ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-519/2021 от 08.07.2021 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-519/2021

78RS0016-01-2021-003793-67

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 июля 2021 года Санкт-Петербург

Судья Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга Сергеева Е.М., в помещении Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, д. 17, зал 21,

с участием должностного лица - специалиста-эксперта отдела по делам некоммерческих организаций ГУ Министерства юстиции РФ по <адрес>ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ в отношении должностного лица

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, являющейся директором НО «Фонд защиты прав граждан» (ИНН ),

У С Т А Н О В И Л :

ФИО2 допустила осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а именно:

ДД.ММ.ГГГГ в ходе текущего контроля деятельности НО «Фонд защиты прав граждан», находящейся по адресу: <адрес>, установлено, что ГУ Министерства юстиции РФ по <адрес> на основании заявления «Фонда борьбы с коррупцией» (ОГРН ) об исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении «Фонда борьбы с коррупцией» проводилась внеплановая документарная проверка.

По результатам проведенного мониторинга деятельности НО «Фонд защиты прав граждан» установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» наличие у НО «Фонд защиты прав граждан» собственного сайта и страниц в социальных сетях не обнаружено.

Сведения о НО «Фонд защиты прав граждан» содержатся в информационных Интернет-изданиях <адрес>. В указанных изданиях НО «Фонд защиты прав граждан» связывают с деятельностью «Фонда борьбы с коррупцией» ФИО3ФИО3, а ФИО2 называют бывшей сотрудницей <адрес> штаба «Фонда борьбы с коррупцией».

При изучении сайта «Фонда борьбы с коррупцией» установлено, что в разделе «Поддержать фонд» <адрес>) пользователям сайта предлагается поддержать «Фонд борьбы с коррупцией» посредством перечисления денежных средств. В том же разделе по ссылке «Я принимаю договор-оферту» указаны реквизиты: Некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан», сокращенное наименование: НО «ФЗПГ» <адрес> ИНН КПП , ОГРН р/с в АО «АЛЬФА-БАНК», кор.счет: , БИК:

Данные реквизиты в части наименования, ИНН и ОГРН совпадают с реквизитами НО «Фонд защиты прав граждан».

Реквизиты НО «Фонд защиты прав граждан» используются для финансирования деятельности «Фонда борьбы с коррупцией» (некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента).

ФБК использует в работе интернет-сайт и социальные сети: <адрес> на которых размещена информация об основной деятельности «Фонда борьбы с коррупцией», а также материалы политической направленности.

Участие НО «Фонд защиты прав граждан» в политической деятельности выражается в финансировании политической деятельности «Фонда борьбы с коррупцией», который является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Из представленной МРУ Росфинмониторинга по СЗФО в ГУ Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу информации следует, что согласно Единой информационной системе в ДД.ММ.ГГГГ на счет НО «Фонд защиты прав граждан», открытый в АО «Альфа Банк», поступило около 12500 рублей со счета ARVINTE NICOLAE GRAJDURI, GRAJDURI RO, открытого в <адрес>, с назначением платежа <адрес>

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, директор НО «Фонд защиты прав граждан» ФИО2 в регистрирующий орган (Минюст России) не подавала.

Таким образом, НО «Фонд защиты прав граждан», получая иностранное финансирование и одновременно осуществляя политическую деятельность, является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, без представления в регистрирующий орган заявления о включении в реестр, предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, телеграмма с извещением о явке в судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, направленная по адресу проживания, ФИО2 не получена, в связи чем суд полагает возможным рассмотреть дело без ее участия.

Специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций ГУ Министерства юстиции РФ по <адрес>ФИО1, опрошенный по обстоятельствам дела в судебном заседании, изложенные в протоколе об административном правонарушении данные подтвердил, пояснил, что считает вину ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, доказанной представленными материалами дела, а также представил копию письма МРУ Росфинмониторинга по СЗФО о направлении информации в ГУ Министерства юстиции РФ по <адрес>

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав специалиста-эксперта отдела по делам некоммерческих организаций ГУ Министерства юстиции РФ по <адрес>ФИО1, суд полагает вину ФИО2 в совершении данного административного правонарушения установленной и доказанной.

Частью 1 ст. 19.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:

участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

финансирование указанной деятельности.

Из положений абз. 2 п. 7 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» следует, что некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В силу п. 12 Приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» заявление о включении некоммерческой организации в реестр представляется в Министерство или его территориальный орган.

Фактические обстоятельства дела и вина НО «Фонд защиты прав граждан» в данном административном правонарушении подтверждаются следующими доказательствами:

- данными протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций ГУ Министерства юстиции РФ по <адрес>ФИО1, согласно которому: ДД.ММ.ГГГГ в ходе текущего контроля деятельности НО «Фонд защиты прав граждан», находящейся по адресу: <адрес> установлено, что ГУ Министерства юстиции РФ по Москве на основании заявления «Фонда борьбы с коррупцией» (ОГРН ) об исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении «Фонда борьбы с коррупцией» проводилась внеплановая документарная проверка. По результатам проведенного мониторинга деятельности НО «Фонд защиты прав граждан» установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» наличие у НО «Фонд защиты прав граждан» собственного сайта и страниц в социальных сетях не обнаружено. Сведения о НО «Фонд защиты прав граждан» содержатся в информационных Интернет-изданиях <адрес> др. В указанных изданиях Организацию связывают с деятельностью «Фонда борьбы с коррупцией» ФИО3ФИО3, а ФИО2 называют бывшей сотрудницей <адрес> штаба «Фонда борьбы с коррупцией».

Согласно статье «Новое юрлицо ФБК сотрудники ФИО3 зарегистрировали еще год назад - «в ситуации с арестами» от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованной на сайте «Открытые медиа»: «Новое юрлицо, которое будет исполнять роль Фонда борьбы с коррупцией, было зарегистрировано ещё в ДД.ММ.ГГГГ, обратили внимание «Открытые медиа». Это некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан». Реквизиты именно этой организации указаны в договорах-офертах на сбор пожертвований, опубликованных на сайтах ФБК и региональных штабов ФИО3ФИО3. Ранее в этих договорах указывались реквизиты ФБК, о ликвидации которого ФИО3 объявил сегодня. По данным базы «Контур.Фокус», единственным учредителем и руководителем «Фонда защиты прав граждан» является ФИО2 - проект-менеджер из команды ФБК. В качестве своего юридического адреса организация при регистрации указала официальный адрес петербургского штаба ФИО3. Однако уже через полгода после создания фонд перерегистрировали в другом месте, следует из данных «Контур.Фокуса». В оферте на сбор пожертвований на сайте ФБК указано, что «Фонд защиты прав граждан» располагается по адресу: <адрес>. В отчётности Минюста, которую подавал «Фонд защиты прав граждан» по итогам ДД.ММ.ГГГГ, практически не указано никаких данных, убедились ОМ. В частности, там отсутствует информация о движении денег: судя по этому документу, с момента регистрации юрлицо не получало и не тратило никаких денег. Руководитель сети штабов ФИО3 рассказал «Открытым медиа», что «Фонд защиты прав граждан» - это одно из запасных юрлиц, которые ФБК стал заводить после того, как у фонда стали блокировать счета. По его словам, эта организация не вела никаких операций после своей регистрации. Директор ФБК ФИО4 подтвердил «Открытым медиа», что НКО «Фонд защиты прав граждан» будет новым юрлицом ликвидируемого ФБК. «Мы знали, что нам нужно запасное юрлицо. Ничего конкретного, просто в ситуации с арестами нужно было быть готовыми ко всему», - пояснил он. ФИО4 подтвердил, что эта организация была «спящей» и никак до этого момента не использовалась. По словам ФИО4 нынешний учредитель и глава Фонда защиты прав граждан ФИО2 перестанет исполнять эти функции. «Всё будет приведено к фактическому положению дел в ФБК. Наблюдательный совет уже изменён на ФИО3 и ФИО4», - рассказал он «Открытым медиа». Сама госпожа ФИО2 на вопросы «Открытых медиа» не ответила. Решение о ликвидации нынешнего юрлица ФБК ФИО3 связал с иском к фонду бизнесмена ФИО5 После расследования фонда о массовых отравлениях в московских школах и детских садах, к которому, по версии расследователей, были причастны компании бизнесмена, ФИО5 через суд добился взыскания с ФБК, ФИО3 и юриста фонда ФИО6 в сумме 88 млн рублей, рассказал политик. Чтобы не выплачивать эти деньги, все операции ФБК переведут на другое юрлицо, объявил ФИО3 Структура нового фонда и должности в нём будут аналогичны тем, которые были в ликвидируемом Фонде борьбы с коррупцией, пояснил «Открытым медиа» директор ФБК ФИО4<адрес>

При изучении сайта «Фонда борьбы с коррупцией» установлено, что в разделе «Поддержать фонд» <адрес> пользователям сайта предлагается поддержать «Фонда борьбы с коррупцией» посредством перечисления денежных средств. В том же разделе по ссылке «Я принимаю договор-оферту» указаны реквизиты: Некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан», сокращенное наименование: НО «ФЗПГ» <адрес> ИНН , КПП ОГРН , р/с в АО «АЛЬФА-БАНК», кор.счет: 30, БИК: Данные реквизиты в части наименования, ИНН и ОГРН совпадают с реквизитами НО «Фонд защиты прав граждан». Реквизиты НО «Фонд защиты прав граждан» используются для финансирования деятельности «Фонда борьбы с коррупцией» (некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента).

ФБК использует в работе интернет-сайт и социальные сети: <адрес>, на которых размещена информация об основной деятельности «Фонда борьбы с коррупцией», а также материалы политической направленности.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, директор НО «Фонд защиты прав граждан» ФИО2 в регистрирующий орган (Минюст России) не подавала.

Участие НО «Фонд защиты прав граждан» в политической деятельности выражается в финансировании политической деятельности «Фонда борьбы с коррупцией», который является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Из представленной МРУ Росфинмониторинга по СЗФО в ГУ Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу информации, следует, что согласно Единой информационной системе в ДД.ММ.ГГГГ на счет НО «Фонд защиты прав граждан», открытый в АО «Альфа Банк» поступило около 12500 рублей со счета ARVINTE NICOLAE GRAJDURI, GRAJDURI RO, открытого в <адрес>, с назначением платежа «donation to noncommercial IAL organization».

Таким образом, НО «Фонд защиты прав граждан», получая иностранное финансирование и одновременно осуществляя политическую деятельность, является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, без представления в регистрирующий орган заявления о включении в реестр, предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях;

- информацией по результатам текущего контроля за деятельностью НО «Фонд защиты прав граждан» от ДД.ММ.ГГГГ, с приложением снимков экрана Интернет-ресурсов;

- письмом МРУ Росфинмониторинга по СЗФО о предоставлении в ГУ Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу информации, из которого следует, что согласно Единой информационной системе в ДД.ММ.ГГГГ на счет НО «Фонд защиты прав граждан», открытый в АО «Альфа Банк» поступило около 12500 рублей со счета ARVINTE NICOLAE GRAJDURI, GRAJDURI RO, открытого в <адрес>, с назначением платежа «donation to noncommercial IAL organization»;

- Уставом НО «Фонд защиты прав граждан»;

- решением единственного учредителя НО «Фонд защиты прав граждан» о назначении ФИО2 директором фонда;

- выпиской из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о НО «Фонд защиты прав граждан», согласно которой ее юридическим адресом является: <адрес> директором - ФИО2

Оценивая доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к выводу, что представленные документы являются относимыми и допустимыми доказательствами и в совокупности достаточными для установления вины должностного лица ФИО2 в совершении вменяемого административного правонарушения.

Действия ФИО2 подлежат квалификации по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, поскольку она допустила осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

ФИО2, занимая должность директора НО «Фонд защиты прав граждан», в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, подлежит административной ответственности, поскольку она совершила административное правонарушение в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих, что должностным лицом - директором НО «Фонд защиты прав граждан» ФИО2 предприняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, тогда как исследованные доказательства свидетельствуют о том, что такая возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства у должностного лица имелась.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, не истек.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье рассматривающему дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, которое свидетельствует о пренебрежительном отношении директора НО «Фонд защиты прав граждан» ФИО2 к исполнению своих должностных обязанностей, то, что ФИО2 ранее не привлекалась к административной ответственности за совершение однородных правонарушений.

Учитывая указанные обстоятельства, суд считает, что цели административного наказания, указанные в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, а именно: предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, могут быть достигнуты при назначении ФИО2 административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Признать ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

УФК по Санкт-Петербургу (ГУ Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу, л/с 04721А62890), ИНН 7838459758, КПП 783801001

казначейский счет 03100643000000017200

Банк: Северо-Западное ГУ Банка России, г. Санкт-Петербург

БИК: 014030106, банковский счет 40102810945370000005

КБК 31811601191019000140, ОКТМО 40303000

штраф по постановлению Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга

от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья