ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-51/18 от 26.12.2018 Рыбно-слободского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 5-51/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 декабря 2018 года п.г.т. Рыбная Слобода

Рыбно-Слободский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Минахметовой А.Р.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Елисеевой А.М.,

при секретаре судебного заседания Галиевой Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении: Елисеевой А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, бывшего начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан,

о привлечении ее к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ главным инспектором отдела оперативного контроля Счетной палаты РТ в отношении Елисеевой А.М., бывшего начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района РТ, был составлен протокол об административном правонарушении по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ была подписана заявка на оплату расхода и оплачено приобретение основных средств стоимостью <данные изъяты> за счет средств субвенции, целевое назначение которой данные расходы не предусматривает, тем самым нарушены ст.ст. 38,162 БК РФ, п. 2 Методики расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, являющейся приложением к Закону РТ от 30.12.2005 года № 143-ЗРТ.

В судебном заседании Елисеева А.М. пояснила, что возникла производственная необходимость в приобретении МФУ, в наличии были денежные средства, в связи с чем, и были произведены расходы.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - Главный инспектор отдела оперативного контроля Счетной палаты РТ Алексеева Р.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, предоставила ходатайство о рассмотрении дела ее отсутствии.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15.14 КоАП РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Как следует из ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно ст. 162 указанного Кодекса, получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) составляет и исполняет бюджетную смету;

2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);

6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В судебном заседании установлено, что, по результатам контрольного мероприятия «Проверка использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных в 2016-2017 годах и истекшем периоде 2018 года Рыбно-Слободскому муниципальному району на осуществление отдельных государственных полномочий по образованию и организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» на объекте в исполнительном комитете Рыбно-Слободского муниципального рай она» был составлен акт проверки, согласно которому установлено, что в 2017 году объем средств субвенции составил <данные изъяты>, расходы - <данные изъяты> или 100 %. В смете доходов и расходов на 2017 год по Комиссии, подписанной руководителем ФИО1 и главным бухгалтером А.М. Елисеевой, предусмотрены расходы на заработную плату ( КОСГУ 211) и начисления на выплаты по оплате труда ( КОСГУ 213), материальные запасы ( КОСГУ 340) в общей сумме <данные изъяты>, источником финансирования которых является средства субвенции. Субвенция рассчитывается исходя из перечня расходов для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, определенных пунктом 2 Методики расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (приложение к Закону РТ от 30.12.2005 года № 143-ЗРТ). Данный пункт предусматривает расходы на приобретение расходных материалов, оплату командировок, коммунальных услуг и услуг связи, перечень расходов закрыт.

Руководителем Исполкома ФИО1 и главным бухгалтером А.М. Елисеевой подписана заявка на оплату расхода ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, согласно которой назначение платежа указано приобретение основных средств КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств». Исполкомом оплачены расходы на приобретение МФУ Konica Minolta (является основным средством) в количестве 1 единицы в сумме <данные изъяты> путем перечисления денежных средств на расчетный счет ИП ФИО2 по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ ( договор от ДД.ММ.ГГГГ, счет от ДД.ММ.ГГГГ, накладная от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, использование указанных средств произведено с несоблюдением целевого характера их использования, определенным правовым основанием их предоставления – Законом РТ от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРТ. В соответствии с п. 1 ст. 306.4 БК РФ, оплата расходов на приобретение основных средств в сумме <данные изъяты> является нецелевым использованием средств бюджета РТ.

Как следует из распоряжения лс от ДД.ММ.ГГГГ, Елисеева А.М. с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность муниципальной службы Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района РТ начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности.

С ней был расторгнут трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, Елисеева А.М. была освобождена от замещаемой должности муниципальной службы ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района РТ по инициативе муниципального служащего.

Субъектами вменяемого Елисеевой А.М. правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации - получатели бюджетных средств.

Таким образом, в период подписания заявки на оплату расхода на приобретение основных средств КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»ДД.ММ.ГГГГ Елисеева А.М. являлась должностным лицом Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района РТ – начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности, то есть являлась субъектом указанного правонарушения.

Как следует из п. 2 Методики расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (приложение к Закону РТ от 30.12.2005 года № 143-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Республики Татарстан по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" (принят ГС РТ 23.12.2005) (вместе с "Методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав"), расходы на материальное обеспечение в расчете на одного специалиста муниципальной комиссии включают в себя затраты на приобретение расходных материалов, оплату командировок, коммунальных услуг и услуг связи с применением индексов-дефляторов исходя из возможностей доходной части бюджета Республики Татарстан.

Как следует из договора по оказанию услуг по обслуживанию и поставке оргтехники и компьютерных программ от ДД.ММ.ГГГГ, счета от ДД.ММ.ГГГГ, накладной от ДД.ММ.ГГГГ платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ, главным бухгалтером А.М. Елисеевой подписана заявка на оплату расхода ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, согласно которой назначение платежа указано приобретение основных средств КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Исполкомом оплачены расходы на приобретение МФУ Konica Minolta (является основным средством) в количестве 1 единицы в сумме <данные изъяты> путем перечисления денежных средств на расчетный счет ИП ФИО2 по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ ( договор от ДД.ММ.ГГГГ, счет от ДД.ММ.ГГГГ, накладная от ДД.ММ.ГГГГ).

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, является нарушением бюджетного законодательства РФ.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Таким образом, организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

Таким образом, использование указанных средств произведено с несоблюдением целевого характера их использования, определенным правовым основанием их предоставления – Законом РТ от 30.12.2005 года № 143-ЗРТ.

Таким образом, вина Елисеевой А.М. - начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района РТ в совершении административного правонарушения была установлена совокупностью собранных по делу доказательств, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Вместе с тем, суд считает, что имеются основания для освобождения Елисеевой А.М. от административной ответственности, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, ввиду малозначительности совершенного деяния.

Малозначительным административным правонарушением, исходя из позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 21 Постановлении Пленума от 24.03.2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В данном случае, суд считает, что совершенное Елисеевой А.М. правонарушение, не причинило экономического ущерба государству. Совершенное заявителем деяние не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой существенного нарушения прав и интересов граждан и государства, при этом доказательства причинения какого-либо ущерба государству в материалах административного дела отсутствуют.

Каких-либо действий с целью получения выгоды в совершенном Елисеевой А.М. деянии, не усматривается.

Доказательств тех обстоятельств, что имеется реальная угроза наступления неблагоприятных последствий для общественных отношений в сфере бюджетных отношений, должностным лицом, составившим протокол, не представлено.

Действительно, в действиях Елисеевой А.М., как должностного лица, усматривается пренебрежительное отношение к исполнению своих служебных обязанностей, однако существенного нарушения охраняемым общественным отношениям, в т.ч., в бюджетной сфере, от действий Елисеевой А.М., не наступило. Кроме того, на момент рассмотрения дела, Елисеева А.М. должностным лицом не является.

При названных обстоятельствах, суд считает, что в данном случае имеются основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного деяния.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 2.9, 29.10, 29.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Елисеевой А.М., бывшего начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, о привлечении ее к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Освободить Елисееву А.М. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением устного замечания.

Производство по делу прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Председательствующий подпись А.Р. Минахметова