Дело об административном правонарушении № года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 февраля 2018 года город Липецк
Судья Левобережного районного суда г. Липецка Климова Л.В., рассмотрев дело о привлечении ОГУП «Липецкоблводоканал», ИНН <***>, КПП 482301001, ОГРН <***>, юридический адрес: <адрес> к административной ответственности по ч. 1 ст.8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЛО было проведено административное расследование в отношении ОГУП «Липецкоблводоканал», в ходе проведения которого было установлено, что ОГУП «Липецкоблводоканал», юридический адрес: <адрес> при осуществлении производственной деятельности по сбору и обработке сточных вод - комплекс «Задонский» филиал «Центральный» ОГУП «Липецкоблводоканал»( адрес: <адрес>), который эксплуатируя очистные сооружения, расположенные по вышеуказанному адресу, допустил сброс сточных вод в <адрес> с превышением загрязняющих веществ от истока до <адрес> без р.<адрес> (от истока до Воронежского г/у) и Тихая Сосна, код ВХУ № (Решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от 24.06.2016г. №-ДД.ММ.ГГГГ.008-Р-РСВХ-С-2016-00325/00, Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается результатами лабораторных исследований сточных (дренажных) вод, проведенными лабораторией контроля качества вод ОАО «Липецкая городская энергетическая компания», а также экспертным заключением филиала ЦЛАТИ по ЛО ФГБУ «ЦЛАТИ» по ЦФО от 18.12.2017г..
Определением от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенным государственным экспертом в области охраны окружающей среды ведущим специалистом –экспертом Управления Росприроднадзора по ЛО было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и составлен протокол об административном правонарушении за то, что в нарушение части 6 статьи 56, пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 23 Федерального закона N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в 3 квартале 2017г. с очистных сооружений комплекса «Задонский» филиала «Центральный» ОГУП «Липецкоблводоканал» сброс сточных вод в р.Дон и р.Тихая сосна после очистных сооружений был произведен с превышением установленных допустимых концентраций загрязняющих веществ по алюминию -3,8 ПДК, иммония ион-33,8 ПДК, СПАВ-2,6 ПДК, БПК (полное) -42,8 ПДК, взвешенные вещества – 14,6 ПДК, жиры -1,7 ПДК, железа-12,6 ПДК, марганца-3,9 ПДК, меди – 16 ПДК, нефтепродуктов-2,9 ПДК, стронция-1,6 ПДК, сульфидов 220 ПДК, фосфат-ионов -8,8 ПДК, фторид-ионов-5,9 ПДК, ХПК-5,5 ПДК, цинка-4,8 ПДК.
Определением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ЛО начальником отдела по экологическому надзору ФИО1 материалы дела направлены для рассмотрения в Левобережный районный суд г.Липецка.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЛО ФИО2 просила привлечь ОГУП «Липецкоблводоканал» к административной ответственности по ст. 8.14 ч.1 КоАП РФ, сославшись на допущенные обществом нарушения положений ст.ст.56,69 Водного кодекса РФ, ст. 23 ФЗ от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", что было установлено в ходе проведения административного расследования на основании полученных данных, в том числе, на основании экспертного заключения.
Представитель ОГУП «Липецкоблводоканал» ФИО3 в судебном заседании вину общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.14 КоАП РФ признала, не оспаривала допущенных нарушений при осуществлении хозяйственной деятельности комплекса «Задонский» филиал «Центральный» ОГУП «Липецкоблводоканал» ( адрес: <адрес>), при сбросе сточных вод в вышеуказанный период времени с превышением установленного ПДК загрязняющих веществ, согласилась с выводами экспертного заключения.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 2.1, ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусмотрена административная юридических лиц за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты в виде административного штрафа в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее водопользование.
Объективную сторону названного правонарушения образуют действия, нарушающие правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
В соответствии с требованиями статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон об охране окружающей среды) охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Под негативным воздействием на окружающую среду в силу положений указанной статьи Закона об охране окружающей среды понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; под загрязнением окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, среди прочих, поверхностные и подземные воды (п. 1 ст. 4 Закона об охране окружающей среды).
Частью 1 ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 39 ФЗ Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.Из п. 4 ст. 23 ФЗ от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Как следует из п. 4 ст. 56 Водного кодекса РФ, содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с подпунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Из материалов дела следует, на основании решения Управления экологии и природных ресурсов ЛО о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от 16.06.2016г. о предоставлении водного объекта – р.Дон и р.Тихая Сосна ОГУП «Липецкоблводоканал» осуществляет пользование указанным водным объектом при выполнении в том числе следующих условий: недопущение нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование содержит условия использования водного объекта, в том числе максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водный объект, объем сбрасываемых сточных вод.
Разрешением Росприроднадзора по ЛО № №№-с от ДД.ММ.ГГГГ. ОГУП «Липецкводоканал» разрешается осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных, в том числе дренажных вод в р.Дон (Дон от истока до г.Задонск до г.Лиски без р.р. Воронеж и Тихая Сосна) в пределах нормативов допустимых сбросов в период с 10.11.2016г. по 14.09.2021г. согласно перечню и количеству загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу, указанным в приложении к разрешению.
Как следует из экспертного заключения ФГБУ «ЦЛАТИ» по ЦФО от ДД.ММ.ГГГГ установлено превышение ПДК в сточных водах ОГУП «Липецкий областной водоканал» комплекс «Задонский» филиал «Центральный» за 3 квартал 2017г. алюминия - в 3,8 раз, аммония ион в 33,8 раз, СПАВ в 2,6 раз, БПК (полное) в 42,8 раз, взвешенные вещества –в 14,6 раз, жиры в 1,7 раз, железа в 12,6 раз, марганца в 3,9 раз, меди в 16 раз, нефтепродуктов в 2,9 раз, стронция в 1,6 раз, сульфидов в 220 раз, фосфат-ионов в 8,8 раз, фторид-ионов в 5,9 раз, ХПК в 5,5 раз, цинка в 4,8 раз.
Данные результат получены при сравнительном анализе представленных предприятием отчетным документам ОГУП» Липецкий областной водоканал» комплекс «Задонский» филиал «Центральный» за 3 квартал 2017г. с разрешением №С08161015 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду ( водные объекты) на основании приказа №-с от ДД.ММ.ГГГГ выданного Росприроднадзором по ЛО.
Таким образом, вина ОГУП «Липецкий областной водоканал» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.14 ч.1 КоАП РФ подтверждается вышеприведенным экспертным заключением, оснований с которым не согласиться не имеется, журналом учета качества сбрасываемых сточных вод и(или) дренажных) вод ОГУП « Липецкий областной водоканал» комплекс «Задонский» филиал «Центральный», данные в который вносятся лабораторией ОАО «ЛГЭК» и проверяются сотрудником ОГУП «Липецкий областной водоканал», журналом учета водоотведения, протоколами санитарно-химического исследования качества вод лабораторией контроля качества вод ОАО «ЛГЭК» отбора проб за июль, август, сентябрь 2017г..
Согласно п. 6 ст. 65 Закона об охране окружающей среды (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ) федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.
Критерии определения таких объектов утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 года N 903.
Вместе с тем с 30 июня 2015 года порядок осуществления федерального государственного экологического надзора осуществляется в соответствии Положением о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ 08 мая 2014 года N 426 (далее по тексту - Положение о федеральном государственном экологическом надзоре)
Согласно п. 4 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре федеральный государственный экологический надзор осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 65 Закона об охране окружающей среды государственный экологический надзор включает в себя в том числе государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.
Положением о федеральном государственном экологическом надзоре установлено, что федеральный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в области охраны окружающей среды, в том числе в области использования и охраны водных объектов.
ОГУП «Липецкоблводоканал» в нарушение требований п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых настоящим КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению установленных законодательством обязанностей, обществом не представлено.
При назначении наказания К смягчающим ответственность обстоятельствам суд относит признание вины, к отягчающим совершение ранее однородного административного правонарушения, поскольку не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст. 4.6. КоАП РФ).
При назначении наказания суд учитывает в качестве смягчающего обстоятельства признание вины.
Учитывая изложенное, а также то, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, признание вины, суд считает возможным назначить ОГУП «Липецкоблводоканал» наказание в виде административного штрафа в его минимальном размере- 80000 рублей, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ОГУП «Липецкоблводоканал», ИНН <***>, КПП 482301001,ОГРН <***>, юридический адрес: <адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и назначить наказание по данной статье в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10-ти суток со дня получения мотивированного постановления, которое будет изготовлено 16.02.2018г..
Судья Л.В.Климова