Дело № 5-522/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
06 декабря 2018 года
Заднепровский районный суд г. Смоленска Смоленской обл. РФ, расположенный по адресу: <...>,
Судья Дворянчиков Евгений Николаевич, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении
ООО «Зона Бетона» (далее по тексту постановления - ООО, Общество), зарегистрированного по адресу: <адрес> (ИНН №, КПП №, ОГРН №, ОКПО №),
у с т а н о в и л:
ООО «Зона Бетона» виновно в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС, совершенном при следующих обстоятельствах.
24 июля 2018 года в 13 часов 54 минуты таможенным представителем ООО «<данные изъяты>» в лице специалиста по ТО ФИО, на основании договора таможенного представителя и от имени декларанта ООО «Зона Бетона» на Смоленский таможенный пост (ЦЭД) Смоленской таможни в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления была подана декларация на партию из трех товаров №.
Товар ввезен на таможенную территорию ЕАЭС в составе товарной партии, перемещаемой на железнодорожном транспорте в багажном вагоне по транзитной декларации №, дорожной ведомости № от ДД.ММ.ГГГГ., счет-проформе № от ДД.ММ.ГГГГ., в рамках исполнения внешнеторгового контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Зона Бетона» и компанией ЧП «<данные изъяты>» (Узбекистан).
01 августа 2018 года должностными лицами Московского железнодорожного поста Московской таможни был проведен таможенный досмотр товара, ввезенного в багажном вагоне.
Было установлено, что товаром №, заявленном в вышеупомянутой декларации на товары, в графе № указан «щебень природный для собственного использования». Щебень фракции 5-20мм, производитель ЧП «<данные изъяты>», товарный знак «<данные изъяты>», количество 80 кг., код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешне экономической деятельности (далее по тексту ТН ВЭД) ЕАЭС №, страна происхождения Республика Узбекистан.
Таким образом, Предприятие ввезло на таможенную территорию ЕАЭС товар, нарушив положения постановления Правительства РФ № 773 от 30 июня 2018года «О лицензировании импорта щебня, гравия, отсевов дробления, материалов из отсевов дробления и смесей, компонентами которых являются щебень, гравий и песок».
В соответствии с решением комиссии ТС № 687 от 22 июня 2011 года «О положении и едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию ТС в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров» следует, что при ввозе на таможенную территорию ТС и декларировании товара - щебень - необходимо получение и представление в таможенный орган при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, лицензии Минпромторга России и сертификата соответствия.
Так, ни на момент перемещения через таможенную границу ЕАЭС, ни на момент таможенного декларирования товара № - щебень, в комплекте документов лицензия Минпромторга РФ представленная не была, сведения о ней в графе 44 декларации на товары № отсутствовали.
В связи с данными обстоятельствами 19 сентября 2018 года сотрудником таможни в отношении ООО «Зона Бетона» было возбуждено дело о правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ.
Товар №, являющийся предметом административного правонарушения - «щебень природный для собственного использования». Щебень фракции 5-20мм, производитель ЧП «<данные изъяты>», товарный знак «<данные изъяты>», количество 80 кг., был изъят ДД.ММ.ГГГГ и помещен в зону таможенного контроля багажного отделения Казанского вокзала МЖА МФ АО ФПК (<адрес>).
В процессе административного расследования гендиректор Предприятия ФИО1 вину во вменяемом деянии руководимого им Общества признал. Договор с ЧП «<данные изъяты>» не предусматривал получение разрешительных документов. Обязанность по получению таких документов лежит на ООО «Зона Бетона». Действия на получение разрешительных документов на указанный товар, заявленный в декларации на товары, работниками ООО «Зона Бетона» не производились. До подачи декларации на товары работники ООО «Зона Бетона» осмотр товаров не производили, хотя такая обязанность ему известна. Требования, предъявляемые для ввезенного товара № - щебень природный по получению необходимой лицензии Обществу были известны. Однако в силу того, что процедура оформления лицензии для ООО оказалась дорогостоящей, то получение ее Обществом не осуществлено. Общество не получало лицензию ФИО3 и сертификат соответствия на ввезенные товары в связи с тем, что те товары ввозились в качестве образцов для личных собственных целей Общества, а не для реализации на внутреннем рынке, отчуждение товаров не предполагалось ни в какой форме (л.д.73-74).
В судебное разбирательство руководитель ООО «Зона Бетона» не явился, направив письмо с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества, и с просьбой о конфискации товара, явившегося предметом правонарушения.
Суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Предприятия.
Ознакомившись с материалами дела, райсуд приходит к следующему.
В ходе административного расследования был опрошен сотрудник Смоленской таможни ФИО2, осуществляющий таможенный контроль при подаче декларации на товары, из показаний которого следует, что в связи с тем, что участник внешнеэкономической деятельности ООО «Зона Бетона», является резидентом РФ, оригинал лицензии должен был быть получен в Минпромторге РФ и зарегистрирован в таможенном органе до фактического перемещения товара через таможенную границу ТС, однако, ни на момент перемещения через таможенную границу ЕАЭС, ни на момент таможенного декларирования товара № - щебень… - в комплекте документов, представленных к декларации на товары № лицензия Минпромторга РФ представлена не была, сведения о ней в графе 44 декларации отсутствовали. Товар №, заявленный в указанной декларации на товары, заказывался именно ООО «Зона Бетона» и обязанность по получению и предоставлению лицензии при ввозе данного товара на территорию ЕАЭС и таможенного декларирования возложена именно на ООО «Зона Бетона». Товар №, заявленный в упомянутой декларации на товары, подпадает под лицензирование независимо от целей ввоза (л.д.57-63).
От таможенного представителя ООО «<данные изъяты>», подавшего декларацию на товары в Смоленскую таможню поступило сообщение о том, что в ООО «<данные изъяты>» отсутствует информация о наличии лицензии на товар № - щебень… (л.д.28).
Также виновность Общества в совершении указанного административного правонарушения подтверждается:
актом таможенного досмотра № от 01.08.2019г. (л.д.22-25), которым установлено, что на момент перемещения товара № через таможенную границу ЕАЭС и на момент таможенного декларирования того товара в комплекте документов, прилагаемых к декларации на товара № лицензия Минпромторга РФ отсутствовала;
декларацией на товары № (л.д.11-14);
копией транзитной декларации № (л.д.18-19);
копией дорожной ведомости № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.15-16);
копией счет-проформы № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.17);
копией внешнеторгового контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Зона бетона» (Россия) и компанией ЧП «<данные изъяты>» (Узбекистан) (л.д.20-21).
С 01.01.2018г. на территории РФ введен в действие таможенный Кодекс Евразийского экономического союза (далее по тексту ТК ЕАЭС) нормы которого имеют прямое действие.
Суд учёл, что из положений ст.ст. 104, 105, 106 ТК ЕАЭС товары при помещении под таможенную процедуру подлежат декларированию таможенным органам. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в электронной форме с использованием таможенной декларации в виде декларации на товары. Декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов. В качестве декларации на товары допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров, в случаях и порядке, определяемых ТК ЕАЭС международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией. В декларации на товары подлежат указанию сведения: о заявляемой таможенной процедуре; о декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров; о транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории Союза; о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду ТНВЭД; код товаров в соответствии с ТНВЭД; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость; об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; льготы по уплате таможенных платежей; тарифные преференции; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; курс валют, применяемый для исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с настоящим Кодексом; о сделке с товарами и ее условиях; о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со ст.7 ТК ЕАЭС; о соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру; о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в ст.108 ТК ЕАЭС; о документах, подтверждающих соблюдение законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы; о лице, заполнившем декларацию на товары, и дата ее составления; иные сведения, определяемые Комиссией.
В силу ст.83 ТК ЕАЭС - декларантом является лицо государства-члена Евразийского экономического Союза, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза.
Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п.7 ч.1 ст.2 ТК ЕАЭС).
В соответствии с ч.3 ст.84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных ч.2 упомянутой статьи за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений.
Декларант вправе: осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со ст.17 ТК ЕАЭС; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и (или) образцов декларируемых им товаров; обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными правами, предусмотренными ТК ЕАЭС. Декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
В силу п.32 ч.1 ст.2 ТК ЕАЭС таможенная декларация - таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;
В силу п.35 ч.1 ст.2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Согласно ст.400 ТК ЕАЭС за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.
В соответствии со ст.84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров и за неисполнение своих обязанностей - за заявление недостоверных сведений, указанных в декларации на товары, несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного Союза.
Из представленной в ходе административного расследования информации отдела товарной номенклатуры происхождения товаров и торговых ограничений Смоленской таможни следует, что товар № - щебень природный для собственного использования - заявленный в подсубпозиции № ТН ВЭД ЕАЭС по декларации на товары № для получателя ООО «Зона Бетона», как по коду ТН ВЭД ЕАЭС, так и по наименованию и происхождению (с территории государства, не являющегося членом ЕАЭС) попадает под действие постановления Правительства РФ № 773 от 30 июня 2018 года, которым установлено введение с 01 июля по 31 октября 2018 года включительно лицензирование импорта в РФ из государств, не являющихся членами ЕАЭС - щебня и гравия, классифицируемых кодом ТН ВЭД ЕАЭС №, отсевов дробления и материалов из отсевов дробления в процессе изготовления щебня и гравия, а также различных смесей, компонентами которых являются щебень и гравий и песок, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС №, №, №, происходящих с территорий государств, не являющихся членами ЕАЭС, при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Лицензия Минпромторга РФ на импорт в РФ рассматриваемого товара выдается при наличии согласования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. В случае согласования заявления Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ информирует заявителя о его возможности обращения в Минпромторг РФ для получения соответствующей лицензии на импорт товара.
В данном случае лицензия Минпромторга РФ при таможенном декларировании товара № - щебня природного для собственного использования…, заявленного в декларации на товары № получателем ООО «Зона Бетона» в Смоленскую таможню не предоставлялась и не регистрировалась. Нормативно-правовые документы, предусматривающие основание для таможенного декларирования товаров «для собственных нужд» без лицензии Минпромторга РФ, отсутствуют. Следовательно, соответствующие ограничения для упомянутого товара, явившегося предметом административного правонарушения, не соблюдены.
Таким образом, ООО «Зона Бетона» нарушило таможенное законодательство ЕАЭС, не получив лицензию при ввозе товара - щебень природный для собственного использования… на таможенную территорию ТС и его последующем декларировании при помещении под таможенную процедуру для внутреннего потребления.
Из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых нормами КоАП РФ (в частности) предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, все материалы дела свидетельствуют о том, что руководству ООО «Зона Бетона» было известно о необходимости соблюдения Постановления Правительства № 773 от 30 июня 2018г. «О лицензировании импорта щебня, гравия, отсевов дробления, материалов из отсевов дробления и смесей, компонентами которых являются щебень, гравий и песок», о том, что лицензия Минпромторга РФ должна быть получена до ввоза упомянутого товара на таможенную территорию ТС и его таможенном декларировании, однако, Общество имея реальную возможность осуществить лицензирование до подачи декларации на товары, этого не выполнило.
При определении размера и вида наказания, которому следует подвергнуть Предприятие, суд учитывает, что сведений о возможном предыдущем совершении Предприятием правонарушений, предусмотренных Главой 16 КоАП РФ, суду не представлено. Потому суд считает возможным назначить наказание в виде конфискации предмета правонарушения, без штрафа.
Руководствуясь ст.ст. 29.1 -29.9 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Зона Бетона» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом правонарушения, без штрафа.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Смолоблсуд в течение 10
дней с подачей жалобы через Заднепровский райсуд г. Смоленска.
Судья Е.Н. ДВОРЯНЧИКОВ