в соответствии с абзацем 5 статьи 9 Федерального закона от соответствующих федеральных органов исполнительной власти в установленном порядке.

В нарушение данного требования в ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево», как следует из объяснений продавца – консультанта ... от <дата> и администратора ... от <дата>, при идентификации клиентов – физических лиц не использовались сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов.

7. В соответствии с под. 4 п. 1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

В соответствии с п.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей (далее – пороговое значение), а по своему характеру относится к купле – продаже драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий из них.

В соответствии с п.1 положения «О Федеральной службе по финансовому мониторингу», утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 №808, Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере и координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти. Согласно подпунктам 3 и 7 пункта 6 данного положения Росфинмониторинг имеет право давать разъяснения по вопросам, относящимся к компетенции службы, разрабатывать и утверждать в пределах своих полномочий методические материалы.

В соответствии с п. 8 Информационного письма Росфинмониторинга от 10.02.2016 №50 «О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли» (далее – Информационное письмо Росфинмониторинга № 50) в случае, если стоимость отдельной партии товара либо сумма отдельного платежа по договору (сделке) меньше порогового значения, каждый раз, когда сумма платежей и/или стоимость нескольких партий товара достигнет порогового значения, организация (индивидуальный предприниматель) представляет сведения как об операциях, подлежащих обязательному контролю.

В соответствии с п.14 Информационного письма Росфинмониторинга №50, операции как с денежными средствами, так и с имуществом по скупке, купли – продаже драгоценных металлов или драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, совершаемые в рамках договора комиссии подлежат обязательному контролю в соответствии с абз. 6 под. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, если сумма на которую они совершаются равна или превышает пороговое значение.

В соответствии с п.15 Информационного письма Росфинмониторинга №50, комиссионер оказывает услугу как комитенту по реализации имущества, так и покупателю по приобретению такого имущества. В этой связи в целях Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ клиентами по отношению к комиссионеру являются как комитент, так и покупатель. Учитывая положения статьи 3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ в части определения понятия «клиента», под. 4 п.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, ст.990 ГК РФ сведения в Росфинмониторинг по операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым в рамках договора комиссии, представляются комиссионером. При этом комиссионер предоставляет в Росфинмониторинг сведения:

- по факту поставки (отгрузки) товара от комитента комиссионеру;

- по факту реализации (продажи) товара комиссионером покупателю;

- по факту поставки (отгрузки) товара от комитента покупателю (при наличии сведений);

- по факту перечисления денежных средств комиссионером комитенту за реализованный в рамках договора комиссии товар;

- по факту получения денежных средств комиссионером от покупателя;

- по факту перечисления денежных средств покупателем комитенту за реализованный в рамках договора комиссии товар (при наличии сведений).

Из представленных документов следует, что ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» являясь комиссионером совершило операцию с ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежащую обязательному контролю, сообщения о которой необходимо было представить в Росфинмониторинг, а именно: в рамках договора комиссии <№ обезличен> от <дата>., заключенного с ООО «<данные изъяты>» <№ обезличен> (комитент), ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» (комиссионер) получило на реализацию на условиях комиссии ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней по товарным накладным <№ обезличен> от <дата> на сумму 544 500-00 рублей, <№ обезличен> от <дата> на сумму 341 000-00 рублей на общую сумму 885 500-00 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее <дата>).

<дата> в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу направлен запрос (исх. <№ обезличен>) о представлении ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» в Росфинмониторинг сведений об операциях с ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, совершенных в рамка договора комиссии № <№ обезличен> от <дата>, заключенного с ООО «Селена» (<№ обезличен>) по товарным накладным: <№ обезличен> от <дата> на сумму 544 500-00 рублей, <№ обезличен> от <дата> на сумму 341 000-00 рублей.

<дата> (вх. <№ обезличен>) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу сообщило, что сведения об операциях с ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в запросе, в Росфинмониторинг ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» не направлялись.

В нарушение под. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» не представило в Росфинмониторинг сведения по указанной операции с ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежащей обязательному контролю.

Согласно п.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» обязано было обеспечить необходимые организационные меры по исполнению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но им не были предприняты необходимые организационные меры, что привело к нарушению пунктов 8, 10 «Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010г. № 203; п.п. 2, 4 «Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2012г. № 667; п.1.7 «Положения о требованиях к идентификации клиентов (лиц, находящихся на обслуживании организаций) и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011г. №59; под. 4 п.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) сведений об операции, подлежащей обязательному контролю, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

Представитель ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» надлежащим образом извещено о дате, времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении не поступало.

Судья, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Вина ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» в совершении указанного административного правонарушения, подтверждается протоколом об административном правонарушении от <дата> уведомлением; копией распоряжения <№ обезличен> от <дата>; уведомлением, картой специального учета; объяснением ... от <дата>; объяснением ... от <дата>; выпиской из ЕГРЮЛ; приказом от <дата>; копией свидетельства <№ обезличен>; приказом <№ обезличен> от <дата>; приказом о приеме на работу ... от <дата>.; копией свидетельства 3034504; копией приказа <№ обезличен> от <дата> копией штатного расписания; копией Журнала учета прохождения обязательной подготовки и обучения сотрудников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов. Полученных преступным путем, и финансированию терроризма; копией Журнала учета проверки сотрудников на знания правил внутреннего контроля в организации; копиями анкет клиента – физического лица; копией договора комиссии <№ обезличен> от <дата>; дополнительным соглашением от 16.04.2013г.; товарными накладными; правилами внутреннего распорядка, осуществляемого в ООО «Галерея Мхайлов-Шереметьево».

Таким образом, основываясь на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым у суда нет оснований не доверять, поскольку они согласуются между собой, создавая целостную и ясную картину совершенного ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» административного правонарушения, суд приходит к выводу, что ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» совершило неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1.1 настоящей статьи, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается.

Обстоятельством смягчающим административную ответственность, суд признает совершение административного правонарушения впервые.

При назначении наказания ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево», суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Как обстоятельства смягчающие наказание, суд учитывает совершения административного правонарушения впервые.

ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» свою вину, во вмененном ему правонарушении, не признает, данное суд расценивает как способ защиты и нежелание нести ответственность за совершенное административное правонарушение, поскольку его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ нашла свое бесспорное подтверждение в исследованных в судебном заседании доказательствах.

С учётом всех этих обстоятельств суд считает целесообразным назначить ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» наказание в виде штрафа в пределах санкции ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9 – 29.11 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

ООО «Галерея Михайлов-Шереметьево» <данные изъяты> признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП РФ назначенный штраф должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу настоящего постановления.

Назначенный штраф должен быть внесен в доход государства по следующим реквизитам:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Наименование платежа, прочие поступления от денежных взыскании (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет Российской Федерации.

Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья