Составлено 22.11.2021
УИД 51MS0031-01-2021-002825-15
Дело № 5-524/2021 (5-274/2021)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ковдор Мурманской области,
ул. Баштыркова, д. 3/4 17 ноября 2021 г.
Судья Ковдорского районного суда Мурманской области Фадеева Галина Григорьевна
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области Рожина Д.И.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области (ранее администрации Ковдорского района Мурманской области), юридический адрес: <адрес>,
установил:
администрация Ковдорского муниципального округа Мурманской области совершила использование водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений иной деятельности, при следующих обстоятельствах.
<дд.мм.гг> в 14 часов 40 минут в г.Ковдор Мурманской области в координатах <адрес>, в ходе рыбоохранного рейда, сотрудниками отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Мурманской области Североморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на основании планового (рейдового) задания установлено, что в нарушение части 6 статьи 56, пункта 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, части 1, 2, 3 статьи 48, части 1, 2, 3 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», без согласования с уполномоченным государственным органом в области рыболовства администрация Ковдорского муниципального округа Мурманской области (ранее администрация Ковдорского района Мурманской области) допустила сброс сточных вод из централизованной ливневой канализации, с кадастровым номером <№>, в водоохранную зону <адрес>.
Защитник администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области Рожин Д.И. просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения; считает, что администрация не является субъектом административного правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как полномочия по управлению и распоряжению имуществом муниципального образования осуществляет Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района, в полномочия которого входит, в том числе и обеспечение контроля за сохранностью и использованием по назначению объектов муниципальной собственности.
Представитель административного органа в суд не явился; о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, заслушав защитника администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области Рожина Д.И., прихожу к выводу, что виновность администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области в изложенном выше правонарушении полностью подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно статьи 39 названного Закона следует, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1). Указанные лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством (пункт 2).
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Согласно части 2 данной статьи, указанная в части 1 названной статьи деятельность, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 ВК Российской Федерации).
Пунктом 7 части 15 указанной статьи установлен запрет на сброс сточных, в том числе дренажных, вод в границах водоохранных зон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству, в том числе и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил юридические лица, для согласования осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании (далее - заявка), в которой указывают сведения: а) о заявителе: полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, его организационно-правовая форма и место нахождения; фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица (индивидуального предпринимателя); б) о документации, прилагаемой к заявке.
Как установлено в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, администрация Ковдорского муниципального округа Мурманской области использовала водоохранную зону водного объекта с нарушением ограничений иной деятельности.
Из протокола об административном правонарушении от <дд.мм.гг> и дополнения к нему от <дд.мм.гг>, <дд.мм.гг> в 14 часов 40 минут, в ходе проведения рыбоохранного рейда, в г.Ковдор Мурманской области в координатах <адрес> обнаружен сток воды (сбросной коллектор), являющийся централизованной ливневой канализацией с кадастровым номером <№>, из которого на водосборную площадь вытекают сточные и ливневые воды и образуют ручей, протекающий вдоль <адрес> и впадающий <адрес> - водный объект рыбохозяйственного значения высшей категории, в районе с координатами <адрес>. Данный сток воды не согласовывался администрацией Ковдорского района с уполномоченным государственным органом в области рыболовства, меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания также не согласовывались. По результатам испытаний проб воды, отобранных <дд.мм.гг> при проведении обследования территории ручья (ливневой канализации), предельно допустимые концентрации вредных веществ в данной воде по некоторым параметрам превышают в несколько раз: нефтепродукты от 0,22 до 0,33 мг/дм3 (норма 0,05 мг/дм3), железо общее от 0,28 до 0,34 мг/дм3 (норма 0,1 мг/дм3), фосфор от 0,06 до 0,1 мг/дм3 (норма 0,05 мг/дм3) (л.д. 3-5, 7).
Кроме того, из материалов дела следует, что <дд.мм.гг> государственному инспектору отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Мурманской области Североморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству А. выдано плановое (рейдовое) задание на проведение мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения (л.д. 99).
По итогам рыбоохранного рейда, проведенного <дд.мм.гг> в период времени с 08 часов 00 минут до 22 часов 00 минут осуществлен контроль, надзор и охрана водных биологических ресурсов на водоемах <адрес>, <адрес>, <адрес>, выявлено одно нарушение природоохранного законодательства, составлено одно определение в отношении неизвестного лица, осуществляющего сброс сточных вод в <адрес> (л.д. 99).
Установленные административным органом обстоятельства зафиксированы фототаблицей и видеозаписью, из которой с очевидностью следует факт осуществления иной деятельности, влияющей на состояние водоохраной зоны водного объекта (л.д. 10-53, 93).
Конкретное место осуществления рейдовой проверки подтверждено планом-схемой расположения централизованной ливневой канализации с указанием ее координат и характерных ориентиров (л.д. 54-57).
Согласно акту осмотра от <дд.мм.гг>, старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Мурманской области Г., государственными инспекторами отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Мурманской области А. и Б. в присутствии представителя администрации Ковдорского района В. обследована территория ливневой канализации, расположенной <адрес>; сбросной коллектор в районе <адрес>; ливневую канализацию, <адрес>; впадение ручья <адрес>. На момент обследования ручей загрязнен хозяйственно-бытовым мусором, вода мутная. Произведен отбор проб воды (л.д. 73, 74).
Результаты испытаний отобранных проб воды, произведенных химической лабораторией ООО «Тепловодоканал», как следует из протокола испытаний <№>с от <дд.мм.гг>, показали превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ по некоторым параметрам (л.д. 79-83).
Согласно выписке из реестра муниципального имущества ливневая канализация с кадастровым номером <№> является собственностью Муниципального образования Ковдорский район (л.д. 60).
В соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 36 Устава муниципального образования Ковдорский район администрация Ковдорского района (администрация Ковдорского муниципального округа Мурманской области) управляет муниципальной собственностью: решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности.
Таким образом, администрация Ковдорского муниципального округа Мурманской области использовала водоохранную зону озеро Ковдоро без согласования в специально уполномоченном федеральном органе в области рыболовства – Североморском территориальном Управлении Федерального агентства по рыболовству.
Доводы защитника Рожина Д.И., данные в ходе рассмотрения дела, основаны на неверном токовании закона.
При свершившемся факте обнаружения в сточных и ливневых водах ручья (ливневой канализации) (в водоохранной зоне) вредных веществ с превышением предельно допустимой концентрации, ссылка то, что администрация не является субъектом административного правонарушения, и что она не является водопользователем, подлежит отклонению.
Вопреки доводам защитника субъектом данного административного правонарушения является именно администрация Ковдорского муниципального округа Мурманской области, а не МКУ КУМИ Ковдорского района.
В преамбуле Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" указано, что федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно статье 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в обозначенной сфере устанавливается: гражданско-правовая (имущественная - возмещение убытков, согласно статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации), дисциплинарная (дисциплинарные взыскания – статья 192 Трудового кодекса Российской Федерации), административная (санкции за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования - глава 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и уголовная ответственность за экологические преступления - глава 26 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На основании п.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также п.11 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
При этом не имеет значения, что ливневая канализация построена в <дд.мм.гг>, на кадастровый учет поставлена <дд.мм.гг>, регламентирующий согласование документ принят в <дд.мм.гг>, а администрация Ковдорского района создана <дд.мм.гг>, поскольку организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа, является исключительной компетенцией муниципального образования, и это относится к иной деятельности, предусмотренной диспозицией ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
В силу приведенных норм права администрация Ковдорского муниципального округа Мурманской области является ответственным лицом как орган местного самоуправления. Образование в структуре местной администрации профильного управления с правами юридического лица не исключает ответственности органа местного самоуправления за ненадлежащее исполнение требований законодательства в соответствующей отрасли.
Выявив нарушения требований законодательства в прибрежной защитной полосе водоохраной зоны водного объекта оз.Ковдоро должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в действиях администрации Ковдорского района Мурманской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований водоохранного законодательства, а также свидетельствующих о том, что администрация приняла все зависящие от нее меры по недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется.
Поскольку приведенные доказательства, как каждое в отдельности, так и все в совокупности, подтверждают установленные обстоятельства правонарушения, признаю их относимыми к исследуемому событию. Все они добыты в полном соответствии с нормами закона, вследствие чего отвечают требованиям допустимости.
Логическая взаимосвязь приведенных доказательств свидетельствует об их достоверности. На этом основании их совокупность нахожу достаточной, а вину администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области в совершении указанного выше правонарушения установленной и доказанной.
Действия администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области квалифицирую по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как использование водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений иной деятельности.
При назначении административного наказания учитываю характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Данных о том, что ранее администрация Ковдорского муниципального округа Мурманской области привлекалась к административной ответственности, материалы дела не содержат.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, судьей признается то, что бюджет муниципального образования Ковдорский район является дотационным, совершение правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей по делу не установлено.
Принимая во внимание характер, высокую степень общественной опасности и обстоятельства совершенного правонарушения, соразмерность наказания содеянному и его влияние на виновного, при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учитывая, что данное административное правонарушение не может быть отнесено к малозначительным, а виновное в его совершении лицо освобождено от административной ответственности, прихожу к выводу о назначении администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области наказания в виде административного штрафа.
Вместе с этим, оценивая имущественное и финансовое положение муниципального образования Ковдорский район Мурманской области, полагаю возможным в силу частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначить административный штраф в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который в полной мере обеспечит цели административного наказания, установленные статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 1 статьи 8.42, статьями 29.7 - 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
администрацию Ковдорского муниципального округа Мурманской области признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу по следующим реквизитам: УФК МФ РФ по Мурманской области (Североморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству л/сч 04491874070), ИНН 5190163962, КПП 519001001, казначейский счет 03100643000000014900, расчетный счет 40102810745370000041, БИК 014705901, ОКТМО 47701000, КБК 07611601081019000140.
Квитанцию (платежное поручение) об уплате штрафа необходимо представить в Ковдорский районный суд Мурманской области до истечения срока уплаты штрафа.
Разъяснить, что в соответствии со статьей 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Г.Г. Фадеева