Дело №5-51/2019 ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Архангельск, пр. Ломоносова, дом 203 28 августа 2019 года Судья Приморского районного суда Архангельской области Лощевская Е.А., с участием консультанта отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Реставрационная мастерская» (далее – ООО «Реставрационная мастерская»), <установочные данные> установил: согласно протоколу об административном правонарушении общество с ограниченной ответственностью «Реставрационная мастерская» по адресу: Архангельская область, Приморский район, поселок Соловецкий, <адрес>, произвело работы по сохранению объекта культурного наследия, а именно, работы по воссозданию и реставрации столярных изделий объекта культурного наследия федерального значения «Галерея-переход между папертями Трапезной палаты и Спасо-Преображенского собора, 1602, 1796 год, XIX век, зодчий – монах Трифон (Кологривов)», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Соловецкого монастыря и отдельные сооружения островов Соловецкого архипелага, XVI век - первая половина XX века», полномочия по государственной охране которого осуществляются Министерством культуры Российской Федерации, с нарушением требований статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» без полученного в установленном порядке разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия на проведение таких работ, получение которого обязательно. В судебное заседание законный представитель ООО «Реставрационная мастерская» не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. О времени и месте рассмотрения дела ООО «Реставрационная мастерская извещено надлежащем образом. С учетом этого, дело рассмотрено в отсутствие законного представителя ООО «Реставрационная мастерская» на основании п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ. Консультант отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу ФИО1 в судебном заседании факты, изложенные в протоколе, подтвердил. Дополнительно пояснил, что объекты культурного наследия «Казначейский корпус» (дело № 5-50/2019), «Галерея-переход» (дело № 5-51/2019), «Спасо-Преображенский собор» (дело № 5-52/2019) являются разными объектами, в связи с чем он не усмотрел оснований для объединения дел в одно. Рассмотрев протокол об административном правонарушении, выслушав должностное лицо, составившее протокол, исследовав все доказательства в совокупности с действующим законодательством, прихожу к следующему. Статьей ст.7.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно. Санкция ст.7.14 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до одного миллиона рублей. Объект «Галерея-переход между папертями Трапезной палаты и Спасо-Преображенского собора, 1602, 1796 год, XIX век, зодчий – монах Трифон (Кологривов)» включен в перечень объектов культурного наследия Федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России (Распоряжение правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 759-р). Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. На основании ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по воссозданию и реставрации столярных изделий являются работами по сохранению объекта культурного наследия. На основании п.1 ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя выдачу разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. В соответствии с пунктом 5.6.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства оссийской Федерации от 20 июля 2011 года №590, Министерство культуры Российской Федерации выдает разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения включенных в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляется Минкультуры России, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 759-р. В соответствии с пунктом 6.3.1 Положения о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 07 февраля 2019 года №121, Управление Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу по поручению Министерства культуры Российской Федерации выдает разрешения и задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения, установленных Перечнем. Из пояснений консультанта отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Охремчука В.П. в судебном заседании, следует, что в рамках контроля за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, был сделан запрос в ФГКУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации», в ответ на который предоставлены договоры субподряда на проведение работ на объектах, заключенные подрядчиками, осуществляющими ремонтно-реставрационные работы на ОКН «Ансамбль Соловецкого монастыря и отдельные сооружения островов Соловецкого архипелага, XVI век - первая половина XX века». Из материалов дела следует, что 08 октября 2018 года между ООО «ОпрСтрой» (Заказчик) и ООО «Реставрационная мастерская» (Подрядчик) заключен Договор №№. В соответствии с п. 1.1. Договора Подрядчик принял на себя обязательства на проведение работ по воссозданию и реставрации столярных изделий ОКН федерального значения «Галерея-переход между папертями Трапезной палаты и Спасо-Преображенского собора, 1602, 1796 год, XIX век, зодчий – монах Трифон (Кологривов)». Согласно пункту 1.2 договора работы по Договору выполняются в соответствии с заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, на основании лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 22 июня 2015 года № МКРФ 02633 (Приложение № 1), а также письменного разрешения на проведение работ, указанных в пункте 1.1 настоящего Договора, выданного органом охраны объектов культурного наследия, и проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Срок проведения работ согласован Приложением № 3 к договору и составляет с 8 октября по 1 декабря 2018 года, срок действия договора – до 31 декабря 2018 года. Из материалов дела следует, что фактически работы выполнены до 31 декабря 2018 года (письмо № № от 16.07.2019). Письмом № № от 01 августа 2019 года ООО «Реставрационные мастерские» сообщают в отдел государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации о том, что работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены без получения в установленном порядке разрешений на их проведение. Выполнив в период с 8 октября по 31 декабря 2018 года работы по воссозданию и реставрации столярных изделий на ОКН федерального значения «Галерея-переход между папертями Трапезной палаты и Спасо-Преображенского собора, 1602, 1796 год, XIX век, зодчий – монах Трифон (Кологривов)» в отсутствие разрешения уполномоченного органа, ООО «Реставрационные мастерские» осуществило проведение строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия при обязательности его получения, т.е. совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.7.14 КоАП РФ. Вина ООО «Реставрационная мастерская» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, в том числе: - протоколом №№ об административном правонарушении от 16 июля 2018 года в отношении ООО «Реставрационная мастерская»; - информацией о государственном контракте №№, заключенном между ФГКУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» и ООО «ОпрСтрой»; - сведениями о субподрядных организациях, выполняющих работы на объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Соловецкого монастыря и отдельные сооружения островов Соловецкого архипелага, XVI век - первая половина XX века»; - копией договора подряда №№ от 08 октября 2018 года между ООО «ОпрСтрой» и ООО «Реставрационная мастерская», согласно которому ООО «Реставрационная мастерская» обязуется провести работы по воссозданию и реставрации столярных изделий на объекте культурного наследия федерального значения «Галерея-переход между папертями Трапезной палаты и Спасо-Преображенского собора, 1602, 1796 год, XIX век, зодчий – монах Трифон (Кологривов)», входящего в состав объекта культурного наследия «Ансамбля Соловецкого монастыря и отдельных сооружений островов Соловецкого архипелага, XIV века - первая половина XX века»; - сообщением ООО «Реставрационные мастерские» № № от 01 августа 2019 года, из которого следует, что работы по сохранению объекта культурного наследия проведены, однако разрешение на их проведение, несмотря на длительную переписку, не получены до настоящего времени; - сообщением ООО «Реставрационные мастерские» № № от 16 июля 2019 года, о сроках выполнения работ; - заявлением от 25.12.2018 года о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Галерея-переход между папертями Трапезной палаты и Спасо-Преображенского собора, 1602, 1796 год, XIX век, зодчий – монах Трифон (Кологривов)»; - письмом Министерства культуры РФ от 21.01.2019 № 3-12.1-03 об отказе в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, входящих в состав в состав объекта культурного наследия «Ансамбля Соловецкого монастыря и отдельных сооружений островов Соловецкого архипелага, XIV века - первая половина XX века». Все исследованные в судебном заседании доказательства являются достоверными, допустимыми и относимыми. Согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм. Суд отклоняет доводы ООО «Реставрационная мастерская» об отсутствии вины в установленном правонарушении, ввиду того, что работы ими выполнялись в отсутствии обязательного разрешения по причине несвоевременного переоформления лицензии Министерством Культуры. Так, зная, что предусмотренные договором подряда работы требуют наличия необходимого разрешения, а также то, что на выполнение работ по договору предусмотрены сроки - до 1 декабря 2018 года, Общество не проявило должной заботы и осмотрительности и обратилось с заявлением о переоформлении лицензии только 6 ноября 2018 года, учитывая срок рассмотрения лицензии, срок рассмотрения заявления на получение разрешения, данное разрешение не могло быть получено в срок оговоренный для выполнения работ. Из указанного следует, что обращаясь с заявлением на оформление документов, общество заранее должно было предполагать о невозможности получения разрешение на выполнение работ в предусмотренные договором сроки. Более того, как установлено из материалов дела, в соответствии с п. 1.2 Договора подряда, работы по договору выполняются Подрядчиком в соответствии с письменным разрешением на проведение работ, выданным органом охраны объектов культурного наследия. Несмотря на указанное, ООО «Реставрационная мастерская» выполнило работы в отсутствии названного разрешения. Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что у ООО «Реставрационная мастерская» имелась возможность для соблюдения требований законодательства, направленного на охрану объектов культурного наследия, за нарушение которых ст.7.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность ООО «Реставрационная мастерская» не представлено. Анализируя и оценивая в судебном заседании в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ исследованные доказательства в их совокупности, судья считает вину ООО «Реставрационная мастерская» в совершении административного правонарушения доказанной и квалифицирует его действия по ст.7.14 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Процедура оформления протокола соблюдена. Собранные по делу доказательства являются допустимыми, достоверными, согласующимися друг с другом и являющимися достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности ООО «Реставрационная мастерская» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ. За совершенное правонарушение ООО «Реставрационная мастерская» подлежит административному наказанию. Обстоятельств, исключающих производство по данному делу, а также оснований для освобождения ООО «Реставрационная мастерская» от административной ответственности, не имеется. Срок давности привлечения ООО «Реставрационная мастерская» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, суд не усматривает. Оснований для замены указанного наказания на предупреждение в соответствии с положениями ст. 4.1.1 КоАП РФ нет, поскольку это противоречило бы требованиям ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, которая содержит прямой запрет на замену штрафа предупреждением, в случае возникновения угрозы причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации. Сведений об отсутствии угрозы возникновения объектам культурного наследия органом по охране объектов культурного наследия в материалы дела не представлено, вместе с тем, выдача разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия направлена на охрану указанных объектов и неполучение указанного разрешения уже само по себе влечет угрозу причинения ему (объекту) вреда. Кроме этого, материалы дела свидетельствуют, что совершенное ООО «Реставрационная мастерская» не было выявлено в ходе проверки в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При назначении ООО «Реставрационная мастерская» административного наказания суд, согласно ст.4.1 КоАП РФ, учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств. Оценив представленные по делу доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, суд не усматривает оснований для применения в рассматриваемом случае ст.2.9 КоАП РФ, поскольку исходя из установленных обстоятельств, у суда не имеется оснований полагать, что деяние ООО «Реставрационная мастерская» в данном случае не представляет существенного нарушения охраняемых законом общественных отношений в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Судом учтено, также, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Согласно ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ. Считаю, что назначение административного наказания в виде административного штрафа в пределах санкции от 100тыс. руб. до 1 млн. руб. не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств, а также того, того, что юридическое лицо предпринимало попытки получить необходимое разрешение, и в целях исключения избыточного ограничения прав общества, размер штрафа подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, т.е. до 50000 руб. Издержек, связанных с рассмотрением данного дела об административном правонарушении, не имеется. Вещественных доказательств по данному делу об административных правонарушениях не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд постановил: Общество с ограниченной ответственностью «Реставрационная мастерская» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 50000 (Пятьдесят тысяч) рублей. Штраф подлежит уплате в течение 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу по следующим реквизитам: наименование получателя штрафа – Управление Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному округу, ИНН 7838415359, КПП 783801001, ОКТМО 40303000, ОКАТО 40262563000, расчетный счет получателя 40101810200000010001, банк получателя – Северо-Западное ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу, БИК 044030001, лицевой счет 04721А66839, КБК 05411690010016000140, назначение платежа: административный штраф. В случае неуплаты в шестидесятидневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу, штраф будет взыскан в принудительном порядке и правонарушитель может быть подвергнут к административной ответственности в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа. Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии данного постановления. Судья Е.А. Лощевская |