ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-524/2021 от 08.12.2021 Гусиноозерского городского суда (Республика Бурятия)

№ 5-524/2021

УИД: 04RS0004-01-2021-001110-29

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия Семенова А.Ю., при секретаре Бизьяевой Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации МО СП «Убур-Дзокойское»,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении -АП ДД.ММ.ГГГГ администрация МО СП «Убур-Дзокойское», будучи должником по исполнительному производству, не исполнила требования, содержащиеся в исполнительном документе, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного наказания.

В судебном заседании представитель администрации МО СП «Убур-Дзокойское» ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал, просил прекратить производство по делу, пояснил, что Правительством Республики Бурятия создана рабочая группа с целью разработки проектной документации на строительство источников наружного противопожарного водоснабжения на территориях сельских населенных пунктов Республики Бурятия, подверженных угрозе перехода на них лесных пожаров; утверждено соответствующее Положение. 13.01.2021 ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» для реализации мероприятий по разработке и рабочей документации по строительству источников наружного противопожарного водоснабжения был заключен государственный контракт, после чего проектная и рабочая документация должна была быть включена в реестр типовой документации либо в реестр экономически эффективной документации повторного применения, предполагалось ее дальнейшее использование и применение с районами республики, в том числе с администрацией МО «Селенгинский район», однако в настоящее время в связи с неисполнением проектной организацией принятых обязательств заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.

Представитель Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия ФИО2 поддержала изложенное в протоколе об административном правонарушении, в связи с допущенным бездействием и неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный требованием судебного пристава-исполнителя от 14.04.2021, полагала, что в действиях администрации МО СП «Убур-Дзокойское» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ. Доказательств принятия администрацией всех зависящих мер для выполнения в установленный срок требований предписания по устранению выявленных нарушений не представлено.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Частью 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2).

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Как усматривается из материалов дела, решением Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 24.07.2019 исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены, на администрацию Муниципального образования сельское поселение «Убур-Дзокойское» возложены обязанности: обеспечить в с. Нур-Тухум, с. Селен-Енхор, с. Дэбэн наличие исправной звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре; обеспечить территорию с. Нур-Тухум пятью источниками наружного противопожарного водоснабжения (водонапорные башни, либо пожарные резервуары объемом не менее 54 куб.м.); обеспечить территорию с. Селен-Енхор двумя источниками наружного противопожарного водоснабжения (Водонапорные башни, либо пожарные резервуары объемом не менее 54 куб.м.); обеспечить территорию с. Дэбэн двумя источниками наружного противопожарного водоснабжения (водонапорные башни, либо пожарные резервуары объемом не менее 54 куб.м.); проводить проверку работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения в с. Нур-Тухум, с. Селен-Енхор не реже двух раз в год (весна, осень) с составлением соответствующих актов; установить в с. Нур-Тухум, с. Дэбэн, с. Селен-Енхор указатели направления движения к пожарным резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, с четко нанесенными цифрами расстояния до их местоположения; обеспечить очистку территорий с. Нур-Тухум, с. Дэбэн, с. Селен-Енхор, в том числе в пределах противопожарных расстояний между зданиями, от горючих отходов, мусора и сухой растительности; очистить территорию с. Нур-Тухум, с. Дэбэн, с. Селен-Енхор от свалок горючих отходов; включить в планы и Программы развития территории с. Нур-Тухум вопросы но обеспечению пожарной безопасности муниципального образования сельского поселения и объектов муниципальной собственности; разработать муниципальную целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности с. Нур-Тухум; закрепить в с. Нур-Тухум за каждой пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, моториста; решение суда постановлено обратить к немедленному исполнению.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Бурятия от 02.10.2019 решение суда изменено в части, установлен срок исполнения решения – до 01.07.2020.

На основании исполнительного листа, выданного Гусиноозерским городским судом Республики Бурятия, 29.08.2019 постановлением судебного пристава-исполнителя Сеенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия возбуждено исполнительное производство -ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.

16.09.2019 в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия вынесено постановление о взыскании с администрации МО СП «Убур-Дзокойское» исполнительского сбора в размере 50 000 руб., направлено требование об исполнении требований исполнительного документа в полном объеме.

13.04.2021 требованием судебного пристава-исполнителя Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия должнику установлен срок для исполнения решения суда до 01.05.2021, которое получено должником 14.04.2021.

15.04.2021 постановлением начальника Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия администрация МО СП «Убур-Дзокойское» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

13.05.2021 постановление вступило в законную силу.

До настоящего времени должником решение суда исполнено частично, не исполнено в части обязанности по обеспечению территории с. Нур-Тухум, с. Селен-Енхор, с. Дэбэн источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Из материалов дела следует, что в рамках оказания помощи главам муниципальных образований сельских поселений распоряжением и.о.Председателя Правительства Республики Бурятия № 389-р от 03.07.2019 года создана рабочая группа для подготовки предложений о разработке проектной документации на строительство источников наружного противопожарного водоснабжения на территориях сельских населенных пунктов Республики Бурятия, подверженных угрозе перехода на них лесных пожаров; утверждено Положение о рабочей группе для подготовки предложений о разработке проектной документации на строительство источников наружного противопожарного водоснабжения на территориях сельских населенных пунктов Республики Бурятия, подверженных угрозе перехода на них лесных пожаров. Расходы в сумме 852,5 тыс. рублей на обеспечение мер пожарной безопасности, а именно разработку типового проекта источника наружного противопожарного водоснабжения предусмотрены в Законе «О республиканском бюджете на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Из ответа Республиканского агентства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» от 08.02.2021 следует, что после разработки типового проекта и прохождения необходимых экспертиз проекта, главам муниципальных образований предлагается для дальнейшего получения субсидий на строительство источника наружного противопожарного водоснабжения в сельских населенных пунктах руководствоваться в работе Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.09.2009 № 337 «Об утверждении правил предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия на развитие общественной инфраструктуры, на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство объектов образования, физической культуры и спорта, культуры, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно ответу ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» от 08.06.2021 для реализации мероприятий по разработке и рабочей документации по строительству источников наружного противопожарного водоснабжения заключен государственный контракт с администрацией МО «Хоринский район», срок исполнения до 05.10.2021. После предоставления подрядчиком полного комплекта проектной и рабочей документации, а также положительных заключений государственных экспертиз, проектная документация будет передана в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия для включения в реестр типовой документации либо в реестр экономически эффективной документации повторного применения.

Между тем, из ответа ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» от 01.12.2021 № 4036 следует, что в связи с неисполнением проектной организацией принятых на себя по государственному контракту обязательств, 13.10.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и п. 14.4 Контракта. Решением УФАС по Республике Бурятия от 30.11.2021 ООО «ПГС-Проект» включено в реестр недобросовестных поставщиков.

Тем самым, частичное неисполнение решения суда связано как с отсутствием денежных средств на проведение работ во исполнение решения суда, отклонением ходатайств о выделении финансирования Советом депутатов МО СП «Убур-Дзокойское», администрацией МО «Селенгинский район», так и ограничено сроком реализации мероприятий по разработке проектной документации по строительству источников наружного противопожарного водоснабжения.

Принимая во внимание, что администрацией МО «Убур-Дзокойское» принимались меры к исполнению решения суда, в том числе после привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, однако в связи с наличием объективных препятствий к его исполнению, которые обусловлены не только недостаточным финансированием, но и сроком реализации мероприятий по разработке рабочей документации по строительству источников наружного противопожарного водоснабжения, в том числе заключением государственных контрактов для реализации мероприятий по разработке такой документации, что не относится к полномочиям администрации, которая с учетом названных мероприятий не имеет возможности единолично разрешить вопрос об обеспечении населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения, из материалов дела не усматривается, что неисполнение требований исполнительного документа в полном объеме вызвано умышленным бездействием администрации МО СП «Убур-Дзокойское».

Администрацией МО СП «Убур-Дзокойское» требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены в полном объеме по обстоятельствам, не зависящим от должника.

Сведений о том, что у должника имелась реальная возможность исполнить решение суда в полном объеме в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, материалы дела не содержат.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Ответственность по ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ наступает при условии установления судебным приставом-исполнителем нового срока исполнения требований исполнительного документа неимущественного характера, неисполнения этих требований во вновь установленный срок, при условии предшествующего вынесения постановления о наложении административного штрафа, то есть необходимым элементом объективной стороны вменяемого администрации правонарушения является предшествующее привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, а также установление нового срока после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Из материалов дела не усматривается, что судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа должнику установлен новый срок для исполнения требований неимущественного характера.

Постановление о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ вынесено 15.04.2021, вступило в законную силу 13.05.2021, в то время как должнику вменяется неисполнение требования от 13.04.2021, которым срок для исполнения требований исполнительного документа - до 01.05.2021 установлен до вынесения постановления о назначении штрафа.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие в поведении должника признака противоправности при установленных фактических обстоятельствах дела, суд приходит к выводу об отсутствии бесспорных доказательств, подтверждающих наличие в действиях (бездействии) администрации МО СП «Убур-Дзокойское» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в связи с неисполнением требования судебного пристава-исполнителя в срок до 01.05.2021.

При недоказанности вины администрации МО СП «Убур-Дзокойское» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации МО СП «Убур-Дзокойское» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия.

Судья Семенова А.Ю.