ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-523/18 от 19.12.2018 Заднепровского районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 5-523/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 декабря 2018 года

Заднепровский районный суд г. Смоленска Смоленской обл. РФ, расположенный по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, проспект Гагарина, д. 15,

Судья Дворянчиков Евгений Николаевич, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении

ООО «Бистерфельд Рус» (далее по тексту постановления - ООО, Общество), зарегистрированного по адресу: <адрес> (ИНН , ОГРН ),

у с т а н о в и л:

ООО «Бистерфельд Рус» виновно в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС, совершенном при следующих обстоятельствах.

20 июля 2018 года в 15 часов 46 минут таможенным представителем ООО «<данные изъяты>» в лице специалиста по ТО ФИО, на основании договора таможенного представителя и от имени декларанта и получателя товара ООО «Бистерфельд Рус» на Смоленский таможенный пост (ЦЭД) Смоленской таможни в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления была подана декларация на партию из трех товаров .

Товар ввезен на таможенную территорию ЕАЭС в рамках исполнения внешнеторгового контракта от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между ООО «Бистерфельд Рус» (Россия) и компанией «<данные изъяты>» (Германия) в составе товарной партии, перемещаемой на транспортном средстве с госрегзнаком , по транзитной декларации , CMR ОТ ДД.ММ.ГГГГ., инвойсу от ДД.ММ.ГГГГ.

В вышеупомянутой декларации на товары товаром № 3 заявлено: «Адгезив, расфасованный в упаковку для розничной продажи, используемый в качестве клея. Поставляется в некоммерческих целях в качестве образцов для тестирования. Адгезив производитель <данные изъяты>:

марка SG5000-03 AMBER (400ml), артикул отсутствует, модель SG5000-03 AMBER (400ml) в количестве 2 штук;

марка SG5000-40 AMBER (400ml), артикул отсутствует, модель SG5000-40 AMBER (400ml) в количестве 2 штук. Код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешне экономической деятельности (далее по тексту ТН ВЭД) ЕАЭС 3506100000.

В ходе проведения таможенного контроля в соответствии с системой управления рисками в отношении товара № 3 было принято решение о назначении таможенной экспертизы и произведен отбор проб и образцов. В результате проведенной упомянутой экспертизы и согласно ее выводам следует, что массовая доля метилметакрилата в образцах № 1 и № 2 (SG5000-03 AMBER и SG5000-40 AMBER) составляет:

- образец № 1: компонент А- 69,2%, компонент А - 68,5%;

- образец № 2: компонент А - 48,9%, компонент В - 72,7%.

Вещество метилметакрилат указано в позиции 15 списка III раздела 2.12 «Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры» Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами ТС в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, действующего с 22 мая 2015 года, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования». В соответствии с примечанием к перечню товаров раздела 2.12 вышеупомянутого Единого перечня, контролируются смеси, содержащие вещество метилметакрилат в концентрации 15% и более.

В соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию и вывоза с таможенной территории и транзита по таможенной территории ТС наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров ввоз и (или) вывоз юрлицами наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется на основании разовых лицензий Минпромторга России.

В графе 44 поданной декларации на товары отсутствовали реквизиты лицензий Минпромторга РФ, а также разрешительные документы Федеральной службы по контролю наркотиков России, которая в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 1567-р является органом исполнительной власти, уполномоченным в рамках своей компетенции на оформление разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами раздела 2.12 вышеупомянутого Единого перечня.

Таким образом, Предприятие ввезло на таможенную территорию ЕАЭС товар, нарушив положения п.5,6, раздела II приложения 10 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 от 21 апреля 2015г. «О мерах нетарифного регулирования» и решение Комиссии ТС № 687 от 22 июня 2011 года «О положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию ТС в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров.

В соответствии с решением комиссии ТС № 687 от 22 июня 2011 года «О положении и едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию ТС в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров» следует, что при ввозе на таможенную территорию ТС и декларировании товара - «адгезив, расфасованный в упаковку для розничной продажи, используемый в качестве клея» - необходимо получение и представление в таможенный орган при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, лицензии Минпромторга России и сертификата соответствия.

Так, ни на момент перемещения через таможенную границу ЕАЭС, ни на момент таможенного декларирования товара №3 - «адгезив, расфасованный в упаковку для розничной продажи, используемый в качестве клея», - в комплекте документов лицензия Минпромторга РФ представленная не была, сведения о ней в графе 44 декларации на товары отсутствовали.

В связи с данными обстоятельствами 20 сентября 2018 года сотрудником таможни в отношении ООО «Бистерфельд Рус» было возбуждено дело о правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ.

Товар № 3, являющийся предметом административного правонарушения - Адгезив производитель <данные изъяты>:

марка SG5000-03 AMBER (400ml), артикул отсутствует, модель SG5000-03 AMBER (400ml) в количестве 2 штук;

марка SG5000-40 AMBER (400ml), артикул отсутствует, модель SG5000-40 AMBER (400ml) в количестве 2 штук. 21 сентября 2018 года был изъят и помещен на хранение на СВХ ООО «<данные изъяты>» (<адрес>).

В процессе административного расследования от гендиректора Предприятия ФИО1 поступило письмо, в котором он указывает, что вину во вменяемом деянии руководимого им Общества признает. Также сообщает, что Общество было не знакомо с требованиями Решения Комиссии ТС № 687 «О Положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию ТС в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров» и Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30. Также ООО не было известно, что товар содержит метилметакрилат. Вопрос о необходимости получения лицензии на товар, заявленный в декларации на товары, до его оформления не изучался. Общество не знало о необходимости получения в Минпромторге РФ лицензии на перевозимый товар № 3. Такая лицензия до настоящего времени не получена, Общество приступило к подготовке документов, необходимых для получения указанной лицензии. Перед подачей декларации на товары Общество не обращалось в таможенные органы с целью проверки товара на соблюдение запретов и ограничений по причине того, что о такой проверке Обществу не было известно ранее. Документация товара, заявленного в декларации на товары перед таможенным оформлением Обществом не изучалась по той причине, что документация до момента подачи декларации поставщиком товара не предоставлялась. Полагает, что причиной совершения данного административного правонарушения явилось отсутствие информации о составе от поставщика в момент обработки заказа (л.д.83-85).

В судебное разбирательство представитель ООО «Бистерфельд Рус» дважды не явился, не представив доказательства уважительности своих неявок. Суд не удовлетворил письменное ходатайство представителя Общества о новом повторном отложении судебного разбирательства, и счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Предприятия.

Ознакомившись с материалами дела, райсуд приходит к следующему.

В ходе административного расследования был опрошен сотрудник Смоленской таможни ФИО2, осуществляющий таможенный контроль при подаче декларации на товары, из показаний которого следует, что в результате проведенной экспертизы следует, что массовая доля метилметакрилата в образцах товара № 3, ввезенного на территорию ЕАЭС составляет в образце № 1 компонент А - 69,2%, компонент В -68,5%, в образце № 2 компонент А 48,9%, компонент В 72,7%. Вещество метилметакрилат указано в позиции 15 списка III раздела 2.12 «Наркотическое средства, психотропные вещества и их прекурсоры» Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами ТС в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, действующего с 22.05.2015г., утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования». В соответствии с примечанием к перечню товаров раздела 2.12 Единого перечня контролируются смеси, содержащие вещество метилметакрилат в концентрации 15% и более.В соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию ТС наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров ввоз и (или) вывоз юридическими лицами наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется на основании разовых лицензий Минпромторга России. В связи с тем, что участник внешнеэкономической деятельности ООО «Бистерфельд Рус», является резидентом РФ, оригинал лицензии должен был быть получен в Минпромторге РФ и зарегистрирован в таможенном органе до фактического перемещения товара через таможенную границу ТС, однако, ни на момент перемещения через таможенную границу ЕАЭС, ни на момент таможенного декларирования товара № 3 - адгезив, расфасованный в упаковку для розничной продажи, используемый в качестве клея… - в комплекте документов, представленных к декларации на товары лицензия Минпромторга РФ представлена не была, сведения о ней в графе 44 декларации отсутствовали. Товар № 1, заявленный в указанной декларации на товары, заказывался именно ООО «Бистерфельд Рус» и обязанность по получению и предоставлению лицензии при ввозе данного товара на территорию ЕАЭС и таможенного декларирования возложена именно на ООО «Бистерфельд Рус». В ходе таможенного контроля было установлено, что Общество не обращалось в таможенные органы за разъяснением о необходимости получения лицензии по товарам, заявленным в вышеуказанной декларации на товары (л.д.75-77).

От таможенного представителя ООО «<данные изъяты>», подавшего декларацию на товары в Смоленскую таможню поступило сообщение о том, что в ООО «<данные изъяты>» отсутствует информация о наличии лицензии на товар - адгезив, расфасованный в упаковку для розничной продажи, используемый в качестве клея…(л.д.28).

Также виновность Общества в совершении указанного административного правонарушения подтверждается:

актом таможенного досмотра от 24.07.2018г. (л.д.34-40), которым установлено, что на момент перемещения товара № 3 через таможенную границу ЕАЭС и на момент таможенного декларирования того товара в комплекте документов, прилагаемых к декларации на товара лицензия Минпромторга РФ отсутствовала;

копией декларацией на товары (л.д.12-15);

копией внешнеторгового контракта (л.д.16-18);

копией CMR от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.19-20);

копией инвойса ОТ ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.21);

копией транзитной декларации (л.д.22);

копией заключения эксперта от 08.08.2018г., согласно выводов которого следует, что в составе образцов № 1 и № 2 содержится метилметакрилат, который согласно Постановления Правительства РФ от 30.06.1998г. № 682 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ», входит в список прекурсоров, оборот который в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля (л.д.41-49).

С 01.01.2018г. на территории РФ введен в действие таможенный Кодекс Евразийского экономического союза (далее по тексту ТК ЕАЭС) нормы которого имеют прямое действие.

Суд учёл, что из положений ст.ст. 104, 105, 106 ТК ЕАЭС товары при помещении под таможенную процедуру подлежат декларированию таможенным органам. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в электронной форме с использованием таможенной декларации в виде декларации на товары. Декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов. В качестве декларации на товары допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров, в случаях и порядке, определяемых ТК ЕАЭС международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией. В декларации на товары подлежат указанию сведения: о заявляемой таможенной процедуре; о декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров; о транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории Союза; о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду ТНВЭД; код товаров в соответствии с ТНВЭД; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость; об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; льготы по уплате таможенных платежей; тарифные преференции; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; курс валют, применяемый для исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с настоящим Кодексом; о сделке с товарами и ее условиях; о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со ст.7 ТК ЕАЭС; о соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру; о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в ст.108 ТК ЕАЭС; о документах, подтверждающих соблюдение законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы; о лице, заполнившем декларацию на товары, и дата ее составления; иные сведения, определяемые Комиссией.

В силу п.1 ст.7 ТК ЕАЭС следует, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

В силу ст.83 ТК ЕАЭС - декларантом является лицо государства-члена Евразийского экономического Союза, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза.

Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п.7 ч.1 ст.2 ТК ЕАЭС).

В соответствии с ч.3 ст.84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных ч.2 упомянутой статьи за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений.

Декларант вправе: осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со ст.17 ТК ЕАЭС; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и (или) образцов декларируемых им товаров; обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными правами, предусмотренными ТК ЕАЭС. Декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.

В силу п.32 ч.1 ст.2 ТК ЕАЭС таможенная декларация - таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;

В силу п.35 ч.1 ст.2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Согласно ст.400 ТК ЕАЭС за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.

В соответствии со ст.84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров и за неисполнение своих обязанностей - за заявление недостоверных сведений, указанных в декларации на товары, несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного Союза.

Из представленной в ходе административного расследования информации следует, что согласно п. 4 Решения Комиссии ТС от 22.06.2011г. № 687 «О Положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров» до перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Союза, оригинал лицензии представляется владельцем лицензии для постановки на контроль в таможенный орган, в подчинении которого находятся таможенные органы (структурные подразделения), в которых планируется произвести таможенное декларирование лицензируемых товаров.

В соответствии с п. 2 Положения о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров, утвержденного вышеупомянутым Решением Комиссии ТС, лицензируемые товары, включенные в Единый перечень, перемещаются участниками внешнеэкономической деятельности государств - членов Союза через таможенную границу Союза на основании лицензий.

Согласно положению п.10 Решения Комиссии Таможенного перемещение лицензируемых товаров через таможенную границу ТС и подача таможенной декларации при заявлении первой таможенной процедуры осуществляется в пределах срока действия лицензии. Товары, в отношении которых оригиналы лицензий не поставлены на контроль, к перемещению через таможенную границу Союза не допускаются.

Соответственно оригинал лицензии Обществом должен был быть получен в Минпромторге России и зарегистрирован в таможенном органе до фактического перемещения товара через таможенную границу Союза.

Согласно п. 9 упомянутого Решения Комиссии ТС, заверенные копии лицензии представляются при осуществлении таможенных операций в таможенный орган в соответствии с таможенным законодательством Союза. Заверенная таможенным органом копия лицензии либо копия с этого документа представляется в месте прибытия совместно с транспортными (перевозочными) и (или) коммерческими документами на каждую партию товара, перемещаемую через таможенную границу ТС.

Товар № 3, заявленный в ДТ, заказывался именно ООО «Бистерфельд Рус». Обязанность по получению и предоставлению лицензии при ввозе данного товара на территорию Евразийского Экономического союза и таможенного декларирования, согласно п.2 Решения Комиссии Таможенного союза № 687 от 22.06.2011г., возложена на ООО «Бистерфельд Рус».

В связи с тем, что участник внешнеэкономической деятельности ООО «Бистерфельд Рус» является резидентом РФ, оригинал лицензии должен был быть получен в Минпромторге России и зарегистрирован в таможенном органе до фактического перемещения товара через таможенную границу ТС.

Как видно из материалов административного дела, ни на момент перемещения через таможенную границу Евразийского Экономического союза, ни на момент таможенного декларирования товара № 3 по ДТ в комплекте документов к упомянутой декларации на товары лицензия Минпромторга России представлена не была, сведения о ней в графе 44 ДТ отсутствовали.

В соответствии с п.5,6 раздела II приложения 10 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 следует, что помещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена лицензии.

В данном случае установлено, что ООО «Бистерфельд Рус» ввезло товар - адгезив, расфасованный в упаковку для розничной продажи, используемый в качестве клея… на который необходимо получить лицензию Минпромторга России, однако Общество данную лицензию не получило. Декларант перед тем, как ввезти товар на таможенную территорию ЕАЭС, должен был его всесторонне изучить, в том числе и его состав, чтобы в последующем соблюсти запреты и ограничения, установленные международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Комиссии ЕАЭС и нормативно-правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов ЕАЭС.

Таким образом, ООО «Бистерфельд Рус» нарушило таможенное законодательство ЕАЭС, не получив лицензию при ввозе товара - адгезив, расфасованный в упаковку для розничной продажи, используемый в качестве клея…на таможенную территорию ТС и его последующем декларировании при помещении под таможенную процедуру для внутреннего потребления.

Все материалы свидетельствуют о том, что ООО «Бистерфельд Рус» нарушило решение Комиссии ТС от 22.06.2011 года № 687 «О положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию ТС в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров» и решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015г. № 30.

Из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых нормами КоАП РФ (в частности) предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При определении размере и вида наказания, которому следует подвергнуть Предприятие, суд учитывает, что действия руководства Предприятия по нарушению таможенных норм и правил были умышленными. Кроме того, суд принимает во внимание, что не представлено доказательств тому, что Общество ранее привлекалось бы к ответственности за деяния, предусмотренные Главой 16 КоАП РФ.

Потому суд считает возможным при определении наказания назначить конфискацию предмета правонарушения, без штрафа.

Руководствуясь ст.ст. 29.1 -29.9 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Бистерфельд Рус» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметами правонарушения, без штрафа.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Смолоблсуд в течение 10

дней с подачей жалобы через Заднепровский райсуд г. Смоленска.

Судья Е.Н. ДВОРЯНЧИКОВ