Постановление
по делу об административном правонарушении
7 июня 2018 года город Улан – Удэ
Судья Улан – Удэнского гарнизонного военного суда Плеханов Денис Александрович, при секретаре Цыбиковой Ю.Э., с участием прокурора – старшего помощника военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона старшего лейтенанта юстиции ФИО1, рассмотрев в помещении суда по адресу: город Улан - Удэ, улица Мокрова, дом 8, дело № 5-51/2018 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении военнослужащего войсковой части 00000<данные изъяты> ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>,
установил:
ФИО2, временно исполняя обязанности командира войсковой части 00000, дислоцированной в городе Улан-Удэ, в период с 27 февраля по 19 марта 2018 года, 28 февраля 2018 года получивший для принятия мер представления заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона от 9 февраля 2018 года № и от 16 февраля 2018 года №, в установленный законом месячный срок до 30 марта 2018 года мер по представлениям не принял, чем умышленно не выполнил законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом.
На рассмотрение дела об административном правонарушении ФИО2, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, не прибыл, при этом в направленном в суд заявлении от 29 мая 2018 года ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия и указал на признание вины.
Помимо признания ФИО2 своей вины, его виновность подтверждается следующими доказательствами.
В соответствие с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно этому Закону, одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.
Такое представление, в соответствие с пунктом 3 статьи 22 и пунктом 1 статьи 24 Закона, вносит прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона, в том числе и органами военного управления, в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Меры по их устранению должны быть приняты в месячный срок со дня внесения представления.
Статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Из материалов дела следует, что военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона в войсковой части 00000 проводились проверки по обращению военнослужащих указанной воинской части <данные изъяты>Г.Г.Е. и Н.М.А. по вопросу обеспечения их денежным довольствием не в полном размере.
По результатам данных проверок были внесены представления об устранении нарушений закона от 9 февраля 2018 года № и от 16 февраля 2018 года №, соответственно. В представлениях изложены требования о их рассмотрении с участием представителей прокуратуры; организации обеспечения денежным довольствием военнослужащих в соответствии с требованиями действующего законодательства; внесении соответствующих дополнений в приказы командира воинской части; подготовке и отправке в довольствующий орган документы для выплаты военнослужащим положенных выплат; рассмотрении вопроса о привлечении к установленной законом ответственности Л.А.А.; принятии в установленный законом месячный срок мер к устранению отмеченных в представлении нарушений закона и недопущению их впредь; сообщении о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру в письменной форме в месячный срок.
Поскольку нарушения, на необходимость принятия мер к устранению которых указано прокурором, в представлениях отражены, равно как и конкретные нормы законодательства, нарушение которых допущено, данные представления являются законным.
Таким образом, о принятых по представлениям мерах должно было быть сообщено в военную прокуратуру Улан-Удэнского гарнизона не позднее 30 марта 2018 года.
Однако, как это видно из постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 7 мая 2018 года, к установленному сроку командованием войсковой части 00000 таких сообщений в прокуратуру направлено не было.
Как видно из копии журнала № учёта входящей корреспонденции войсковой части 00000 за 2018 год представления от 16 февраля 2018 года № и от 9 февраля 2018 года за исх. № поступили в воинскую часть 28 февраля 2018 года, соответственно.
Из копий поступивших в войсковую часть 00000 представлений об устранении нарушений закона следует, что они были изучены ВрИО командира войсковой части 00000<данные изъяты> ФИО2, который наложил резолюцию, поручающую исполнение запроса юрисконсульту и начальнику <данные изъяты>, а контроль за исполнением запроса - начальнику <данные изъяты> воинской части. При этом на копиях представлений указана контрольная дата – 20 марта 2018 года.
Таким образом, время и возможность для своевременного принятия конкретных мер по устранению выявленных нарушений закона у должностных лиц войсковой части 00000 имелись.
Согласно справке начальника штаба войсковой части 00000 от 4 июня 2018 года №<данные изъяты> ФИО2 исполнял обязанности командира воинской части с 27 февраля 2018 года.
В соответствие с пунктом 1 статьи 21 Закона предметом прокурорского надзора в числе иных являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе и органами военного управления.
Согласно статьям 93 и 94 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, командир полка является командиром основной тактической и административно-хозяйственной единицы Вооружённых Сил, содержащейся по установленному штату, и в мирное и военное время отвечает в числе иного за воспитание и воинскую дисциплину личного состава полка. Он является прямым начальником всего личного состава полка, и обязан руководить воспитанием личного состава полка, принимать меры по предупреждению преступлений и происшествий в полку, в каждом случае обнаружения признаков преступления немедленно докладывать об этом старшему командиру (начальнику), незамедлительно уведомлять военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, органы военной полиции и принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, анализировать состояние воинской дисциплины, принимать в соответствии с нормами общевоинских уставов, Уставом военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации и во взаимодействии с органами военной полиции меры по розыску и задержанию военнослужащих, уклоняющихся от военной службы.
В соответствие со статьями 108 и 109 «Инструкции по делопроизводству в Вооружённых Силах Российской Федерации», утверждённой Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2017 года № 170 (далее – Инструкция) обязанность по изучению поступающих в воинскую часть документов и определению их исполнителей возлагается на командиров воинских частей. Согласно пункту 115 Инструкции, исполненные в воинской части служебные документы подписываются командиром воинской части.
Приведённые доказательства свидетельствуют о том, что заместитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона, внеся представления об устранении нарушений закона командиру войсковой части 00000, действовал в пределах полномочий, представленных ему Законом.
В соответствие с пунктом 9 Инструкции, ответственность за организацию делопроизводства в воинской части несёт командир этой воинской части.
В частности, именно командир воинской части обязан обеспечивать учёт поступающих служебных документов, их своевременное доведение до исполнителей и контроль за исполнением, требовать и добиваться от подчинённых своевременного и надлежащего исполнения полученных служебных документов.
В пункте 170 Инструкции указано, что командир воинской части при организации и осуществлении контроля за исполнением служебных документов обязан:
1) принять исчерпывающие меры для своевременного и надлежащего исполнения служебных документов;
2) организовать упреждающий контроль за исполнением служебных документов, включающий следующие меры:
а) определение средств и методов контроля за исполнением служебных документов, в том числе:
принятие решений, разработка планов и другие мероприятия с указанием конкретных сроков исполнения и должностных лиц, ответственных за исполнение служебных документов;
анализ промежуточной информации о принятых мерах по исполнению служебных документов;
б) осуществление проверок хода исполнения служебных документов;
в) заслушивание должностных лиц о проделанной работе по исполнению служебных документов;
г) проведение разбирательств по фактам несвоевременного или ненадлежащего исполнения служебных документов;
3) назначить лиц, ответственных за ведение контроля за исполнением служебных документов, и определить периодичность их заслушивания;
4) принимать меры при неисполнении в установленный срок или ненадлежащей проработке служебных документов к виновным должностным лицам.
Анализ приведённых норм Инструкции указывает на то, что определение исполнителя является обязанностью командира воинской части при рассмотрении поступившего документа, в том числе и представления прокурора, что, тем не менее, не снимает с командира воинской части ответственности за своевременное и качественное исполнение документа.
Изложенные доказательства позволяют утверждать, что ФИО2 исполняя обязанности командира войсковой части 00000, узнал о поступлении в воинскую часть представлений об устранении нарушений закона от 9 февраля 2018 года № и от 16 февраля 2018 года №, а также ознакомился с ним и с разъяснениями о необходимости их рассмотрения в месячный срок.
Приведённые выше доказательства свидетельствуют о том, что ФИО2 обязан был организовать рассмотрение представления в установленные сроки и имел для этого реальную возможность, однако должных мер к этому не принял, вследствие чего конкретные меры по устранению нарушений закона приняты и направлены в военную прокуратуру не были, что указывает на умышленный характер действий ФИО2
Таким образом, поскольку ФИО2, временно исполняя обязанности командира войсковой части 00000, умышленно не выполнил требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, эти действия ФИО2 квалифицируются по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Признать ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Штраф подлежит перечислению не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу на счёт: УФК по Хабаровскому краю (Военная прокуратура Восточного военного округа), лицевой счёт <***>, расчётный счёт <***>, ИНН <***>, КПП 272101001, БИК 040813001, ОГРН <***>, ОКТМО 08701000, Код дохода 41511690010016000140, Банк: Отделение Хабаровск, г. Хабаровск.
На постановление может быть подана жалоба судье, вынесшему постановление, либо непосредственно в Восточно-Сибирский окружной военный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Д.А. Плеханов