Резолютивная часть оглашена 23 апреля 2019 г. Дело № 5-525/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
26 апреля 2019 г. г. Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Кузнецова Э.В.,
при участии представителя Псковской таможни ФИО1,
при секретаре Листовой Е.В.,
рассмотрев дело в отношении перевозчика акционерного общества «ФЕСТИНА-ИНВЕСТ», юридический адрес: 121471, <...>, дата государственной регистрации – ДД.ММ.ГГГГ2002, , об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении, 09.01.2019 в 15:00 на т/п МАПП Убылинка Псковской таможни прибыло транспортное средство международной перевозки с регистрационными номерами A494AK799/A4791E5 с товаром: «замороженный свиной шпик» под управлением водителя гражданина Республики Беларусь Щ.А.. Указанное транспортное средство следовало из Германии в Казахстан.
При прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза представитель АО «ФЕСТИНА-ИНВЕСТ», водитель Щ.А. предоставил в таможенный орган товаросопроводительные документы: CMR б/н от 21.12.2018, INVOICE № 2300418 от 21.12.2018, ветеринарный сертификат Германии № DE-180740-2018 от 21.12.2018, разрешение на ввоз 16-01-07/183 от 08.01.2018, согласно которым перемещается товар «замороженный свиной шпик» в полиблоках, упакованных в полиэтиленовую пленку, на 29 паллетах, общим весом брутто 21268,00 кг, весом нетто 20644,0 кг - страна происхождения Германия, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС – 02091011.
Отправитель товара: <данные изъяты> GmbH, Germany, получатель товара: TOO «<данные изъяты>», Kazakhstan.
Согласно информации, указанной в графах 16,23 CMR б/н от 21.12.2018 перевозка осуществлялась: ZAO «FESTINA-INVEST», 119361, RUSSIA, Moscow, ul.Marii Polivanovoi 9, INN 7729405449.
По результатам проведенного 13.01.2019 ветеринарно-санитарного контроля должностным лицом Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям составлены акт ветеринарно-санитарного досмотра №38 от 13.01.2019, акт о нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору №3 от 13.01.2019, согласно которому были выявлены следующие нарушения:
- нарушение Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №317, выразившееся в невыполнении пункта 4.10 ветеринарного сертификата Германии № DE-180740-2018 от 21.12.2018 на экспортируемые из Европейского союза в Российскую Федерацию мясо свинины и сырые свиные мясопродукты, а именно: маркировочные этикетки наклеены на упаковке таким образом, что вскрытие упаковки возможно без нарушения их целостности;
- нарушение пп.2 ч. 4.1 ст.4 Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" ТР ТС 022/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 881 (далее - ТР ТС 022/2011) - маркировка на русском языке отсутствует.
На основании выявленных нарушений 14.01.2019 ввоз вышеуказанного товара был запрещен, должностным лицом Россельхознадзора составлена декларация о возврате груза № 60/00078.
В связи с вышеизложенным, таможенным органом вменяется АО «ФЕСТИНА-ИНВЕСТ» совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России, в частности, нарушение Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийской экономическом союзе» (ограничений, установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317).
27.01.2019 в порядке ст. 28.7 КоАП России должностным лицом т/п МАПП Убылинка Псковской таможни было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 10209000-197/2019 в отношении ЗАО «ФЕСТИНА-ИНВЕСТ» и проведении административного расследования по ст. 16.3 КоАП России.
25.01.2019 общество изменило организационно-правовую форму с ЗАО на АО.
Представитель АО «ФЕСТИНА-ИНВЕСТ» в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, представил письменную позицию по делу, в которой ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества. Указал, что при принятии груза к перевозке АО «ФЕСТИНА-ИНВЕСТ» было сверено наименование товара, пересчитано количество грузовых мест, сверена маркировка. Все данные, в том числе на маркировочных этикетах, совпадали с данными в товаросопроводительных документах, при загрузке грузоотправителем была наложена пломба на грузовой отсек транспортного средства. При приемке груза АО «ФЕСТИНА-ИНВЕСТ» не знало и не могло знать, что маркировка наклеена таким образом, что вскрытие упаковки невозможно без нарушения их целостности, поскольку груз стоял на паллете, который был обмотан пленкой, через пленку можно было сверить все данные маркировки, но не видно конкретное место наклеивания. Вскрытие упаковки груза (снятие пленки с паллета) выходит за пределы полномочий перевозчика при принятии груза к перевозке. Ходатайствовал о замене административного наказания, предусмотренного санкцией ст. 16.3 КоАП РФ, на предупреждение.
Представитель Псковской таможни в судебном заседании доводы и основания, указанные в протоколе об административном правонарушении поддержал в полном объеме, полагал, что вина АО «ФЕСТИНА-ИНВЕСТ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ полностью доказана материалами дела.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ст.16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию.
Согласно п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Подпунктом 10 п.1 ст. 2 ТК ЕАЭС установлено, что к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно п. 1 ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 89 ТК ЕАЭС независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, указанных в настоящей статье, перевозчиком представляются документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
В силу п. 3 ст. 7 ТК ЕАЭС соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.
Согласно представленным товаросопроводительным документам код ТН ВЭД ЕАЭС указанного товара – 02091011.
Товар включен в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийской экономическом союзе» (далее - Единый перечень): свиной жир, отделенный от тощего мяса, и жир домашней птицы, не вытопленные или не извлеченные другим способом, свежие, охлажденные, замороженные, соленые*, в рассоле*, сушеные* или копченые (код ТН ВЭД ЕАЭС – 0209).
Положением о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Положение), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийской экономическом союзе» установлен порядок осуществления контроля государственными органами и учреждениями государств - членов Евразийского экономического союза, осуществляющими деятельность в области ветеринарии (далее соответственно - уполномоченные органы государств-членов, государства-члены, Союз) за подконтрольными товарами на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза в целях недопущения ввоза на таможенную территорию Союза и перемещения (перевозки) опасных для здоровья человека и животных подконтрольных товаров.
В соответствии с п. 3.7. Положения подконтрольные товары при ввозе, транзите, а также при перемещении внутри Союза с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в течение всего времени транспортировки должны сопровождаться ветеринарными сертификатами, выданными должностными лицами уполномоченных органов государств-членов и компетентными органами стран - экспортеров.
Согласно п. 3.14 Положения при ввозе, вывозе и транзите в отношении подконтрольных товаров применяются следующие виды контроля: документарный, физический, лабораторный.
Пунктом 3.14.2 Положения определено, что физический контроль включает в себя:
- досмотр подконтрольных товаров и осмотр животных;
- проверку соответствия подконтрольных товаров данным, указанным в предъявленных документах, с целью исключения наличия подконтрольных товаров, не указанных в сопроводительных документах, и исключения совместного перемещения несовместимых товаров;
- контроль соответствия транспортного средства установленным ветеринарно-санитарным требованиям, необходимым для перевозки подконтрольных товаров;
- контроль условий и режима перемещения (перевозки);
- контроль соответствия упаковки и маркировки установленным требованиям.
В соответствии с п. 6.1. Положения ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию Союза осуществляется при наличии разрешения на ввоз, выданного государством-членом, на территорию которого ввозится подконтрольный товар. Срок действия указанного разрешения составляет календарный год в объемах, определенных в разрешении на ввоз.
В соответствии с п. 6.3. Положения каждая партия подконтрольных товаров ввозится на таможенную территорию Союза при наличии разрешения, указанного в подпункте 6.1 настоящего Положения, и (или) ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны-экспортера подконтрольного товара.
Ветеринарным сертификатом (пункт 4.10 сертификата) подтверждается, в том числе соответствие маркировки Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарных) требованиям, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) (далее – Единые ветеринарные требования), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийской экономическом союзе».
В соответствии с главой 22 Единых ветеринарных требований туши (полутуши, четвертины) должны иметь четкое клеймо государственного ветеринарного надзора с обозначением названия или номера мясокомбината (мясохладобойни), на котором был произведен убой животных. Разделанное мясо должно иметь маркировку (ветеринарное клеймо) на упаковке или полиблоке. Маркировочная этикетка должна быть наклеена на упаковке таким образом, чтобы вскрытие упаковки было невозможным без нарушения целостности маркировочной этикетки или прикреплена к упаковке (нанесена на упаковку) таким образом, чтобы она не могла быть использована вторично. В этом случае упаковка должна быть сконструирована так, чтобы в случае вскрытия ее первоначальный вид невозможно было бы восстановить.
По результатам проведения ветеринарного - санитарного контроля должностным лицом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям составлены: акт ветеринарно-санитарного досмотра №38 от 13.01.2019, акт о нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках товаров №3 от 13.01.2019, декларация о возврате груза 60/00078 от 14.01.2019.
Должностным лицом Россельхознадзора принято решение о запрете ввоза товара в связи с нарушением:
- Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №317, выразившееся в невыполнении пункта 4.10 ветеринарного сертификата Германии № DE-180740-2018 от 21.12.2018 на экспортируемые мясо свинины и сырые свиные мясопродукты, а именно: маркировочные этикетки наклеены на упаковке таким образом, что вскрытие упаковки возможно без нарушения их целостности;
- пп.2 ч. 4.1 ст.4 ТР ТС 022/2011 - отсутствие маркировки на русском языке.
В п. 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе) определено, что «выпуск продукции в общение» - поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгруза без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе. Также указано, что в технических регламентах Союза также могут содержать требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, санитарные требования и процедуры, а также ветеринарно-карантинные и карантинные фитосанитарные требования, имеющие общий характер.
Товар «шпик свиной» по наименованию также попадает под действие ТР ТС 022/2011.
Маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технического регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с пп. 1. ч. 4.1 ст.4 ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: наименование пищевой продукции; состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; количество пищевой продукции; дату изготовления пищевой продукции; срок годности пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера); рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи; сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Подпунктом 1 ч. 4.2 ст. 4 ТР ТС 022/2011 определены требования к маркировке транспортной упаковки, при этом, в случае если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки (конфеты, сахар-песок и другая пищевая продукция), маркировка транспортной упаковки, в которую помещена такая пищевая продукция, должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи.
Согласно пп. 2 ч. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011 предусмотренная пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.
Информацию о наименовании места нахождения изготовителя пищевой продукции, поставляемой из третьих стран, допускается указывать буквами латинского алфавита и арабскими цифрами или на государственном(ых) языке(ах) страны по месту нахождения изготовителя пищевой продукции при условии указания наименования страны на русском языке (п. 3 ч. 4.8 ст. 4 ТР ТС 022/2011).
Таким образом, в связи с наличием ограничений на ввоз товара на таможенную территорию ЕАЭС, при ввозе в ЕАЭС указанный выше товар должен иметь надлежащую маркировку.
Из фактических обстоятельств дела следует, что на самих полиблоках маркировочная этикетка отсутствует, на информационных листах, маркировочных этикетках нанесена информация только на иностранном языке, при этом маркировочная этикетка нанесена на паллеты, таким образом, что вскрытие упаковки не нарушает целостности этой этикетки, что является нарушением Единых ветеринарно-санитарных требований, что в свою очередь не позволяет распространить действие сертификата №DE-180740-2018 от 21.12.2018 на перемещаемую продукцию, а именно соотнести продукцию с точки зрения соблюдения ограничений с представленным сертификатом.
Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении установлено, что перевозчик АО «ФЕСТИНА-ИНВЕСТ», совершил административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Союза или в Российскую Федерацию, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.
Санкция ст.16.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Виновность АО «ФЕСТИНА-ИНВЕСТ» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: товаросопроводительными документами: CMR б/н от 21.12.2018, INVOICE №2300418 от 21.12.2018, ветеринарным сертификатом №DE-180740-2018 от 21.12.2018,актом таможенного досмотра №10209050/130119/000039, актом ветеринарно-санитарного досмотра от 13.01.2019 №38, актом о нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору от13.01.2019 №3, декларацией о возврате груза от 14.01.2019 № 60/00078, протоколом опроса И.В. П. от 25.02.2019, ходатайством АО «ФЕСТИНА-ИНВЕСТ» от 22.02.2019 №85/19, и другими документами, находящимися в материалах дела об АП в их совокупности.
При назначении административного наказания судья учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения. Ходатайство АО «ФЕСТИНА-ИНВЕСТ» о замене административного наказания, предусмотренного санкцией ст. 16.3 КоАП РФ, на предупреждение, удовлетворению не подлежит, поскольку сведения об АО «ФЕСТИНА-ИНВЕСТ» в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют, а также в связи с тем, что ранее в течение года АО «ФЕСТИНА-ИНВЕСТ» совершало однородные административные правонарушения, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП России является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Ввиду отсутствия смягчающих административную ответственность обстоятельств, и с учётом мнения представителя Псковской таможни, суд полагает целесообразным назначение наказания в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, 50000 рублей.
Как следует из материалов дела, товар, явившийся предметом административного правонарушения, не изымался. Издержки по делу за письменный перевод документов (товаросопроводительных документов, маркировки упаковки товара, ответа отправителя, счета л.д. 101,111) с иностранного языка на русский в размере 960 рублей 75 копеек согласно ч. 3 ст. 24.7 КоАП РФ подлежат отнесению на счет федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «ФЕСТИНА-ИНВЕСТ» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.
Издержки за письменный перевод с иностранного языка на русский в размере 960 рублей 75 копеек отнести на счет федерального бюджета.
Реквизиты для перечисления штрафа и издержек следующие:
Получатель: Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)
ИНН получателя: 7730176610
КПП получателя: 773001001
Банк получателя: Операционный департамент Банка России, Москва, 701
БИКбанка получателя: 044501002
Счёт получателя: 40101810800000002901
Статус плательщика: 06
Очередь платежа: 5
ОКТМО 45328000
Основание платежа: ИД
Код таможенного органа: 10209000
Для оплаты штрафа:
КБК 15311604000016000140
УИН 15310102090000197193
«Назначение платежа»: оплата штрафа по делу об АП № 5-525/2019 (10209000-197/2019)
Код выплат: ШТ.
Для оплаты издержек:
КБК 15311302991016000130
УИН 15311102090000197198
«Назначение платежа»: оплата издержек по делу об АП № 5-525/2019 (10209000-197/2019)
Код выплат: 0.
В соответствии ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, (документ об оплате штрафа может быть представлен в Псковский городской суд (каб. 14, 1 этаж) и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.
Срок предъявления к исполнению 2 года.
Судья Э.В. Кузнецова