ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-52 от 07.09.2016 Дудинского районного суда (Красноярский край)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Дудинка 7 сентября 2016 года

Судья Дудинского районного суда Красноярского края А.А.Калмыков, рассмотрев материалы дела № 5-52 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.9.1 КоАП РФ в отношении Публичного акционерного общества «ГМК «Норильский никель», ИНН <***>, юридический адрес: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л :

17.08.2016 года, в 13.00 часов при проведении проверки Дудинского постоянного поверхностного склада взрывчатых материалов Комплекса по переработке спецгрузов Заполярного транспортного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель»», расположенного по адресу: <адрес>, государственным инспектором отдела горного, государственного строительного надзора по Норильскому промрайону ФИО1, были установлены факты нарушения требований промышленной безопасности к получению, использованию и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах, выразившихся в нарушении обязательных норм и правил, а именно:

1) в нарушение отдельных положений Закона РФ № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закона № 116-ФЗ), а именно:

- ст.2, в соответствии с которой опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, в том числе объекты, на которых используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в определенных количествах взрывчатые вещества. Опасные производственные объекты подлежат в установленном порядке в государственном реестре, подразделяются на классы опасности, присвоение которых осуществляется при их регистрации в госреестре:

- абз.1, 5, 19 ч.1 ст.9 Закона РФ № 116-ФЗ, согласно которых организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона и других нормативных правовых актов; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

- п.16 Административного регламента по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора № 606 от 04.09.2007 года, предусматривающего, что заявление о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре подается эксплуатирующей организацией в регистрирующий орган в соответствии с ее местонахождением согласно ее уставным документам в срок не позднее 10 дней с начала эксплуатации опасного производственного объекта(ов);

в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрирован опасный производственный объект, а именно площадка погрузки-разгрузки взрывчатых материалов, идентифицируемая по признаку транспортирования взрывчатых материалов, эксплуатируемая ЗТФ ПАО «ГМК «Норильский никель»», что подтверждается документами по приходу взрывчатых материалов (коносамент, морская накладная) в указанные даты: 08.02.2016 – 79904 кг., 24.02.2016 – 63948 кг, 25.03.2016 – 95956 кг, 25.04.2016 – 95015 кг, что указывает на II класс опасности – опасные производственные объекты высокой опасности. В указанный период опасный производственный объект – Площадка погрузки-выгрузки взрывчатых материалов причала Комплекса по переработке спецгрузов ЗТФО ПАО ГМК НН не эксплуатировалась, так как носит сезонный характер работ с июня по октябрь. Заявление о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре по вышеуказанным фактам от ПАО ГМК НН не подавалось;

2) в имеющихся у ПАО ГМК НН лицензиях на деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, указан адрес места осуществления лицензируемой деятельности: Красноярский край, г.Дудинка, причал комплекса по переработке спецгрузов ЗТФ ОАО ГМК НН адрес, иного места осуществления деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, такие, как причалы производственно-перегрузочного комплекса № 1 и № 2 ЗТФ ПАО ГМК НН, не указаны, что нарушает:

- ст.6 Закона РФ № 116-ФЗ, согласно которой отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию;

- абз.1, 4, 19 ч.1 ст.9 Закона РФ № 116-ФЗ, в соответствии с которыми организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона и других нормативных правовых актов; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

- абз.50 ч.1 ст.12 Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 года, вы соответствии с которой деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, подлежит лицензированию;

3) ПАО ГМК НН, как организация, ведущая взрывные работы, не получило разрешение на ведение работ с взрывчатыми материалами промышленного назначения: аммонит 6жв (в полиэтиленовой оболочке ?60,90), Аммонит ПЖВ-20 (IV класс), Аммонал-200, Гранулит АС-8, Гранулит А3, Гранулит А6, Гранулит Игданит, Гранулит Игданит П, Граммонит 79/21, Гранулотол, Граммонит Т-5, ПТ-П750, ТГФ850Э, что нарушает:

- абз.1, 4, 19 ч.1 ст.9 Закона РФ № 116-ФЗ, в соответствии с которыми организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона и других нормативных правовых актов; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

- п.4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», утвержденных Приказом Ростехнадзора № 605 от 16.12.2013 года, в соответствии с которым организации, ведущие взрывные работы, должны получать разрешение на ведение работ с взрывчатыми материалами промышленного назначения;

4) отсутствие оформленной в установленном порядке технической документации (проектов буровзрывных (взрывных) работ, паспортов) на ведение взрывных работ, связанной с проведением испытаний следующих взрывчатых материалов, имеющих разрешение на применение: аммонит 6жв ? 31, нитронит ® П, Нитронит ® ПАС, аммонит 6жв (в полиэтиленовой оболочке ? 60,90), Аммонит ПЖВ-20 (IV класс), Аммонал-200, Гранулит АС-8, Гранулит А3, Гранулит А6, Гранулит Игданит, Гранулит Игданит П, Граммонит 79/21, Гранулотол, Граммонит Т-5, ПТ-П750, ТГФ850Э, вследствие чего персонал, осуществляющий буровзрывные работы, не ознакомлен под роспись, что нарушает:

- абз.1, 19 ч.1, абз.1 ч.2 ст.9 Закона РФ № 116-ФЗ, в соответствии с которыми организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона и других нормативных правовых актов; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

- п 163, 164, 166, 167 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», утвержденных Приказом Ростехнадзора № 605 от 16.12.2013 года, в соответствии с которыми взрывные работы необходимо осуществлять в соответствии с оформленной в установленном порядке технической документацией (проектами буровзрывных (взрывных) работ, паспортами). С такими документами персонал, осуществляющий буровзрывные работы, должен быть ознакомлен под роспись. Данные проекты и паспорт взрывных работ должны содержать установленный перечень сведений, в том числе наименования взрывчатых материалов;

5) акты испытаний ВМ № 133, № 167 не соответствуют приложению 4 к Правилам безопасности при взрывных работах, в журнале учета испытаний взрывчатых материалов, № 5 отсутствует подпись лиц, проводивших испытания, что нарушает:

- абз.1, 19 ч.1, абз.1 ч.2 ст.9 Закона РФ № 116-ФЗ, в соответствии с которыми организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона и других нормативных правовых актов; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

- п.7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», утвержденных Приказом Ростехнадзора № 605, в соответствии с которым Результаты испытаний оформляются актом с последующей записью в Журнале учета испытаний взрывчатых материалов, в соответствии с приложениями N 4, N 5 к настоящим Правилам;

6) взрывчатые материалы расположены в контейнерах не на площадке № 9, а возле нее, что нарушает:

- абз.1, 19 ч.1, абз.1 ч.2 ст.9 Закона РФ № 116-ФЗ, в соответствии с которыми организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона и других нормативных правовых актов; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

- п.456 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», утвержденных Приказом Ростехнадзора № 605, в соответствии с которым в случаях сезонного завоза взрывчатых материалов, работах передвижного характера, а также в районах Крайнего Севера допустимо хранение взрывчатых материалов и аммиачной селитры в контейнерах на открытых площадках.

7) на площадках хранения взрывчатых веществ № 9, 40 в два яруса расположены опломбированные контейнеры. Между рядами контейнеров не оставлен проход шириной, обеспечивающей проезд подьемно-транспортных механизмов, что нарушает:

- абз.1, 19 ч.1, абз.1 ч.2 ст.9 Закона РФ № 116-ФЗ, в соответствии с которыми организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона и других нормативных правовых актов; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

- п.476 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», утвержденных Приказом Ростехнадзора № 605, в соответствии с которым при хранении взрывчатых веществ в контейнерах на площадках допускается размещение их в два яруса. Между рядами контейнеров должны оставляться проходы шириной, обеспечивающей проезд подъемно-транспортных механизмов,

что по мнению лица, составившего протокол об административном правонарушении, влечет административную ответственность по ч.2 ст.9.1 КоАП РФ.

При рассмотрении дела представитель лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2 пояснил, что указанные в коносаментах от 08.02.2016, 24.02.2016, 25.03.2016, 25.03.2016,25.04.2016 года ВМ перегружались с морского судна в кузов транспортного средства в соответствии с действующими Мероприятиями по безопасному производству погрузочно-разгрузочных работ на причале ППК № 1 ЗТФ ОАО ГМК НН, согласованными МТУ Ростехнадзора в 2011 году. В связи с поступившими замечаниями МТУ Ростенадзора с апреля 2016 года компанией прекращена перегрузка ВМ на морских причалах, начата работа по переоформлению действующей лицензии. При этом, материалы административного дела не содержат сведений о непосредственной угрозе людям, отсутствует обоснование применения крайней обеспечительной меры в виде административного приостановления деятельности. До переоформления лицензии деятельность в ЗТФ компании осуществляется исключительно на специально оборудованном и предназначенном для этих целей причале спецгрузов. Заявление на разрешение на ведение взрывных работ с полным перечнем ВМ направлено в МТУ Ростехнадзора 02.09.2016 года. Также, подана заявка на изготовление журналов необходимой формы. В день проведения проверки контейнеры находились на оперативной площадке контейнерной площадки хранения ВМ № 9. Просит суд при рассмотрении протокола об административном правонарушении не применять исключительную меру ответственности в виде административного приостановления деятельности.

Виновность юридического лица подтверждается собранными доказательствами:

- актом проверки № 2-0280/17-ПН, составленным государственным инспектором отдела горного, государственного строительного надзора по Норильскому промрайону 17.08.2016 года, в присутствии уполномоченных лиц ЗТФ ПАО ГМК НН, в ходе которой были установлены факты допущенных нарушений, указанных в описательной части настоящего постановления;

- предписаниями от 17.08.2016 года, выданными по результатам проведенной проверки, об устранении выявленных нарушений, данные предписания лицом, привлекаемым к административной ответственности в установленном порядке не оспорены;

- представленными суду копиями коносаментов и перечней-тальманок, из которых следует, что доставка контейнеров со ВМ в ЗТФ ПАО ГМК НН производилась морским транспортом в указанные в постановлении даты при том, что площадка погрузки-выгрузки ВМ Комплекса по переработке спецгрузов не эксплуатировалась, так как ее эксплуатация носит сезонный характер. Доводы представителя ПАО ГМК НН о том, что после апреля 2016 года морские причалы ППК № 1 не использовались при обороте ВМ также прямо опровергаются коносаментами, датированными 19.07.2016 года;

- копиями реестров обработки грузов и морских судов в навигацию 2016 года;

- копиями актов испытаний ВМ;

- протоколом об административном правонарушении, № 2-0280/050-1 от 31.08.2016 года;

- копией заявления о внесении изменений в государственный реестр опасных производственных объектов № ЗФ-103/422 от 26.08.2016 года;

- другими материалами дела.

Заслушав пояснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, пояснения государственного инспектора отдела горного, государственного строительного надзора по Норильскому промрайону ФИО1, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ПАО ГМК НН совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.9.1 КоАП РФ - нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах.

При этом, юридическое лицо осознавало противоправность своих действий, допускало возможность наступления вредных последствий, имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность, но не приняло достаточных мер по их соблюдению.

В связи с изложенным ПАО ГМК НН подлежит административной ответственности за совершенное административное правонарушение.

Обсуждая вопрос о назначении лицу конкретного вида административного наказания, предусмотренного санкцией ч.2 ст.9.1 КоАП РФ, суд приходит к следующему.

По смыслу ст.3.12 КоАП РФ, наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Таким образом, данный вид наказания является крайней мерой, неприменение которой может повлечь наступление неблагоприятных последствий, указанных в ч.1 ст.3.12 КоАП РФ.

Суд отмечает, что из семи выявленных уполномоченным органом нарушений требований промышленной безопасности только два связаны с осуществлением деятельности на морских причалах ППК № 1 и ППК № 2 ЗТФ ОАО ГМК НН.

При этом, из представленных в деле копий ранее вынесенных в отношении ПАО ГМК НН постановлений о привлечении к административной ответственности следует, что нарушения, составляющие предмет рассмотрения по настоящему делу, выявлены в деятельности предприятия впервые.

При таких обстоятельствах, суд полагает применение крайней меры ответственности в виде административного приостановления деятельности преждевременным и излишним, в связи с чем считает необходимым назначить ПАО ГМК НН административное наказание в виде административного штрафа.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 20.4, 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,

П О С Т А Н О В И Л :

Публичное акционерное общество «Горно-металлургическая компания «Норильский никель»» ИНН <***>, юридический адрес: <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.1 КоАП РФ и привлечь его к административной ответственности, подвергнув наказанию в виде административного штрафа в размере 400.000 (четыреста тысяч) рублей.

Наименование получателя штрафа: УФК по Красноярскому краю (Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору л/с <***>), ИНН <***>, № счета 401 018 106 000 000 100 01, БИК 040 407 001, КПП 770 301 001, ОКТМО 04 729 000, КБК 498 1 16 45000 01 6000 140.

В соответствии с п.1 ст.32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в отделении Сберегательного Банка Российской Федерации не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу. Согласно п.5 ст.32.2 КРФоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление предъявляется к исполнению в течение 1 года со дня вступления в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии постановления в Красноярский краевой суд.

Судья (подпись) А.А. Калмыков

Копия верна: А.А. Калмыков