ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-519/2021 от 15.06.2021 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

к делу № 5- 519/2021

УИД 23RS0008-01-2021-001392-48

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 июня 2021 года г.Белореченск

Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Черепов Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении юридического лица - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет» <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

В период с (дата) по (дата) год на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от (дата) проведена плановая документарная проверка в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Адыгейский государственный университет» в части филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске, расположенного по <адрес>, в целях контроля соблюдения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.В ходе данной проверки выявлены грубые нарушения лицензионных требований при ведении образовательной деятельности, установленных Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490, а именно: - подп. «в» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, разработанные и утвержденные лицензиатом для реализации в филиале основные профессиональные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки 38.03.01 Экономика; 38.03.02 Менеджмент; 38.03.03 Управление персоналом; 40.03.01 Юриспруденция; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, не соответствуют требованиям ч.5 ст.12 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в связи с отсутствием в их составе обязательных компонентов и характеристик:основные профессиональные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки 38.03.01 Экономика; 38.03.02 Менеджмент; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, не содержат программу итоговой аттестации, оценочные и методические материалы для проведения итоговой аттестации по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе;основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом не содержит рабочую программу факультативной дисциплины «Технологии эффективного трудоустройства» и оценочные материалы по факультативной дисциплине «Технологии эффективного трудоустройства», оценочные материалы по дисциплине «Адыговедение», оценочные и методические материалы для проведения итоговой аттестации по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе;основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция не содержит:направленность(профиль)«Государственно-правовая»-программугосударственного экзамена (установлен учебным планом), программу итоговой аттестации, оценочные и методические материалы для проведения итоговой аттестации по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе;направленность (профиль) «Гражданско-правовая» - рабочую программу и оценочные материалы по дисциплине «Наследственное право», рабочие программы дисциплин «Ораторское искусство юриста», «Юридическая этнология», «Коллизионное право», «Договоры в жилищной сфере», рабочие программы факультативных дисциплин «Противодействие коррупции», «Гражданская идентичность на северном Кавказе», программу государственного экзамена (установлен учебным планом), программу и оценочные материалы для проведения итоговой аттестации по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе;направленность (профиль) «Уголовно-правовая» - рабочие программы дисциплин «Информационные технологии в юридической деятельности», «Современная западная правовая мысль», «История правовых учений России», «Ораторское искусство юриста», «Юридическая этнология», программу государственного экзамена (установлен учебным планом), программу и оценочные материалы для проведения итоговой аттестации по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. Кроме того, в нарушение подп. «г» п.7 Положения о лицензировании образовательной деятельности - лицензиатом к образовательной деятельности в филиале привлечены педагогические работники, не соответствующие требованиям ч.1 ст.46 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (на должность доцента кафедры с (дата) принят кандидат социологических наук ФИО1, с (дата) - кандидат юридических наук С..; на должность старшего преподавателя кафедры с (дата) приняты С.Е.У., Ш., не отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, в части требований к стажу научно-педагогической работы (не представлены документы, подтверждающие стаж научно-педагогической работы доцентов кафедры Б., С., старших преподавателей кафедры С.Е., У., Ш.).Таким образом, в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 г. № 1490 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» лицензиатом допущены грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности. Следовательно, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» ФИО2 подтвердила вышеуказанные обстоятельства, не оспаривает факт нарушения ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» Положения о лицензировании образовательной деятельности, указывает, однако организацией незамедлительно были приняты меры реагирования по устранению выявленных нарушений по подп. «в» п.7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, по подп. «г» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности. В связи с указанным просит ограничиться предупреждением, применив положения ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Выслушав представителя правонарушителя, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о наличии виновных действий ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в совершении названного правонарушения, что подтверждается письменными доказательствами:

- приказом от (дата) о проведении плановой документарной проверки ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в части филиала в г.Белореченске;

- лицензией ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» на осуществление образовательной деятельности, в том числе 3(дата) Экономика; 3(дата) Менеджмент; 3(дата) Управление персоналом; 40.03.01 Юриспруденция; 4(дата) Психолого-педагогическое образование;

- мотивированным запросом о представлении документов для проведения плановой документарной проверки;

- экспертным заключением от (дата), установившим нарушения в деятельности филиала ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г.Белореченске требований Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490;

- актом проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица /Л/З/Д/ от (дата), согласно которому в деятельности филиала ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г.Белореченске выявлены нарушения лицензионных и обязательных требований;

- информацией о руководителе и педагогическом составе образовательной организации.

Согласно ч.3 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из примечания к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу ч.1 ст.46 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Исходя из требований подп. «в», «г» п.7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. N 1490, лицензионными требованиями к лицензиату являются: в) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии с частями 2 - 8 статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Программы профессионального обучения водителей транспортных средств должны быть также согласованы с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; г) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

В соответствии с подп. «а» п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. N 1490, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "ж" пункта 7 и подпунктами "б", "д" и "е" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Таким образом, действия ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», выразившиеся в грубом нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, нашли свое документальное подтверждение и не были опровергнуты в судебном заседании, в связи с чем вина ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, доказана.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По смыслу ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Как следует из ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

При назначении судом административного наказания суд учитывает, что выявленное правонарушение совершено юридическим лицом впервые, доказательств обратного административным органом в материалы дела не предоставлено.

Также суд учитывает, что ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», имеющее филиал в г.Белореченске, является некоммерческой организацией. Административным правонарушением, предусмотренным ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, не причинен вред жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественный ущерб, а также не возникала угроза причинения такого вреда.

Кроме того, организацией незамедлительно были приняты меры реагирования по устранению выявленных нарушений по подп. «в», «г» п.7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, а именно соответствующий отчет и копии документов направлены 07.06.2021 года в Управление надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в совершении которого ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» признано виновным, не входит в перечень статей, за совершение которых административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.

Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права, а также учитывая, что совершенное администрацией правонарушение не привело к причинению вреда или возникновению угрозы его причинения объектам, перечисленным в части 2 статьи 3.4 Кодекса, имущественный ущерб также отсутствует, отсутствие отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств, суд считает возможным назначить наказание с применением ст. ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

При этом, факт привлечения ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» к административной ответственности в виде предупреждения уже свидетельствует о достижении целей, установленных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать юридическое лицо - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Р.В.Черепов