ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-528/20 от 09.03.2021 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 5-6/2021

УИД75RS0001-02-2020-009332-65

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

09 марта 2021 года г.Хабаровск

Судья Кировского районного суда г. Хабаровска С.Н. Опалей, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (далее по тексту - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России), юридический адрес: г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б, ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889, КПП 770101001,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением заместителя военного прокурора Читинского гарнизона ФИО2 от 12 октября 2020 года в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ по факту нарушений требований ст.ст. 9, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и изданных в его развитие других нормативно-правовых актов, выявленных 09.09.2020 в ходе проведения проверки совместно со специалистами 964 отдела Государственного технического надзора (территориального) Минобороны России на котельных № Жилищно-коммунальной службы № 8 (г. Чита) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (л.д. 5-11).

В суде защитник юридического лица Коновченко О.А. вину в инкриминируемом правонарушении не признал, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения и вины, малозначительность административного правонарушения и возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. Ссылается на то, что достоверных сведений о надлежащем извещении юридического лица – ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ и его законного представителя о времени и месте составления постановления о возбуждении административного производства, уведомления о предстоящей проверки, о направлении копии постановления о возбуждении административного производства по месту нахождения юридического лица, не имеется, чем нарушены права, предусмотренные законодательством РФ. Указанные нарушения являются существенными, обуславливают незаконность проведенной проверки и составления справки по ее результатам. Считает постановление заместителя военного прокурора незаконным, просит производство по делу прекратить.

В качестве прокурора в суде присутствовал помощник военного прокурора 57 военной прокуратуры гарнизона Афанасьев О.Е., который пояснил, что юридическое лицо было извещено о времени и месте решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, посредством направления уведомления от 24.09.2020, на составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении присутствовал представитель Учреждения по доверенности ФИО5, с решением о проведении проверки объектов жилищно-коммунальной службы № 8 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО был извещен врио начальника службы № 8 ФИО6, в ходе которой были выявлены нарушения требований в области энергетического надзора, которые отражены в справке. Полагает, что нарушений процессуальных требований допущено не было, просит привлечь ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ к административной ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Дело в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица, военного прокурора Читинского гарнизона, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения не поступало.

Выслушав объяснения защитника Коновченко О.А., прокурора 57 военной прокуратуры гарнизона Афанасьева О.Е., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ст. 9.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует действия, выраженные в нарушении правил пользования электрической энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании поручения военного прокурора Читинского гарнизона в период с 10 августа 2020 по 28 августа 2020 в ходе проверки совместно со специалистами 964 отдела Государственного технического надзора (территориального) Минобороны России объектов казарменно-жилищного и коммунального фондов, а также котельных, находящихся в оперативном управлении к отопительному сезону 2019-2020 годов жилищно-коммунальной службы № 8 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу), являющегося структурным подразделением ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, выявлены нарушения требований ст.ст. 9, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и изданных в его развитие других нормативно-правовых актов, а именно:

- на котельной , расположенной по адресу <адрес> выявлены следующие нарушения:

1. Отсутствует генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и тепловыми сетями (в нарушение п.п. 2.8.1 п. 2.8 Приказа Минэнерго России от 24.03.2003 №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (ПТЭТЭ));

2. Отсутствует утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями (в нарушение п.п. 2.8.1 и. 2.8 приказа Минэнерго № 115);

3. Не предоставлены акты приемочных комиссий (в нарушение п.п. 2.8.1 п. 2.8 приказа Минэнерго № 115);

4. Не предоставлены графики осмотров и обходов оборудования управленческим персоналом (в нарушение п.п. 2.8.1 п. 2.8 приказа Минэнерго № 115);

5. Не предоставлены годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов тепловых энергоустановок (в нарушение п.п. 2.7.3 п. 2.7 приказа Минэнерго № 115);

6. Не предоставлены журналы учета и содержания средств защиты, приспособлений, инструментов (в нарушение п.п. 2.10.2 п.2.10 приказа Минэнерго № 115);

7. Не предоставлен перечень работ, выполняемых по нарядам-допускам, утвержденный работодателем (в нарушение п.п. 40 п.. 4 «Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных приказом Минтруда и социальной защиты России от 17.08.2015 № 551н);

8. На манометрах отсутствует штамп или клеймо с отметкой о проведении поверки (в нарушение п.п. 66 и. 2 правил по охране труда № 551н);

9. На момент проверки на манометрах отсутствовали пломбы (в нарушение п.п. 66 и. 4 правил по охране труда № 551н);

10. На дверях РЩ-0,4кВ отсутствуют предупреждающие плакаты и знаки (в нарушение п. 2.2.20 гл. 2.2 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 - далее ПТЭЭП);

11. Не предоставлены техническое решение и технологическая схема по проведению консервации оборудования (в нарушение п.п. 2.7.16 п. 2.7 приказа Минэнерго № 115);

12. Не предоставлена инструкция по консервации оборудования (в нарушение п.п. 2.7.17 п. 2.7 приказа Минэнерго № 115);

13. Не предоставлена инструкция по эксплуатации дымовых труб и газоходов (в нарушение п.п. 3.3.10 п. 3.3 приказа Минэнерго № 115);

14. Не предоставлены журналы технического осмотра зданий и сооружений (в нарушение п.п. 3.3.3 п. 3.3 приказа Минэнерго № 115);

15. На оборудовании, запорной, регулирующей и предохранительной арматуре отсутствуют обозначения и номера (в нарушение п.п. 2.8.3 п. 2.8 приказа Минэнерго № 115);

16. В здании котельной протекает крыша (в нарушение п.п. 3.3.1 п. 3.3 приказа Минэнерго № 115);

17. Дымовая труба не оборудована искрогасителем (в нарушение п.п. «з» п. 83 Постановления Правительства России № 390);

18. Журнал с записью результатов поверок, калибровок и ремонтов приборов не ведется (в нарушение п.п. 2.9.11 п. 2.9 приказа Минэнерго №115);

19. РУ-0,4кВ отсутствуют замки на дверях щитов, сборок и других устройств (в нарушение п.п. 3.12 п. 3 «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» приказ Минтруда и социальной защиты России от 24.07.2013 № 328н);

20. Наблюдения за состоянием дымовых труб и газоходов, а также вертикальностью труб не ведется (в нарушение п. 3.3.14 ПТЭЭП);

21. Отсутствуют паспорта на дымовые трубы (в нарушение п. 3.1.3 ПТЭТЭ);

22. Котельная не обеспечена светильниками аварийного освещения (в нарушение п.п. 4.9 п. 4 «Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 388К (115 °С)», утвержденных приказом Минстроя России от 28.08.1992 № 205);

23. Отсутствует обозначения максимально допустимого давления на шкале манометра (красная черта) или прибор должен иметь дополнительную красную стрелку, движение которой не связано с передвижением рабочей стрелки (в нарушение п. 5.4.3 правил устройства и безопасной эксплуатации № 205);

24. Проверка исправности действия предохранительных клапанов их кратковременным «подрывом» не производится (в нарушение п. 5.3.66 ПТЭТЭ);

25. Предохранительные клапаны не имеют табличку с указанием: давления срабатывания клапана, срока проведения испытания, срока следующего проведения испытания (в нарушение п. 5.3.25 ПТЭТЭ);

26. В паспортах тепловых энергоустановок отсутствуют результаты осмотров и технических освидетельствований (в нарушение п.п. 2.6.3 п. 2.6 ПТЭТЭ);

27. Персонал котельной не ведёт оперативную документацию (в нарушение п.п. 2.8.9 п. 2.8 ПТЭТЭ);

- аналогичные нарушения выявлены на котельных , расположенных по адресу г<адрес>

- на котельной расположенной в <адрес> выявлены следующие нарушения:

1. Журнал с записью результатов поверок, калибровок и ремонтов приборов не ведется (в нарушение п.п. 2.9.11 п. 2.9 приказа Минэнерго № 115);

2. Частично разрушен оголовок дымовой трубы в нарушение (п. 3.3.20 ПТЭТЭ);

3. Световые ограждения дымовых труб отсутствует, а на дымовых трубах верхние огни размещены ниже обреза трубы на 1,5-3 м (в нарушение п. 3.3.18 Руководства по эксплуатации гражданских аэродромов России);

4. РУ-0,4кВ отсутствуют замки на дверях щитов, сборок и других устройств (в нарушение п.п. 3.12 п. 3 правил по охране труда № 328н);

5. У лиц, обслуживающих теплопотребляющие энергоустановки и тепловые сети, допущенные к выполнению работ, отсутствуют записи и удостоверении о проверке знаний (в нарушение п.п. 2.3.15, 2.3.16 ПТЭТЭ);

6. Наблюдения за состоянием дымовой трубы и газоходов, за осадкой фундамента дымовой трубы, а также вертикальностью трубы не ведется (в нарушение п. 3.3.14 ПТЭТЭ);

7. Отсутствует паспорт на дымовую трубу (в нарушение п. 3.1.3 ПТЭТЭ);

8. Котельная не обеспечена светильниками аварийного освещения (в нарушение п.п. 4.9 п. 4 правил устройства и безопасной эксплуатации № 205);

9. Отсутствует обозначения максимально допустимого давления па шкале манометра (красная черта) или прибор должен иметь дополнительную красную стрелку, движение которой не связано с передвижением рабочей стрелки (в нарушение п. 5.4.3 правил устройства и безопасной эксплуатации № 205);

10. Проверка исправности действия предохранительных клапанов их кратковременным «подрывом» не производится (в нарушение п. 5.3.66 ПТЭТЭ;

11. Предохранительные клапаны не имеют табличку с указанием: давления срабатывания клапана, срока проведения испытания, срока следующего проведения испытания (в нарушение п. 5.3.25 ПТЭТЭ);

12. В паспортах тепловых энергоустановок отсутствуют результаты осмотров и технических освидетельствований (в нарушение п.п. 2.6.3 п. 2.6 ПТЭТЭ);

13. Циклон, используемый для очистки газов от содержащихся в них механических примесей, находится в нерабочем состоянии (в нарушение п.п. 2.12.2 п. 2.12 приказа Минэнерго № 115);

- на котельной выявлены следующие нарушения:

1. На теплогенерирующих энергоустановках, работающих под давлением, отсутствуют таблички формата 200x150 мм, где наносятся следующие данные: регистрационный номер, разрешенное давление, дата (число, месяц и год) следующего внутреннего осмотра и испытания на прочность и плотность (в нарушение п. 9.18 ПТЭТЭ);

2. Журнал с записью результатов поверок, калибровок и ремонтов приборов не ведется (в нарушение п.п. 2. 9.11 п. 2.9 приказа Минэнерго № 115);

3. Котельная не обеспечена светильниками аварийного освещения (в нарушение п.п. 4.9 п. 4 правил устройства и безопасной эксплуатации № 205);

4. РУ-0,4кВ отсутствуют замки на дверях щитов, сборок и других устройств (в нарушение п.п. 3.12 п. 3 правил по охране труда № 328н);

5. На дверях РЩ-0,4кВ отсутствуют предупреждающие плакаты и знаки (в нарушение п. 2.2.20 гл. 2.2 ПТЭЭП);

6. Проверка исправности действия предохранительных клапанов их кратковременным «подрывом» не производится (в нарушение п. 5.3.66 ПТЭТЭ);

7. Предохранительные клапаны не имеют табличку с указанием: давления срабатывания клапана, срока проведения испытания, срока следующего проведения испытания (в нарушение п. 5.3.25 ПТЭТЭ);

8. На запорной арматуре и регулирующей арматуре, а также на прилегающих участках теплопроводов и технологических трубопроводов отсутствует обозначение направление движения теплоносителя и технологических растворов, не нанесены указатели направления ее открытия и закрытия, а также указатели направления вращения штурвалов (в нарушение п. 5.2.9 ПТЭТЭ);

9. На корпусе насоса отсутствует табличка, в которой указываются следующие данные: наименование завода-изготовителя, год изготовления и заводской номер, номер по схеме котельной, номинальная производительность при номинальной температуре воды, частота вращения рабочего колеса центробежных насосов или число ходов поршня для поршневых насосов, максимальный напор при номинальной производительности, номинальная температура перекачиваемой среды перед насосом (в нарушение п. 5.1.2 ПТЭТЭ);

10. У лиц, обслуживающих теплопотребляющие энергоустановки и тепловые сети, допущенные к выполнению работ, отсутствуют записи в удостоверение о проверке знаний (в нарушение п.п. 2.3.15, 2.3.16 ПТЭТЭ);

11. Наблюдения за состоянием дымовых труб и газоходов, за осадкой фундаментов дымовых труб, а также вертикальностью трубы не ведется (в нарушение п. 3.3.10 ПТЭТЭ);

12. Отсутствуют паспорта на металлические дымовые трубы (в нарушение п. 3.1.3 ПТЭТЭ);

13. Световые ограждения дымовых труб отсутствует, а на дымовых трубах верхние огни размещены ниже обреза трубы на 1,5 – 3м. (в нарушение п. 3.3.18 РЭГА РФ-94);

14. Отсутствует обозначения максимально допустимого давления на шкале манометра (красная черта) или прибор должен иметь дополнительную красную стрелку, движение которой не связано с передвижением рабочей стрелки (в нарушение п. 5.4.3 правил устройства и безопасной эксплуатации № 205);

15. Пожарный щит разукомплектован в нарушение п. 2.11.1 ПТЭТЭ);

- на котельной , расположенной в <адрес> выявлены следующие нарушения:

1. Журнал с записью результатов поверок, калибровок и ремонтов приборов не ведется (в нарушение п.п. 2. 9.11 п. 2.9 приказа Минэнерго № 115);

2. РУ-0,4кВ отсутствуют замки на дверях щитов, сборок и других устройств (в нарушение п.п. 3.12 п. 3 правил по охране труда № 328н);

3. У лиц, обслуживающих теплопотребляющие энергоустановки и тепловые сети, допущенные к выполнению работ, отсутствуют записи в удостоверение о проверке знаний (в нарушение п.п. 2.3.15, 2.3.16 ПТЭТЭ);

4. Наблюдения за состоянием дымовых труб и газоходов, а также вертикальностью труб не ведется (в нарушение п. 3.3.14 ПТЭТЭ);

5. Отсутствуют паспорта на дымовые трубы (в нарушение п. 3.1.3 ПТЭТЭ);

6. Котельная не обеспечена светильниками аварийного освещения (в нарушение п.п. 4.9 п. 4 правил устройства и безопасной эксплуатации № 205);

7. Отсутствуют обозначения максимально допустимого давления на шкале манометра (красная черта) или прибор должен иметь дополнительную красную стрелку, движение которой не связано с передвижением рабочей стрелки (в нарушение п. 5.4.3 правил устройства и безопасной эксплуатации № 205); 8. Проверка исправности действия предохранительных клапанов их кратковременным «подрывом» не производится (в нарушение п. 5.3.66 ПТЭТЭ);

9. Предохранительные клапаны не имеют табличку с указанием: давления срабатывания клапана, срока проведения испытания, срока следующего проведения испытания (в нарушение п. 5.3.25 ПТЭТЭ);

10. В паспортах тепловых энергоустановок отсутствуют результаты осмотров и технических освидетельствований (в нарушение п.п. 2.6.3 п.2.6 ПТЭТЭ);

- на ЦТП , расположенной по адресу <адрес> выявлены следующие нарушения:

1. Журнал с записью результатов поверок, калибровок и ремонтов приборов не ведется (в нарушение п.п. 2. 9.11 п. 2.9 приказа Минэнерго № 115);

2. РУ-0,4кВ отсутствуют замки на дверях щитов, сборок и других устройств (в нарушение п.п. 3.12 п. 3 правил по охране труда № 328н);

3. У лиц, обслуживающих теплопотребляющие энергоустановки и тепловые сети, допущенные к выполнению работ, отсутствуют записи в удостоверение о проверке знаний (в нарушение п.п. 2.3.15, 2.3.16 ПТЭТЭ).

По результатам проверки котельных жилищно-коммунальной службы № 8 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» составлена справка (л.д. 15-27, т.д. 1).

Приказом Минобороны России от 02.03.2017 № 155 с целью содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации создано ФГБУ «ЦЖКУ».

В соответствии с пунктами 13, 14, 16, 25 устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и во исполнение условий устава жилищно-коммунальной службы № 8 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу), выполняет работы по производству, передаче и распределению тепловой энергии и теплоносителя; производство горячей воды; транспортировке по трубопроводам тепловой энергии и теплоносителя; забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд и т.д.

На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДАТА для осуществления основных видов деятельности за ФГБУ «ЦЖКУ» на праве оперативного управления закреплены котельные (<адрес>), (<адрес>), (<адрес>), (<адрес>), (<адрес>), (<адрес> тракт, <адрес>), (<адрес>), ЦТП (<адрес>).

Котельные № обеспечивают тепловой энергией объекты инфраструктуры Читинского гарнизона Минобороны России, непосредственное обслуживание указанных котельных осуществляется филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» по Восточному военному округу.

12 октября 2020 года по факту выявленных нарушений заместителем военного прокурора Читинского гарнизона в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.

В силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из положений ст. 25.15 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).

В силу ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (пункт 2 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.11.2020 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России имеет филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу), расположенный в г. Хабаровске Хабаровского края. Жилищно-коммунальная служба № 8 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу), по месту расположения которой выявлены нарушения требований законодательства, не является филиалом названого юридического лица.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

Как следует из представленных материалов постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.10.2020 в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России составлено заместителем военного прокурора Читинского гарнизона в отсутствие законного представителя юридического лица, при этом в материалах дела отсутствовали сведения о надлежащем извещении лица, привлекаемого к ответственности о времени и месте его составления. В связи чем, судьей откладывалось рассмотрение настоящего дела и предоставлялось время прокурору для предоставления доказательств надлежащего извещения.

Прокурором в подтверждение надлежащего извещения юридического лица о времени и месте решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении предоставлено уведомление от 24.09.2020, которое направлено в адрес юридического лица простым почтовым отправлением, сведений о том, что оно им получено, не имеется.

Таким образом, данных, которые позволяют сделать вывод об уведомлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, как лица, привлекаемого к административной ответственности, о составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 12 октября 2020, материалы дела не содержат.

Сведений о том, что прокурором Читинского гарнизона предпринимались попытки выяснить причины неявки законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в материалах дела не имеется.

В данном случае порядок привлечения к административной ответственности прокурором не соблюден.

Иных документов, подтверждающих факт вручения юридическому лицу извещения о месте и времени составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в материалах дела не имеется, и судье в ходе рассмотрения дела не представлено.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства (реестр, квитанция), подтверждающие факт направления копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении лицу, в отношении которого оно составлено.

Таким образом, на день составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГКУ «ЦЖКУ» Минобороны России у прокурора не имелось сведений о надлежащем его уведомлении, однако им не были приняты меры к отложению и надлежащему уведомлению.

При таких обстоятельствах невозможно сделать вывод о соблюдении прокурором требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, и создании условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Доводы прокурора Афанасьева О.Е. в судебном заседании о том, что на рассмотрение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении явился ФИО5, а значит юридическое лицо было извещено о времени и месте его составления являются ошибочными, противоречат требованиям ст. 25.15 КоАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Законным представителем ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ является ФИО7

Таким образом, доверенность № ЖКС/45 от 08.02.2020 на имя ФИО5, выданная начальником ЖКС ФИО8, не содержит право на представление и участие его именно в данном административном деле, о чем указано в уведомлении прокурора от 24.09.2020 и не является документом предоставляющим право ФИО5 действовать от имени юридического лица.

Согласно п. 2 ст.12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

Согласно п. 1.1 ст. 1 Приказа от 27 марта 2009 № 93 Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О реализации федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» приказано заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным прокурорам специализированных прокуратур обеспечить действенный надзор за исполнением положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В силу ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.

Согласно представленным материалам решение о проведение проверки № 244 от 10.08.2020 в жилищно-коммунальной службе № 8 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО получил ФИО6 (л.д. 32, т. 1), данных об уведомлении юридического лица о проведении проверки не имелось, в связи чем, судьей продлевался срок рассмотрения дела, слушание дела откладывалось, предоставлялось время прокурору для предоставления доказательств извещения юридического лица о проведении проверки (л.д. 26, 130 т.3).

В качестве доказательств извещения юридического лица о проведении проверки, прокурором представлены: уведомление о проведении проверки от 10.08.2020, переданное по телефону (факсу) старшим помощником военного прокурора Читинского гарнизона и принято врио начальника службы ФИО6, однако, документов, подтверждающих полномочия ФИО6, не имеется, отсутствует номер телефона (факса) по которому он был передан. Уведомление о приостановлении от 14.08.2020, и возобновлении проверки от 09.09.2020 также не содержат номера телефона (факса) по которому были переданы и приняты начальником службы ФИО8

Документов, подтверждающих возложение обязанности на ФИО6 по получению решения прокурора о проведении проверки, в материалах дела не имеется и в ходе рассмотрения дела, предоставлено не было.

Иных доказательств, подтверждающих факт извещения юридического лица о проведении проверки, в материалах дела не имеется.

Таким образом, данных, которые позволяют сделать вывод об уведомлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, как юридического лица, о проверяемых объектах филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России жилищно-коммунальная служба , материалы дела не содержат.

В виду того, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 12 октября 2020 года составлено с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, оно в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, которая устанавливает запрет на использование доказательств, полученных с нарушением закона, не может быть признано допустимым доказательством по делу.

Поскольку в ходе рассмотрения дела судьей установлено, что порядок проведения проверки не соблюден, то ее результаты, положенные прокурором в основу постановления от 12 октября 2020г. являются недопустимым доказательством, исключение их из совокупности доказательств по настоящему делу влечет невозможность однозначно установить наличие вины Учреждения в совершении инкриминируемого правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Между тем, данное требование закона не выполнено, проведение проверки поручено помощникам военного прокурора Читинского гарнизона ФИО9 и ФИО10, однако из справки на имя военного прокурора Читинского гарнизона следует, что указанные выше должностные лица участия в проверке не принимали. Иных документов, подтверждающих проведение проверки указанными лицами, не имеется.

Кроме того, в решении о проведении проверки и постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении имеются разночтения, в части указания периодов проверки объектов коммунального фонда к отопительному периоду, а именно в решении о проведении проверки указано об организации подготовки к отопительному сезону 2019-2020 г.г., а в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении – к отопительному периоду 2020-2021г.г., вместе с тем указанные противоречия прокурором не устранены.

Существенное нарушение процессуальных требований не позволило судье первой инстанции всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы защитника юридического лица о процессуальных нарушениях, допущенных прокурором при возбуждении дела об административном правонарушении, нахожу обоснованными.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России прекратить по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья (подпись)

Копия верна, Судья С.Н. Опалей

<данные изъяты>

<данные изъяты>