ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-51/2022ПО от 24.02.2022 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело №5-51/22 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 февраля 2022 года

Судья Ленинского районного суда - Карпычев А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Ленинского районного суда -Б) дело об административном правонарушении, представленное Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по в отношении:

ФИО3, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в , гражданки РФ, ФИО2 общественной ФИО6ФИО18, проживающей ,

о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

В период с 29 марта по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая документарная проверка деятельности общественной ФИО6ФИО19 (далее по тексту – ФИО6) на предмет соблюдения требований, предусмотренных п.10 ст.13.1, п.7 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 и ч.6 ст.29 ФЗ «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, о включении ФИО6 в предусмотренный законом реестр некоммерческих ФИО6, выполняющих функции иностранного агента, в случае осуществления ею деятельности в качестве некоммерческой ФИО6, выполняющей функции иностранного агента.

В ходе проведения проверки деятельности (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что ФИО6 получала иностранное финансирование. В проверяемый период на расчетные счета ФИО6 (валютный и рублевый) поступали денежные средства от иностранных источников.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в проверяемый период ФИО6 осуществляла деятельность, в том числе носящую политический характер. При изучении материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет выявлен ряд публикаций, носящий политический характер.

Таким образом, в ходе проведения проверки выявлены признаки некоммерческой ФИО6, выполняющей функции иностранного агента:

-ФИО6 за проверяемый период получены денежные средства от иностранных источников;

- установлено осуществление ФИО6 политической деятельности, путем:

- распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

- публичных обращений к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

- участия в ФИО6 и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, ФИО6 и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

- формирования общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований.

В соответствии с п.6 ст.2 ФЗ «О некоммерческих ФИО6» под некоммерческой ФИО6, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая ФИО6, которая получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных ФИО6, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Таким образом, ФИО6 при получении иностранного финансирования, и, одновременно осуществляя политическую деятельность, являлась некоммерческой ФИО6, выполняющей функцию иностранного агента, без представления в регистрирующий орган заявления о включении в реестр некоммерческих ФИО6, выполняющих функции иностранного агента.

В реестр некоммерческих ФИО6, выполняющих функции иностранного агента, сведения об ФИО6 включены Минюстом России ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение -р). В период с ДД.ММ.ГГГГ (дата окончания проверки) по ДД.ММ.ГГГГФИО2 О.В., являясь должностным лицом ФИО6, не подала заявление о включении её в предусмотренный п.10 ст.13.1 ФЗ «О некоммерческих ФИО6» реестр некоммерческих ФИО6, выполняющих функции иностранного агента.

Таким образом, ФИО2 О.В., являясь должностным лицом ФИО6, совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.34 КоАП РФ, выразившиеся в осуществлении ФИО6 деятельности некоммерческой ФИО6, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих ФИО6, выполняющих функции иностранного агента.

В судебное заседание ФИО7 О.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, с ходатайством об отложении рассмотрении дела не обращалась, вследствие чего судом принято решение о рассмотрении дела в её отсутствие.

Факт совершения ФИО7 О.В. административного правонарушения подтверждается:

1. Служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ, что ФИО6 осуществляла деятельность, носящую политический характер, а именно: ФИО2 О.В. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» имеет свою страницу в ВКонтакте, в которой содержится краткая информация о том, что она является ФИО2 Ивановского центра гендерных исследований (https://vk.com/oshnyrova). При изучении указанной страницы выявлен ряд публикаций, носящий политический характер:

- ДД.ММ.ГГГГФИО7 О.В. призывает подписать петицию «Помоги сделать мир лучше. Подпиши петицию». Петиция открыта для подписи и содержит обращение к Президенту Российской Федерации, а также Генеральному прокурору. При этом указано, что вопрос о положении женщин на Кавказе рассмотрен в рамках семинара, прошедшего в Суздале в августе 2020 и реализуемого при поддержке и в рамках региональной программы ФИО1 «ФИО22» (ФИО21);

- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (ФИО23) размещена информация об участии ФИО2 О.В. в выборах в Ивановскую городскую Думу, а также призыв к поддержке ФИО7 О.В. на указанных выборах, обращение к «потенциальным избирателям»;

- ДД.ММ.ГГГГ (httpsФИО24) размещена ссылка на статью «Атака на профсоюзы АУГСГиП» (источник «ФИО28» ФИО25), в которой содержится информация о проведении публичных акций и пикетов в защиту преподавателей в Санкт-Петербурге, а также указаны контактные данные для лиц, желающих принять участие в указанных мероприятиях (на момент размещения ссылки акции проведены);

- ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ размещена информация об участии ФИО2 О.В. в «митинге против пенсионной реформы», а также призыв к участию в указанном митинге (ФИО26).

Также, ФИО2 О.В. в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» имеет свою страницу в Facebook ФИО29), в которой содержится краткая информация следующего содержания: «ФИО30» (перевод: Должность и обязанности: преподаватель, доцент (доцент), ФИО2ФИО31) (ФИО32);

- ДД.ММ.ГГГГ размещена публикация со ссылкой на петицию против поправок, вносимых в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и призывом подписать указанную петицию («Пока ещё не совсем поздно, подпишите те, кто не подписал»);

- ДД.ММ.ГГГГ размещена публикация о событиях в Брюсселе – фото с лозунгами «ФИО33» (перевод: «Свободу Навальному»);

- ДД.ММ.ГГГГФИО7 О.В. поддерживает заявление членов РАН против поправок к закону об образовании, вводящих жесткое государственное регулирование любой просветительской деятельности в стране. Размещена ссылка на страницу . По указанной ссылке размещена информация с призывом депутатов Государственной Думы отклонить проект поправок, вносимых в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а «всех граждан нашей страны – мирным и законным путем отстаивать свои конституционные права ради нашего общего будущего»;

- ДД.ММ.ГГГГ размещена информация о проведении научно-практической конференции на тему «Новый конституционный режим, проблема гендерного неравенства и перспективы «зеленого развития России». Мероприятие проводилось немецким политическим ФИО1ФИО1 имени Фридриха Эберта. ФИО2 О.В. заявлена докладчиком на указанном мероприятии;

- ДД.ММ.ГГГГ размещена ссылка на социальный видеоролик, адресованный жителям Российской Федерации. При этом ссылка содержит переадресацию на сайт «ФИО34», на котором размещена информация о планируемых в 2020 году мероприятиях в поддержку ФИО4 Фургала, призыв к участию в указанных мероприятиях жителей, а также в иных мероприятиях, направленных на противодействие существующему политическому строю;

- ДД.ММ.ГГГГ размещена ссылка на видеоролик с акцией протеста, проходившей в Белоруссии. При этом в комментариях к публикации ФИО2 О.В. выражено одобрение («солидарность») событий, происходящих в Белоруссии и направленных против существующего политического строя;

- ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ размещены публикации, выражающие негативное отношение ФИО2 О.В. к процессу принятия поправок в Конституцию Российской Федерации;

ФИО6 проводился опрос респондентов на тему «ИЦГИ. Июль. Мониторинг трудовых прав в условиях смягчения мер противодействия COVID-19. Роль профсоюзов и женских НКО» (публикация от ДД.ММ.ГГГГ на странице ФИО2 О.В. (ФИО35, ФИО36).

Результаты проведенного опроса были систематизированы и представлены ФИО2 О.В. на Онлайн-конференции о защите прав работников в условиях пандемии коронавируса, проведенной Социал-демократической фракцией и Гендерной фракцией партии «Яблоко» как результат неэффективной политики лиц, стоящих у власти. В своем выступлении ФИО7ФИО45. акцентировала внимание на необходимых мерах противодействия существующему политическому строю, в частности отстаивании прав НКО в условиях расширения прав и полномочий органов власти и самоуправления (ФИО37), а именно:

- с 1.28: ФИО7ФИО41. высказывает мнение о расширении полномочий полиции и негативном влиянии расширения на возможность отстаивания прав гражданского общества, а также о необходимости реагирования на политические изменения;

- с 1.29.42: ФИО7ФИО43. упоминает совещание, проводимое ФИО9 совместно с министрами, о социальных гарантиях, отмечает негативную реакцию населения на обсуждаемые на указанном заседании вопросы, сравнивает ситуацию в стране с «закипающим чайником», негативно оценивает ситуацию в стране в перспективе. Такой опрос не может являться научной деятельностью.

На youtube-канале ФИО6 (ФИО38) ДД.ММ.ГГГГ размещено видео «Семинар.Вступление». Тема семинара: «Рассмотрение явления феминистского отката: вытеснение женщины из различных сфер жизни общества, усиление традиционализма». В ходе семинара:

- с 3:12: ФИО7ФИО44. высказывает мнение о том, что ситуация в стране становится «более тревожной», в том числе Президентом подписываются декреты «ограничивающие возможности гражданского общества»;

- с 5:30 и 8:20: ФИО7 О.В. призывает «повлиять на позицию Минтруда» относительно рассмотрения вопроса об ограничении прав женщин занимать определенные профессии.

На сайте ФИО6 размещен перевод работы ФИО17 «Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм, большевизм» (переводчики с английского языка ФИО10 и ФИО7ФИО42., научный редактор ФИО7 О.В.), а также статья ФИО11 (со ссылкой на источник: Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия История. Политология. Экономика. Информатика.2015. (198). Выпуск ) «Леоба: ученая монахиня, аббатиса, святая», которая в списке литературы содержит активную ссылку на статью ФИО12 «Женщина в истории западноевропейского Средневековья». В данном переводе, а также статье ФИО12 содержится информация об осуществлении данного издания при поддержке благотворительной ФИО6 Институт «ФИО40» (ФИО1 Сороса) в рамках Женской Сетевой программы (ФИО39). Деятельность ФИО1 Открытое общество (ФИО49) признана нежелательной на территории Российской Федерации.(ФИО48).

В проверяемый период ФИО6 реализована региональная программа ФИО1 «Социальная справедливость и региональная интеграция в России, Украине, Южном Кавказе, в Белоруссии и Молдове» согласно договору о сотрудничестве и целевом финансировании от ДД.ММ.ГГГГ между Филиалом ФИО1 (ФРГ) в Российской Федерации ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках договора реализован проект «Проблема гендерного насилия на рабочем месте в России».

В проверяемый период ФИО6 заключен договор о сотрудничестве и целевом финансировании от ДД.ММ.ГГГГ Филиалом ФИО1 (ФРГ) в Российской Федерации о проведении в марте 2021 года в городах Иваново и Плес совместно мероприятия по теме «Взаимодействие гражданских ФИО6 для отстаивания прав женщин». Среди тем мероприятия предусмотрено, в том числе, проведение экспертного опроса целевой группы об опыте взаимодействия с органами власти и друг с другом с проведением онлайн-семинара по итогам. Вместе с тем, в данном случае имеет место проведение не просто опроса, а проведение целевого опроса, а также проведение онлайн-семинара по итогам.

2. Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, из которого (кроме изложенных выше сведений) следует, что в период с 2018 по 2021 год на банковские счета ФИО6 неоднократно поступали денежные средства от иностранных источников в рублях и в иностранной валюте. В том числе: от представительства общества «Оксфам», филиала ФИО1 (Германия), от ФИО13 (Украина), от ФИО14 (Украина), от ФИО15 (Украина), от ФИО16 (Казахстан), от ФИО1 «ФИО47» (Германия), от ФИО1 «ФИО46 (Португалия). За 2018 год общая сумма поступлений составила 179.761,43 рубля, за 2019 год – 1.329.441,30 рубля, за 2020 год – 2.990.446,48 рубля, за 2021 год (на дату проверки) – 500.000 рублей.

3. Осмотром в суде скриншотов и видеозаписей, фигурирующих в акте и служебной записке.

При принятии решения судом также исследовались материалы контрольного производства Управления МЮ России по , содержащие пометку «Для служебного пользования», которые в силу требований п.2 приложения 2 к приказу Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Минюсте России и его территориальных органах» не подлежат разглашению (распространению) без разрешения соответствующего должностного лица, уполномоченного относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения.

Анализируя предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Внеплановая проверка ФИО6 проведена с соблюдением требований ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при наличии повода - обращения граждан в Управление МЮ России по , указывающего на наличие признаков осуществления деятельности иностранного агента в работе ФИО6. Проверка проводилась уполномоченными должностными лицами на основании соответствующего распоряжения. С распоряжением о проведении проверки и актом, составленным по ее результатам, ФИО7 О.В. была ознакомлена, его копию получила.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности некоммерческой ФИО6, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих ФИО6, выполняющих функции иностранного агента.

В соответствии с п.6 ст.2 ФЗ «О некоммерческих ФИО6» некоммерческая ФИО6, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в ФИО6 и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Таким образом, для признания некоммерческой ФИО6 выполняющей функции иностранного агента, необходимо наличие финансирования из иностранных источников и участие в политической деятельности на территории Российской Федерации, то есть участие в ФИО6 и проведении, а также финансировании политических акций в различных формах, направленных на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленных на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.

В силу п.2 ст.32 ФЗ «О некоммерческих ФИО6» ФИО6, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой ФИО6, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п.10 ст.13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих ФИО6, выполняющих функции иностранного агента.

Порядок введения реестра и бланка заявления утверждены Приказом Минюста России «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» № 223 от 30.11.2012. Пунктом 12 данного Порядка установлено, что заявление о включении некоммерческой организации в реестр представляется в Министерство или его территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

На момент проведения проверки в реестре некоммерческих ФИО6, выполняющих функции иностранного агента, сведения об ФИО6 отсутствовали.

Предоставленные суду и исследованные доказательства позволяют сделать вывод о финансировании в период 2018-2021 годов Организации из иностранных источников – получении ею на банковские счета от организаций Германии, Португалии, а также физических лиц из Казахстана и Украины денежных средств в российской и в иностранной валюте в общей сумме свыше 5 миллионов рублей, что при досудебном производстве ФИО7 О.В. не спаривалось.

При этом ФИО6 в указанный период времени принимала участие в политической деятельности на территории Российской Федерации путем: распространения мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике, публичных обращений к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; участие в ФИО6 и проведении публичных мероприятий, ФИО6 и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений, формировании общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения с обнародованием результатов или проведения иных социологических исследований.

Данный выводам вытекает из анализа содержания публикаций на интернет-страницах ФИО6 и ФИО7 О.В. в социальных сетях и видеозаписей, исследованных в судебном заседании.

Содержание публикаций, доступных неограниченному кругу лиц, ссылки на которые содержатся в материалах дела, позволяет сделать однозначный вывод об участии ФИО6 в политической деятельности в приведенных выше формах.

При публикациях ФИО7 О.В. позиционировала себя как руководитель «Центра гендерных исследований», имела подписчиков на своих интернет-страницах, ее публикации были доступны неограниченному кругу лиц.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ФИО7 О.В. является ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о доказанности вины ФИО7 О.В. в совершении административного правонарушения.

Административное правонарушение совершено ФИО7 О.В. в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Объективных препятствий для ФИО7 О.В., как ФИО2, подать заявление о включении ФИО6 в реестр некоммерческих ФИО6, выполняющих функции иностранного агента, в уполномоченный орган, не установлено. Осознавая, что ФИО6 не включена в соответствующий реестр некоммерческих ФИО6, ФИО7 О.В., как руководитель ФИО6, осуществляла политическую деятельность общественной ФИО6ФИО20.

Учитывая обстоятельства дела, личность ФИО7 О.В., к административной ответственности, согласно материалам дела, привлекаемой впервые, достижение целей наказания возможно при назначении наказания в виде штрафа в минимальном размере санкции статьи.

руководствуясь ч.1 ст. 19.34, ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

ФИО3 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Штраф в размере 100 000 рублей перечислить по реквизитам:

Наименование получателя платежа УФК по (Управление Министерства юстиции Российской Федерации по , л/с 04341880090), ИНН 3702561041, КПП 370201001, расчетный счет 03, Отделение Иваново банка России/ УФК по , БИК 012406500, корреспондентский счет банка 40, ОКТМО 24701000, КБК 31, назначение платежа: административный штраф по делу , УИН 0.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что при неуплате административного штрафа в течение 60 суток со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, оно подлежит привлечению к административной ответственности по ст.20.25 ч.1 КоАП РФ, влекущей наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административный арест на срок до 15 суток.

Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получении копии постановления.

Судья А.А. Карпычев