ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-526/20 от 23.12.2020 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

№ 5-526/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Белгород 23 декабря 2020 года

ул.Сумская, д.76 «а»

Судья Октябрьского районного суда г.Белгорода Зенченко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

в отношении ИП Хаммада Джанбра, ИНН , ОГРНИП <данные изъяты> ранее в течение года не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

установил:

ФИО1, являясь индивидуальным предпринимателем осуществляя свою коммерческую деятельность, направленную на реализацию табачных изделий в торговом модуле «Шейх кальяна», расположенном в ТЦ «Виктория» по адресу: <...> в период времени предшествующий 18.03.2020, более точная дата и время не установлены, приобрел и хранил в целях сбыта немаркированную табачную продукцию, а именно табак для кальяна иностранного производства, следующих марок: «Serbetli» в количестве 505 пачек по 50 г каждая; «Adalya» в количестве 792 пачек по 50 г каждая; «Mizo» в количестве 7 пачек по 50 г каждая; «Blue Horse» в количестве 97 пачек по 50 г каждая; «Al Fakher» в количестве 99 пачек по 50 г каждая; «Al Fakher» в количестве 1 пачка массой 1000 г, который незаконно перемещен через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которого не соблюдены запреты и ограничения установленные Федеральным законом от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию РФ табачной продукции», технического регламент Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию (ТР ТС 035/2014) утвержденного решением Совета Евразийской Экономической Комиссии от 12.11.2014 № 107. Указанные табачные изделия хранил с целью последующего сбыта в помещении торгового модуля «Шейх кальяна», расположенном в ТЦ «Виктория» по адресу: <...> до их обнаружения и изъятия должностными лицами Белгородской таможни, в ходе проведенного 18.03.2020 в период времени с 12 часов 12 минут до 15 часов 06 минут в соответствии со ст. 330 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенного осмотра помещения вышеуказанного магазина (торгового модуля).

В судебное заседание ИП ФИО1 не явился, уведомлен о месте и времени его проведения заказным письмом, полученным 10.12.2020. Представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, одновременно просил прекратить производство по делу по основанию ст.2.9 КоАП РФ. Личное участие ИП ФИО1 в рассмотрении дела обязательным не признано. При таком положении, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие.

Вина ИП ФИО1 подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: копией предписания на проведение таможенного осмотра помещения от 18.03.2020 (л.д.4); копией акта таможенного осмотра помещения магазина «Шейх кальяна», расположенном в ТЦ «Виктория» по адресу: <...> в ходе которого было установлено, что ИП ФИО1 хранит и предлагает к продаже табак для кальяна иностранного производства, следующих марок: «Serbetli» в количестве 505 пачек по 50 г каждая; «Adalya» в количестве 792 пачек по 50 г каждая; «Mizo» в количестве 7 пачек по 50 г каждая; «Blue Horse» в количестве 97 пачек по 50 г каждая; «Al Fakher» в количестве 99 пачек по 50 г каждая; «Al Fakher» в количестве 1 пачка массой 1000 г, (л.д.5-7); фотофиксации осмотра (л.д.8-15); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.26-28); протоколом изъятия (л.д.16-17); протоколом опроса свидетеля ФИО5 который пояснил, что им 18.03.2020 в торговом модуле «Шейх кальяна» в ТЦ «Виктория» по адресу: <...> был проведен таможенный осмотр, в ходе которого выявлена немаркированная табачная продукция (л.д.65-66); заключением эксперта от 03.04.2020, согласно выводов которого изъятая у ИП ФИО1 табачная продукция не отвечает требованиям законодательства РФ и не может быть реализована на территории РФ, в связи с чем рыночной стоимости на территории РФ не имеет. При этом, рыночная стоимость аналогичной (однородной) табачной продукции того же веса и количества составляет 230 821 рубль (л.д.35-39); протоколом об административном правонарушении, составленным в отсутствие ФИО1 в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ (л.д.78-82).

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, в том числе в заключении эксперта оснований не имеется, в связи с чем, судья признает их допустимыми доказательствами, которые могут быть положены в основу постановления.

Ссылки ФИО1 на несоблюдение должностными лицами белгородской таможни при проверке его торгового помещения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» подлежит отклонению, ввиду того, что в силу пункта 3.1 статьи 1 указанного Закона, его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении таможенного контроля.

Все изложенные доказательства оцениваю как относимые, допустимые и достоверные. В своей совокупности эти же доказательства оцениваю как достаточные для правильного разрешения данного административного дела и вывода о полной и всесторонней доказанности вины ИП ФИО1 в совершенном правонарушении.

Согласно ст. 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пп. 37 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенные операции – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент ЕАЭС, выпускается в обращение на территории ЕАЭС при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленным техническим регламентом ЕАЭС, в том числе после нанесения обязательной маркировки и единого знака обращения продукции на рынке (ЕАС) ЕАЭС.

Решением Совета Евразийской Экономической Комиссии от 12.11.2014 № 107 утвержден технический регламент Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию (ТР ТС 035/2014) (далее – ТР ТС 035/2014). Согласно п. 4 ТР ТС 035/2014 табак для кальяна – вид курительного табачного изделия, предназначенного для курения с использованием кальяна и состоящего из смеси резаного или рваного сырья с добавлением или без добавления ингредиентов.

Согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» табак для кальяна – вид курительного табачного изделия предназначенного для курения с использованием кальяна и представляющего собой смесь резаного или рваного сырья для производства табачных изделий с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов.

Табачная продукция для кальяна включена в перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014)».

Согласно п. 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза (далее – Положение), утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294, к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526, и в отношении которой законодательством государств – членов Таможенного союза установлены обязательные требования (далее – Единый перечень).

В соответствии с п. 57 Единого перечня табачная продукция входит в перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза.

В соответствии с пунктами 3 и 6 Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС в технических регламентах ЕАЭС могут устанавливаться, в том числе требования к маркировке продукции, при этом маркировка продукции единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС является обязательным требованием для продукции, в отношении которого приняты технические регламенты ЕАЭС.

Согласно п. 2 Порядка применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения», маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок ЕАЭС.

В соответствии с п. 10 ТР ТС 035/2014 табачная продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, прошедшая процедуру оценки соответствия, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.

В соответствии с п. 44 ТР ТС 035/2014 табачная продукция, прошедшая оценку соответствия требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.

В соответствии с п. 47 ТР ТС 035/2014 маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза свидетельствует о соответствии табачной продукции требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

В соответствии с п. 2 ст. 13 ТК ЕАЭС владение, пользование и (или) распоряжение товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами после их выпуска таможенным органом осуществляются в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары, или в порядке и на условиях, которые установлены для отдельных категорий товаров, подлежащих таможенному декларированию и (или) выпуску без помещения под таможенные процедуры.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 76 (ред. от 01.12.2016) «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции» табачная продукция иностранного производства, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации с целью ее реализации, подлежит обязательной маркировке акцизными марками для маркировки табачной продукции установленных образцов.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования.

Согласно п. 6 Правил изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции» маркировка акцизными марками ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции осуществляется до ее ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно п. 8 Правил акцизная марка наносится путем наклеивания на потребительскую тару табачной продукции, которая неотделима от товара до его непосредственного употребления и в которой табачная продукция представляется для розничной продажи.

Диспозицией ст. 16.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование, приобретение и хранение товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги.

С учетом положений ТР ТС 035/2014, п. 2 Порядка применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, п. 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, п. 2 Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС, п. 6 Правил изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок, в их совокупности курительная табачная продукция различных наименований, хранившиеся у ИП ФИО1, является незаконно ввезенной на таможенную территорию ЕАЭС, поскольку на данной продукции отсутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, а также акцизные марки для маркировки продукции установленных образцов.

Деяние ИП ФИО1 квалифицирую по ст. 16.21 КоАП РФ, т.к. он приобрел и хранил товар - табак для кальяна, в ассортименте, который незаконно перемещен через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которого не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения.
ИП ФИО1 осуществляя на территории РФ предпринимательскую деятельность, связанную с реализацией населению табачной продукции, как продавец несет предпринимательские риски, поэтому должен знать все обстоятельства, связанные с реализацией иностранной табачной продукции на территории Российской Федерации и обеспечить соблюдение законодательства Российской Федерации при ее осуществлении. Однако приобретя и хранив с целью дальнейшей продажи табачные изделия иностранного производства ИП ФИО1 имел возможность осмотреть товар, и, установив отсутствие документов и акцизных марок (что свидетельствует о незаконном ввозе товара на территорию Евразийского экономического союза) имел возможность не получать товар и осуществлять его хранение, а отказаться от приема товара, сообщить в таможенные или правоохранительные органы о наличии товара, не соответствующего требованиям законодательства РФ, или возвратить товар, однако, не сделал этого, что при данных обстоятельствах судьей расценивается как самонадеянное, рискованное, не отвечающее разумной степени заботливости и осмотрительности действие.

ИП ФИО1 имел правовую и реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст.16.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению предусмотренных законодательством норм.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ИП ФИО1 не установлено.

Таким образом, ИП ФИО1 подлежит привлечению к административной ответственности с назначением наказания, ему в силу примечания к ст.16.1 КоАП РФ следует назначить наказание как юридическому лицу.

Поскольку в силу ст. 4 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции» ввоз на территорию Российской Федерации иностранной табачной продукции для ее реализации без акцизных марок запрещен. Соответственно изъятая у ИП ФИО1 табачная продукция иностранного производства, не имеющая маркировки акцизными марками, находится в незаконном обороте.

Таким образом, с учетом приведенных положений единственно возможное наказание для ИП ФИО1 является административный штраф без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения, который силу ч.3 ст.3.7 КоАП РФ не подлежит конфискации, а должен быть изъят из оборота и уничтожен.

Оснований для признания совершенного ИП ФИО1 правонарушения малозначительным и освобождения его от ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не установлено, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ИП ФИО1 к исполнению своих обязанностей. Кроме того, в данном случае правонарушение в виде нарушения таможенного законодательства Российской Федерации посягает на установленный порядок осуществления таможенных операций, цель установления такого порядка - обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, а также защита внутреннего рынка Российской Федерации.

Данных о том, что ИП ФИО1 является субъектом малого бизнеса не имеется, вместе с тем в данном случае в силу ст.3.4 КоАП РФ не имеется обстоятельств, позволяющих применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ и заменить административный штраф на предупреждение.

При определении размера которого судья исходит из того, что согласно санкции ст.16.21 КоАП РФ с учетом стоимости товара аналогичного предмету правонарушения в размере 230821 рублей минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет 115 410,5 рублей (230821:2=115410,5). Судья приходит к выводу о том, что назначение ИП ФИО1 административного наказания в виде административного штрафа в указанном размере являющимся в данном случае минимальным размером предусмотренном санкцией не будет соответствовать характеру совершенного административного правонарушения, его материальному положению, характеру деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав индивидуального предпринимателя и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, т.е. до 57705,25 рублей (115 410,5:2=57705,25).

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Признать ИП Хаммада Джанбра виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 57705,25 рублей без конфискации предметов административного правонарушения.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: получатель - Межрегиональное операционное УФК по г.Москве (ФТС России), ИНН <***>, КПП 773001001, банк получателя - Операционный департамент Банка России, <...>, БИК 044501002, КБК 15311601161010000140, ОКТМО 45328000, Код таможенного органа (поле 107) 10101000, счет № 40101810800000002901, назначение платежа-штраф для Белгородской таможни по делу об административном правонарушении № 10101000-000667/2020, УИН 15311101010000667208.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения сроков отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, лицо, не уплатившее административный штраф, может быть привлечено к административной ответственности по ст.20.25 КоАП РФ.

Уничтожить товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъятый по протоколу изъятия вещей и документов от 18.03.2020 и помещенный в камеру хранения вещественных доказательств Белгородской таможни (ТП МАПП Нехотеевка): табак для кальяна в ассортименте иностранного производства различных вкусов (ароматов) в количестве 1501 упаковка.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда через Октябрьский районный суд г.Белгорода в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья – подпись

Постановление22.01.2021