ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-51/14 от 26.03.2014 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

  Дело № 5-51/14

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 по делу об административном правонарушении

г. Кандалакша Мурманской области, ул. Курасова, д. 8

 26 марта 2014 г. г. Кандалакша

 Судья Кандалакшского районного суда Мурманской области Плескачёва Л.И.,

 с участием ведущего специалиста отдела государственного экологического надзора Управления государственного экологического надзора и надзора в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области ФИО3,

 защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Поповой Г.А.,

 рассмотрев в помещении Кандалакшского районного суда материалы дела об административном правонарушении по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «НЕВА», расположенное по адресу: <адрес>, <номер>,

УСТАНОВИЛ:

 На основании распоряжения и.о. министра природных ресурсов и экологии Мурманской области ФИО1 от 21 января 2014 г. <номер> ведущим специалистом отдела государственного экологического надзора – государственным инспектором Мурманской области по охране природы ФИО3 19 февраля 2014 г. в период времени с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. проведена плановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью «НЕВА» (далее по тексту – ООО «НЕВА», Общество), расположенного по адресу: <адрес>, на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. В ходе данной проверки выявлено, что в результате хозяйственной деятельности Общества в помещениях по адресам: <адрес>, образуются отходы производства и потребления: отработанные ртутьсодержащие лампы, отходы от бытовых помещений организации (исключая крупногабаритные), отходы от канцелярской деятельности и делопроизводства, мусор от уборки помещений, отходы картонной тары. При этом в нарушение требований статей 11, 14, 18, 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ООО «НЕВА» не приняло своевременных мер к разработке инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям; назначению в установленном порядке ответственного за обращение с отработанными ртутьсодержащими лампами; организации и проведению инвентаризации всех отходов, образующихся в процессе деятельности Общества и объектов их размещения; составлению и утверждению в установленном порядке паспортов всех отходов 1-4 классов опасности, образующихся в процессе деятельности; ведению учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; предоставлению в уполномоченные органы отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 год.

 По факту выявленных нарушений 27 февраля 2014 г. государственным инспектором Мурманской области по охране природы ФИО3 в отношении ООО «НЕВА» составлен протокол № 14-12 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Временный запрет деятельности не применялся. О времени и месте составления протокола Общество было надлежащим образом уведомлено через действующую на основании доверенности Попову Г.А., своего представителя на составление протокола не направило. Копия протокола направлена в адрес ООО «НЕВА» 03.03.2014 г. заказным письмом с уведомлением, получена Обществом 20.03.2014 г.

 В судебном заседании защитник ООО «НЕВА» Попова Г.А. пояснила, что на момент проведения проверки и в настоящее время законный представитель Общества – генеральный директор ФИО2 отсутствовала, поэтому проверяющему была представлена не вся документация. При этом ими ведется в произвольной форме Журнал регистрации учета отходов, 04.01.2013 г. генеральным директором ООО «НЕВА» утверждена Инструкция по обращению с отходами ртутными лампами. Обратила внимание на то, что при проверке представлены договоры, заключенные ООО «НЕВА» с ОАО «Вторсырье» на прием и размещение промышленных отходов и с ООО «ЭКОПРОМ» на размещение и утилизацию ртутьсодержащих отходов первого класса опасности. Отметила, что на момент проверки использованные (перегоревшие) ртутьсодержащие лампы отсутствовали, объем остальных отходов является незначительным. Указала, что выявленные нарушения будут устранены и в дальнейшем допускаться не будут.

 Ведущий специалист отдела государственного экологического надзора Управления государственного экологического надзора и надзора в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области ФИО3 при рассмотрении дела пояснил, что представленный Поповой Г.А. Журнал регистрации учета отходов не отвечает требованиям к учету в области обращения с отходами, установленным Приказом Минприроды Российской Федерации от 01.09.2011 г. № 721. Указал, что отсутствие использованных (перегоревших) ртутьсодержащих ламп на момент проверки не освобождает Общество от обязанности по составлению паспортов отходов, их учета, инвентаризации и представления соответствующей отчетности. Полагал, что необходимость приостановления деятельности Общества в данном случае отсутствует.

 В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

 В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 Согласно пунктам 1 и 3 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

 Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

 Согласно пункту 3 указанных Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

 В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

 В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

 Порядок предоставления отчетности установлен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов».

 Согласно пунктам 5 и 14 указанного Порядка отчетность предоставляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Отчетность предоставляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

 Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды Российской Федерации от 01.09.2011 г. № 721, в приложениях 1, 2, 3, 4 к Порядку приведены формы таблиц данных учета в области обращения с отходами.

 Факт образования в процессе деятельности ООО «НЕВА» отходов производства и потребления защитником Общества Поповой Г.А. не оспаривался и подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

 Факт нарушения ООО «НЕВА» требований вышеприведенных нормативных правовых актов подтверждается актом проверки № 14-15 от 19.02.2014 г., подписанным уполномоченным представителем Общества Поповой Г.А.; фототаблицей к акту проверки; предписанием об устранении выявленных нарушений № 14-05 от 19.01.2014 г., полученным Поповой Г.А; протоколом № 14-12 от 27.02.2014 г. об административном правонарушении; договорами аренды зданий, находящихся в собственности арендодателя, № <номер> от 01.01.2014 г., б/н от 01.01.2014 г., № <номер> от 15.01.2013 г.; свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; Уставом ООО «НЕВА»; уведомлением о проведении внеплановой проверки, полученным Поповой Г.А.; распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 21.01.2014 г. № <номер> о проведении плановой, выездной проверки; договором № <номер> от 31.12.2013 г. на размещение промышленных отходов, заключенным между ООО «НЕВА» и ОАО «Вторсырье»; платежным поручением № <номер> от 14.02.2014 г. об оплате по договору на размещение отходов; договором № <номер> от 06.06.2013 г. на размещение и утилизацию ртутьсодержащих отходов первого класса опасности, заключенным между ООО «НЕВА» и ООО «ЭКОПРОМ»; а также объяснениями государственного инспектора Мурманской области по охране природы ФИО3 и защитника ООО «НЕВА» Поповой Г.А.

 В судебном заседании защитником ООО «НЕВА» представлена ксерокопия Инструкции по обращению с отходами ртутными лампами, которая согласно указанию на титульном листе утверждена генеральным директором ООО «НЕВА» 04.01.2013 г. Вместе с тем при проведении проверки 19 февраля 2014 г. данная инструкция проверяющему представлена не была, вследствие чего факт наличия данной инструкции на момент проверки вызывает сомнения.

 Иные представленные Поповой Г.А. документы (Журнал регистрации учета отходов, акты о приемке выполненных работ) не соответствуют требованиям вышеуказанных нормативных актов, предъявляемым к учету отходов производства и потребления.

 Доказательств того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.

 С учетом изложенного следует признать, что допущенные Обществом нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Назначая наказание, суд учитывает, что временный запрет деятельности ООО «НЕВА» при выявлении рассматриваемых нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды не производился, что, по мнению суда, свидетельствует об отсутствии существенной угрозы для жизни и здоровья граждан.

 Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих вину ООО «НЕВА», при рассмотрении дела не установлено.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

 Признать общество с ограниченной ответственностью «НЕВА» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.

 Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

 р/с <номер> УФК по Мурманской области (Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области) в ГКРЦ ГУ Банка России по Мурманской области г. Мурманск, л/с <номер>, ИНН <номер> КПП <номер> БИК <номер>, ОКТМО <номер>, КБК <номер>.

 Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Документ об уплате административного штрафа следует представить в канцелярию Кандалакшского районного суда.

 При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа по истечении указанного срока лицо, не уплатившее административный штраф, может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его представителем, защитником, прокурором, лицом составившим протокол об административном правонарушении, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд.

 Судья Л.И. Плескачёва